Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 октября 2010 г. N А60-24151/2010-С12
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 февраля 2011 г. N Ф09-298/11-С5 по делу N А60-24151/2010-С12 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 2 ноября 2010 г. N А60-24942/2010-С1
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 13 октября 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества "Уралсевергаз - независимая газовая компания" к обществу с ограниченной ответственностью "Агросервис"
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Екатеринбурггаз", Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети"
о взыскании 15889554 руб. 69 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Стафеева И.В., представитель по доверенности N 14 от 01.01.2010 г.,
от ответчика: Быков О.В., представитель по доверенности от 01.04.2010 г.;
от третьих лиц: от ОАО "Екатеринбурггаз" - не явился, извещен; от ЕМУП "Тепловые сети" - не явился, извещен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ЗАО "Уралсевергаз - независимая газовая компания" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Агросервис" о взыскании 15889554 руб. 69 коп., в том числе 15438812 руб. 78 коп. задолженности по оплате газа, поставленного в период с июня 2009 г. по май 2010 г., 450741 руб. 91 коп. процентов, начисленных на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 11.07.2009 г. по 24.06.2010 г., а также процентов, начисленных по день фактической оплаты суммы долга.
В качестве нормативного основания истец указывает ст. 11, 12, 309, 314, 395, 486 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании, состоявшемся 31.08.2010 г., истцом было заявлено и судом удовлетворено на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об изменении размера заявленных требований, в том числе об уменьшении требований в части основного долга до суммы 14838812 руб. 78 коп. в связи с частичным погашением ответчиком задолженности в сумме 600000 руб. после предъявления иска в суд, и об увеличении размера требований в части процентов до суммы 666355 руб. 87 коп. в связи с их начислением за период с 11.07.2009 г. по 30.08.2010 г., в связи с чем спор подлежит рассмотрению в пределах требований в сумме 15505168 руб. 65 коп.
В настоящем судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме.
Ответчик против исковых требований возразил по доводам, изложенным в отзыве, в том числе указав, что трехсторонние акты, находящиеся в материалах дела и подписанные только ОАО "Екатеринбурга" и ЗАО "Уралсевергаз" не должны рассматриваться судом как неопровержимые доказательства возникновения обязательств ООО "Агросервис", так как ОАО "Екатеринбурга" и ЗАО "Уралсевергаз", подписавшие данные акты являются заинтересованными лицами в исходе данного дела. Также ответчик указал, что при определении цены иска истец неверно определил стоимость всего объема газа как коммерческую. Как поясняет сам ответчик, ООО "Агросервис" потребил часть объемов газа для производства тепловой энергии и горячей воды, направленной населению и другим социально-значимым объектам, а именно в период с июня 2009 года по 31 декабря 2009 года в объеме 740 тыс. куб.м. на сумму 1711543 руб. 78 коп. (цена без учета коммерческой надбавки), в 2010 года в период с 1 января 2010 года по 31 марта 2010 года в объеме 571 тыс.куб.м. на сумму 1537238 руб. 73 коп. (без учета коммерческой надбавки), однако истец при подаче иска определил, что цена газа на весь заявленный им объем является коммерческой, т.е. с учетом коммерческой надбавки.
Кроме того, ООО "Агросервис" считает необоснованным заявленное требование истца о взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами за период с октября 2009 года по 30 августа 2010 года в размере 647904 рублей 30 копеек, поскольку истцом не были предоставлены ответчику акты и счет-фактуры для оплаты оказанных услуг, так же считает неправомерным заявленное требование истца о взыскании процентов, начисленных на конкретную сумму долга в размере 1383812 руб.78 коп. по ставке рефинансировании 7,75 % годовых начиная со дня, следующего за днем вынесения решения по день фактической оплаты основного долга, поскольку, как поясняет ответчик, до сегодняшнего дня истцом не совершены действия по предоставлении ООО "Агросервис" оригиналов актов о количестве поданного и протранспортированного газа, а также счетов-фактур с указанием его стоимости за весь спорный период.
