Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 октября 2010 г. N А60-21669/2009-С10
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 13 октября 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело по иску ООО "Медицинская компания ЮНИКС" (ИНН 6662113920, ОГРН 1026605392923) к ООО "КАРАБИ" (ИНН 7801211020) о взыскании 3952091 руб. 01 коп.,
при участии в судебном заседании
от истца: З.В. Мусаелян, представитель по доверенности от 21.01.2010 г., П. А. Хонин, представитель по доверенности от 01.09.2010 г.,
от ответчика: 05 и 12 октября 2010 г. Н.В. Мамедова, представитель по доверенности от 14.07.2010 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
В судебном заседании, открытом 05.10.2010 г. объявлялся перерыв до 07.10.2010 г., затем до 12.10.2010 г.
ООО "Медицинская компания ЮНИКС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "КАРАБИ" о взыскании 4363853 руб. 19 коп., уплаченных по договору N 11-07/07 от 16 июля 2007 года на оказание услуг по внедрению информационной системы и по договору N 17/01-07 от 06 сентября 2007 года на приобретение и использование программы для ЭВМ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2009 г. иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суд Уральского округа от 07.05.2010г. решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2009г. отменено в связи с рассмотрением спора в отсутствие сведений о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного заседания, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Требования истца изначально были основаны на ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств, вытекающих из двух договоров:
1) договора на оказание услуг по внедрению информационной системы N 11-07/07 от 16 июля 2007 года, согласно которому исполнитель обязался оказать заказчику услуги по внедрению информационной системы на основе программного продукта "CARABI", а заказчик принял на себя обязательства принять результат и оплатить его. Сумма, взыскиваемая истцом по указанному договору, составила 3952091 руб. 01 коп.
2) договора на приобретение и использование программы для ЭВМ N 17/01-07 от 07 сентября 2007 года. Сумма, взыскиваемая истцом по названному договору, составляет 411762 руб. 18 коп., в которую включены стоимость обеспечения доступа к программному продукту и права на его использование, стоимость резервной копии программного продукта, а также стоимость технической документации, включающей в себя руководство по установке программного продукта и описание функциональных модулей.
При новом рассмотрении спора определением по настоящему делу от 21.07.2010 г. в отдельное производство выделены исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Медицинская компания ЮНИКС" к обществу с ограниченной ответственностью "КАРАБИ" о взыскании задолженности в сумме 411762 руб. 18 коп. по договору N 17/01-07 от 07 сентября 2007 года на приобретение и использование программы для ЭВМ с присвоением делу номера А60-26918/2010-С10.
В соответствии с определением Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2010 г. по делу N А60-26918/2010-С10 указанное дело передано по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Предметом спора по настоящему делу является требование истца о взыскании с ответчика денежных средств в размере 3952090 руб. 90 коп., уплаченных ему по договору на оказание услуг по внедрению информационной системы N 11-07/07 от 16 июля 2007 года в связи с нарушением сроков выполнения работ и оказанием некачественных услуг, что привело к невозможности использования программного продукта в производственной деятельности (л.д. 76-77, том 3).
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв, исковые требования не признаны со ссылкой на необоснованность претензий истца по срокам выполнения работ, на надлежащее исполнение работ, которое подтверждается подписанными сторонами без замечаний актами сдачи-приемки услуг.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил:
Между ООО "Медицинская компания ЮНИКС" (Заказчик) и ООО "КАРАБИ" (Исполнитель) 16 июля 2007 г. заключен договор N 11-07/07, согласно которому исполнитель обязался оказать заказчику услуги по внедрению информационной системы на основе программного продукта "CARABI", а заказчик принял на себя обязательства принять результат услуг и оплатить его. Перечень работ, сроки выполнения и их стоимость приведены в Плане-графике, изложенном в Приложении N 2 к договору (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 3.2 договора работы осуществляются по Этапам в соответствии с планом-графиком работ (Приложение 2). На этапах 1 и 6 разрабатывается детальное техническое задание (Приложение N 1), в котором подробно определяется содержание дальнейших этапов и требования к результатам.