ООО "Агросервис" также пояснило, что абонентам, указанным в отзыве, передавалось тепло и горячее водоснабжение через транспортирующую организацию ЕМУП "Тепловые сети". По ходатайству ответчика указанное лицо привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Третье лицо - ЕМУП "Тепловые сети", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, направив в соответствии с определением суда информацию по объемам поставленного тепла и горячей воды в Гкал в период с июня 2009 г. по май 2010 г., протранспортированного ЕМУП "Тепловые сети" от источника ООО "Агросервис" по указанным в сведениях абонентам.
Представленные ЕМУП "Тепловые сети" сведения приобщены к материалам дела.
В данном судебном заседании ответчиком заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с тем, что истребованные судом определением от 27.09.2010 г. сведения, необходимые для производства математических расчетов по определению объемов газа, использованного для производства тепла и горячей воды, поставленных непосредственно населению, ответчиком не были получены до 13.10.2010 г., тогда как данные расчеты, по мнению ответчика, могут повлиять на правильность разрешения дела по существу.
Ходатайство ответчика рассмотрено и отклонено, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что с учетом поступивших от ЕМУП "Тепловые сети" по запросу суда сведений и представленных ответчиком в обоснование своих возражений доказательств, необходимость в уточнении ответчиком контррасчета по указанному основанию отсутствует.
Третье лицо - ОАО "Екатеринбурггаз", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствует уведомление органа связи, в суд также не явилось, о причинах неявки не сообщило, о возможности рассмотрения дела в его отсутствие не заявило.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьих лиц по имеющимся доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Как следует из материалов дела, в период с июня 2009 г. по май 2010 г. в отсутствие заключенного в письменной форме договора ЗАО "Уралсевергаз - независимая газовая компания" осуществлялась поставка газа ООО "Агросервис".
Факт потребления газопотребляющим оборудованием котельной по адресу г. Екатеринбург, ул. Титова,19, эксплуатируемой ответчиком, в период с июня 2009 г. по май 2010 г. газа в объеме 6095000 н.м.куб. на общую сумму 17707451 руб. 26 коп. подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в т.ч. актами N 06-1769 от 30.06.2009 г., N 7-1769 от 31.07.2009 г., N 8-1769 от 31.08.2009 г., N 9-1769 от 30.09.2009 г., N 10-1769 от 31.10.2009 г., N 11-1769 от 30.11.2009 г., N 12-1769 от 31.12.2009 г., N 1-695 от 31.01.2010 г., N 2-695 от 28.02.2010 г., N 3-695 от 31.03.2010 г., N 4-695 от 30.04.2010 г., N 5-695 от 31.05.2010 г., подписанными истцом и третьим лицом - ОАО "Екатеринбурггаз", являющимся газораспределительной организацией, к газопроводам которой подключено газопотребляющее оборудование находящейся в пользовании ООО "Агросервис" котельной по адресу г. Екатеринбург, ул. Титова,19, договором аренды котельной от 16.05.2009 г., согласно которому вышеуказанная котельная передана в пользование ООО "Агросервис", актами сверки поданного (принятого) газа, подписанными представителями потребителя (истца) и газораспределительной организации (третьего лица) за каждый месяц спорного периода (с июня 2009 г. по май 2010 г.), перепиской сторон (направленными в адрес истца письмами ООО "Агросервис" от 13.01.2009 г. N 1, от 01.06.2009 г., от 21.12.2009 г. N 165 от 06.08.2010 г., адресованными ответчику письмами ЗАО "Уралсевергаз - независимая газовая компания" от 11.05.2010 г., N 10-372, от 24.06.2010 г. N 10-790), а также документами, представленными ответчиком в подтверждение факта потребления им спорного газа на коммунально-бытовые нужды, в т.ч. перепиской ответчика с абонентами, в адрес которых им осуществлялась в спорный период поставка тепловой энергии, вырабатываемой котельной по адресу г. Екатеринбург, ул. Титова,19 (сопроводительные письма ООО "Агросервис" от 06.07.2010 г. N 283, от 02.07.2010 г., от 12.07.2010 г. N 294, от 14.07.2010 г. N 299, письма ООО "УК РЭМП УЖСК" от 16.08.2010 г. N 2393, от 27.07.2010 г. N 2165), адресованным ответчику письмом ЕМУП "Тепловые сети" от 11.06.2010 г. N 295 и предоставленным указанным лицом по запросу суда информацией об объемах протранспортированной ЕМУП "Тепловые сети" от эксплуатируемой ООО "Агросервис" котельной по адресу г. Екатеринбург, ул. Титова,19 до конкретных потребителей тепловой энергии за период с июня 2009г. по май 2010 г., а также платежными документами ответчика на перечисление АО "Уралсевергаз - независимая газовая компания" денежных средств в оплату потребленного в спорный период (июнь-сентябрь 2009 г.) газа (согласно указанному в платежных поручениях N 947 от 26.10.2009 г., N 948 от 26.10.2009 г., N 356 от 21.08.2009 г., N 355 от 21.08.2009 г., N 354 от 21.08.2009 г., N 672 от 05.08.2010 г., N 525 от 27.07.2010 г. назначению платежа).
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В силу ч. 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу о доказанности истцом факта потребления ООО "Агросервис" в период с 01 июня 2009 г. по май 2010 г. в отсутствие заключенного договора газоснабжения газа, поставляемого ЗАО "Уралсевергаз - независимая газовая компания", на общую сумму 17707451 руб. 26 коп. (в т.ч. в июне 2009 г. - на сумму 506480 руб. 92 коп., в июле 2009 г. - на сумму 525432 руб. 88 коп., в августе 2009 г. - на сумму 557653 руб. 84 коп., в сентябре 2009 г. - на сумму 679070 руб. 84 коп., в октябре 2009 г. - на сумму 1274673 руб. 85 коп., в ноябре 2009 г. - на сумму 2016473 руб. 17 коп., в декабре 2009 г. - на сумму 2645047 руб. 79 коп., в январе 2010 г. - на сумму 2975007 руб. 50 коп., в феврале 2010 г. - на сумму 2603283 руб. 15 коп., в марте 2010 г. - на сумму 2348272 руб. 88 коп., в апреле 2010 г. - на сумму 1077279 руб. 77 коп., в мае 2010 г. - на сумму 498774 руб. 67 коп. ).
Стоимость потребленного в спорный период природного газа рассчитана истцом (согласно представленному с письменными пояснениями расчету) по нерегулируемой цене, определенной в диапазоне между минимальными и максимальными оптовыми ценами на газ, установленными приказами Федеральной службы по тарифам от 24.12.2008 г. N 413-э/11, от 18.12.2009 г. N 440-э/2, путем увеличения минимальной оптовой цены, установленной для субъекта - Свердловская область (42 пояс) на соответствующий период (и скорректированной в зависимости от фактической калорийности газа в соответствии с указанными нормативными актами), на 24 %, на 19 %, на 12 % (в зависимости от размера действовавших в соответствующий период минимальных и максимальных оптовых цен), т.е. в порядке, предусмотренном положениями пунктов 15.1-15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. N 1021.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номер Приказа Федеральной службы по тарифам от 24 декабря 2008 г. следует читать как "N 414-э/12"
При этом, истец руководствовался положениями п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем представил договоры на поставку газа с иными потребителями, предусматривающие применение в спорный период нерегулируемых цен, определенных аналогичным образом.
Доводы ответчика о неправомерности применения истцом указанных нерегулируемых цен в отношении объемов газа, потребленных ответчиком для целей выработки котельной тепловой энергии, поставленной населению и бюджетным организациям, и необходимости расчета стоимости указанных объемов газа, как потребленных для коммунально-бытовых нужд, по регулируемым (минимальным оптовым) ценам, установленным Федеральной службы по тарифам.
Данные доводы ответчика отклоняются судом с учетом следующего.
В силу пункта 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. N 162 (далее - Правила поставки газа) поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.
Согласно п. 29 указанных Правил поставки газа цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения от 29.12.2000 г. N 1021), которые определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям (п. 1).
В соответствии с п. 11 Основных положений от 29.12.2000 г. N 1021 государственное регулирование цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней. Цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов (п. 15 Основных положений от 29.12.2000 г. N 1021).
Согласно Основным положениям от 29.12.2000 г. N 1021 государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.
Приказами Федеральной службы по тарифам от 24.12.2008 г. N 413-э/11, от 18.12.2009 г. N 440-э/2 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, утверждены на спорный период оптовые цены на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения, а также за исключением газа, реализуемого потребителям Российской Федерации, в отношении которого применяются принципы государственного регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации), оптовые цены на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению и предельные минимальные и предельные максимальные оптовые цены на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации в отношении которых применяются принципы государственного регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 Основных положений от 29.12.2000 г. N 1021 регулируемые оптовая цена на газ и плата за снабженческо-сбытовые услуги не распространяются на газ, добываемый организациями, не являющимися аффилированными лицами акционерного общества "Газпром" и (или) организаций - собственников региональных систем газоснабжения либо созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" (кроме организаций, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения).
Определением Верховного Суда Российской Федерации N КАС 02-381 от 30.07.2002 г. признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзац 1 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти (утвержденного Постановлением Правительства РФ N 239 от 07.03.1995), в части распространения государственного регулирования цен на любую последующую продажу (в том числе конечному потребителю) самостоятельным хозяйствующим субъектом газа, добываемого организациями - независимыми производителями, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром", "Камчатгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", и реализуемого ими по свободным (рыночным) ценам.
Исходя из положений вышеуказанных норм и смысла названного определения, государственному регулированию при дальнейшей реализации подлежат только оптовые цены на газ, добываемый аффилированными лицами открытого акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром", "Камчатгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз". В отношении установления цен на газ, добываемый организациями - независимыми производителями и реализуемый (в том числе конечному потребителю) самостоятельными хозяйствующими субъектами, государственное регулирование не распространяется.
Таким образом, критерий применения государственного регулирования оптовых цен в сфере газоснабжения установлен законодателем в зависимости от вида организации, осуществившей добычу природного газа, реализуемого потребителям (кроме населения). Объем газа, добытого независимыми производителями, может быть реализован (в том числе конечному потребителю) самостоятельным хозяйствующим субъектом по рыночной цене. Цена на газ, добытый субъектами естественных монополий и их аффилированными лицами, не может превышать цены, установленной в порядке государственного регулирования.
Согласно доводам истца, изложенным в письменных пояснениях, ЗАО "Уралсевергаз" поставляет потребителям Свердловской области как газ, добываемый организациями, являющимися аффилированными лицами ОАО "Газпром", так и газ, добываемый независимыми производителями, и с учетом того, что самостоятельный (без заключения договора) отбор газа ответчиком начался с июня 2009 г., т.е. спустя пять месяцев календарного года, до начала которого производилось выделение конкретным потребителям, в зависимости от согласованных в договорах лимитов потребления, объемов газа, поставляемого по регулируемым ценам, и газа, поставляемого по рыночным ценам, ввиду ограниченности объемов газа, добываемого организациями ОАО "Газпром", такой газ ответчику не поставлялся.
Документального подтверждения обратного ответчиком не представлено.
Кроме изложенного, государственному регулированию подлежат только розничные цены на газ, реализуемый населению (п. 10 Основных положений от 29.12.2000 г. N 1021). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, с учетом Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ России от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12 (далее - Методические указания).
Согласно п. 3 Методических указаний розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям (далее - население) для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели. В силу п. 4 Методических указаний в случае, если поставка газа населению осуществляется, в том числе для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в п. 3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в п. 3, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Доказательств того, что ответчик является организацией, созданной в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в целях управления жилыми и нежилыми помещениями в жилых домах и имеет статус исполнителя коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 , либо является ресурсоснабжающей организацией, имеющей договоры на предоставление газа непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или с собственниками жилых домов (п. 7 Правил) ответчик не представил. Имеющиеся в материалах дела документы, в т.ч. сведения, представленные ЕМУП "Тепловые сети", вышеуказанных обстоятельств не подтверждают. По данным ЕМУП "Тепловые сети" население в качестве непосредственных абонентов ООО "Агросервис" не значится. Кроме того, указанная информация касается объемов протранспортированного в период с июня 2009 г. по май 2010 г. от источника ООО "Агросервис" тепла и горячей воды, а не газа.
При таких обстоятельствах оснований для применения истцом в расчетах с ответчиком розничных цен на газ, реализуемый населению, также не имеется.
Критерий характера использования потребляемого газа - для коммунально-бытовых нужд, или для целей промышленного потребления (на который ссылается ответчик) - в качестве определяющего для применения регулируемых или нерегулируемых цен законодателем не предусмотрен и может быть установлен в качестве такового только соглашением сторон. Использование газа для коммунально-бытовых нужд имеет значение при определении стоимости газа, дополнительно отобранного (перерасходованного) без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией, в порядке, предусмотренном п. 17 Правил поставки газа. Вместе с тем коэффициенты, предусмотренные указанной нормой для целей определения стоимости перерасходованного газа, истцом при расчете стоимости спорного газа не применялись.
С учетом того, что потребление ответчиком газа осуществлялось в отсутствие заключенного между сторонами договора газоснабжения и согласованных объемов потребления, применение истцом при определении стоимости фактически потребленного ответчиком внедоговорного объема газа принципов регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, зафиксированных в пунктах 15.1-15.3 Основных положений от 29.12.2000 г. N 1021, согласно которым по регулируемым оптовым (минимальным) ценам конечные потребители могут приобретать газ только в договорных объемах 2007 г., дополнительные объемы сверх договорных объемов базового 2007 г. можно приобрести только по договорным ценам (в пределах установленного диапазона минимальных и максимальных оптовых цен), не противоречит действующему законодательству и иным нормативно-правовым актам в области газоснабжения в Российской Федерации и является правомерным.
В силу п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Расчеты за поставленный газ ответчиком произведены частично (п/п N 947 от 26.10.2009 г., N 948 от 26.10.2009 г., N 356 от 21.08.2009 г., N 355 от 21.08.2009 г., N 354 от 21.08.2009 г., N 672 от 05.08.2010 г., N 525 от 27.07.2010 г.), в связи с чем образовалась задолженность в размере 14838812 руб. 78 коп.
Доказательств оплаты ответчиком принятого газа в полном объеме либо на большую сумму ответчиком в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Исходя из изложенного, с учетом того, что расчеты за поставленный в период с июня 2009 г. по май 2010 г. газ до настоящего времени в полном объеме не произведены, требования истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 14838812 руб. 78 коп. являются обоснованными, правомерными и подлежат удовлетворению на основании ст.ст. 309, 310, 486, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 11.07.2009 г. по 30.08.2010 г. по ставке рефинансирования 7,75 % годовых в сумме .
Согласно ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Учитывая, что обязанность по оплате стоимости поставленной газа ответчиком в полном объеме и своевременно не исполнена, истец правомерно начислил проценты за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
Между тем сумма процентов необоснованно завышена в связи с неправильным определением истцом начальной даты периода просрочки.
Поскольку конкретный срок оплаты поставленного газа сторонами не был согласован, при определении срока исполнения обязательства по его оплате необходимо руководствоваться нормами п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым, обязательство, не предусматривающее срок его исполнения и не содержащее условий, позволяющих определить этот срок, должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
Учитывая, что доказательств, подтверждающих факт и дату направления в адрес ответчика счетов-фактур на сумму 17707451 руб. 26 коп., либо письменного требования об оплате газа в материалы не представлено ввиду их отсутствия, суд исходит из того, что впервые требование об исполнении спорного обязательства предъявлено ответчику в исковом заявлении. Поскольку единственным документом, подтверждающим предъявление указанного требования ответчику, является почтовая квитанция N 09903 от 25.06.2010 г. о направлении копии иска ответчику, исходя из даты отправки данной почтовой корреспонденции (25.06.2010 г.), с учетом нормативно установленных контрольных сроков прохождения почтовой корреспонденции на внутригородской территории административных центров субъектов РФ (3 дня с учетом дня приема, согласно постановлению Правительства РФ от 24.03.2006г. N 160) и установленного ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации семидневного срока для исполнения обязательства (с применением правил ст. 193 ГК РФ), начисление процентов за просрочку оплаты поставленного газа правомерно не ранее чем с 06.07.2010 г.
С учетом произведенной судом корректировки правомерная сумма процентов за период с 07.07.2010 г. по 30.08.2010 г. составит 178890 руб. 13 коп. (14838812,78 руб. х 7,75% : 360 х 56 дн.), исходя из ставки рефинансирования 7,75 % годовых (Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У), действующей на момент обращения с иском в суд и вынесения решения, которая и подлежит взысканию.
На основании п. 3 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению с 31.08.2010 г. по день фактической уплаты основного долга в размере 14838812 руб. 78 коп., исходя из учетной ставки рефинансирования 7,75 процентов годовых.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной истцом при предъявлении иска, с правомерно заявленных и удовлетворенных требований, в том числе с части суммы 600000 руб., подлежат отнесению на ответчика и возмещению истцу, поскольку исковые требования в сумме 600000 руб. добровольно удовлетворены ответчиком после предъявления иска и вынесения арбитражным судом определения о принятии его к производству (п/п N 672 от 05.08.2010 г., N 525 от 27.07.2010 г.). В таком случае арбитражный суд в соответствии со ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ч. 1 ст. 110 АПК РФ), разрешает вопрос о распределении расходов исходя из того, что в рассматриваемом случае требования истца фактически удовлетворены.
Поскольку государственная пошлина уплачена истцом без учета последующего увеличения суммы исковых требований в части процентов, недоплаченная государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета с истца, исходя из того, что исковые требования удовлетворены частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Агросервис" (ИНН 6670178880, ОГРН 1076670020294) в пользу закрытого акционерного общества "Уралсевергаз - независимая газовая компания" (ИНН 6604008860, ОГРН 1026600666232) 15017702 (пятнадцать миллионов семнадцать тысяч семьсот два) руб. 91 коп., в том числе: долг в сумме 14838812 (четырнадцать миллионов восемьсот тридцать восемь тысяч восемьсот двенадцать) руб. 78 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 07.07.2010 г. по 30.08.2010 г. в сумме 178890 (сто семьдесят восемь тысяч восемьсот девяносто) руб. 13 коп
Проценты на сумму 14838812 (четырнадцать миллионов восемьсот тридцать восемь тысяч восемьсот двенадцать) руб. 78 коп. подлежат начислению с 31.08.2010г. по день фактической уплаты основного долга, исходя из учетной ставки рефинансирования 7,75 процентов годовых.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Агросервис" (ИНН 6670178880, ОГРН 1076670020294) в пользу закрытого акционерного общества "Уралсевергаз - независимая газовая компания" (ИНН 6604008860, ОГРН 1026600666232) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 100392 (сто тысяч триста девяносто два) руб. 36 коп.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Уралсевергаз - независимая газовая компания" (ИНН 6604008860, ОГРН 1026600666232) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1078 (одна тысяча семьдесят восемь) руб. 07 коп.
Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации взысканная по делу государственная пошлина подлежит уплате истцом добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты государственной пошлины истец должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.
При не поступлении в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты государственной пошлины, выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 октября 2010 г. N А60-24151/2010-С12
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 февраля 2011 г. N Ф09-298/11-С5 по делу N А60-24151/2010-С12 настоящее решение оставлено без изменения