Техническое задание на настройку и внедрение корпоративной информационной системы МК ЮНИКС в части сопровождения основной хозяйственной деятельности, подписанное сторонами договора N 11-07/07 от 16 июля 2007 г. и являющееся Приложением N 1 к нему определяет требования и основные исходные данные построения корпоративной информационной системы (КИС) Медицинской Компании Юникс в части "Логистика" и включает в себя цели, задачи, состав проекта, этапы создания системы, технологические требования к внедряемой системе и особенности ведения проекта для успешного внедрения.
Согласно техническому заданию построение корпоративной информационной системы должно основываться на деятельности компании, являющейся официальным дистрибьютором ведущих мировых производителей, по организации комплексных поставок медицинского оборудования, расходных материалов и медицинского инструментария. Основные задачи по автоматизации и внедрению КИС МК ЮНИКС направлены на получение единого мощного инструментария для всех ключевых сотрудников компании в различных регионах. Автоматизация включает контроль за отгрузкой товара потребителю, доставку товара, формирование заявок и заказов, а также другие важные вопросы, являющиеся мощным инструментом оптимального осуществления процессов дистрибьюторской деятельности.
Целями реализации указанного проекта, предусмотренными техническим заданием, являются:
автоматизация процессов учета и анализа основной хозяйственной деятельности компании Юникс;
повышение эффективности работы компании за счет сокращения времени обработки заявок и заказов, единого хранения данных по имеющимся ресурсам и потребностям, оптимизации процесса ценообразования, повышения эффективности использования складских мощностей путем оптимизации хранения и доставки товаров, расширения регионов компании и освоения новых рынков;
создание механизма классификации товаров и услуг компании с возможностями последующей выборки и созданием аналитических отчетов;
повышение управляемости компании, состоящей из территориально разнесенных филиалов;
перевод имеющихся данных в Единую информационную систему;
повышение точности, достоверности и своевременности финансовой отчетности, предоставляемой руководителям различного уровня в соответствии с их компетенцией;
интеграция с внешними программными продуктами - 1С-Бухгалтерия;
автоматизация документооборота и управления бизнес-процессами компании;
проведение реинжиниринга бизнес-процессов компании с учетом внедрения КИС;
автоматизация процесса планирования предстоящих событий с возможностью оповещения заинтересованных пользователей и отображения текущего плана-графика закупок и отгрузок;
планирование и регистрация контактов сотрудников ЮНИКС с компаниями и связь контактов с процессом планирования событий;
создание архива документов, связанных с описанными выше процессами.
Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что объектом внедрения информационной системы являются подразделения заказчика, территориально расположенные в городах Екатеринбург, Москва, Новосибирск, Красноярск, Пермь, Самара, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Калининград, Уфа, Курган.
Автоматизации подлежат бизнес-процессы, реализуемые следующими подразделениями заказчика: департамент закупок и сопровождения продаж; департамент ФСС; департамент госпитальных продаж; департамент управления поставками; автохозяйство; склады (Екатеринбург, Москва, Новосибирск, Красноярск, Пермь, Самара, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург); департамент экономики и финансов; бухгалтерия; отдел управления персоналом; департамент маркетинга; департамент ИТ, юридический департамент (пункт 3.3 договора). Задачи информационной системы по каждому из приведенных объектов автоматизации определены в техническом задании.
В обязанности Исполнителя по договору N 11-07/07 от 16 июля 2007 г. входит, в частности оказание услуги в соответствии с утвержденным сторонами Планом-графиком, проведение работ по ликвидации Ошибок функционирования информационной системы (ИС), обнаруженных в процессе эксплуатации ИС в соответствии с разделом 7 договора (пункты 5.1.2, 5.1.9 договора).
В обязанности заказчика по данному договору, в частности входит своевременное предоставление Проектной группе всей информации и документации, необходимой для успешного решения задач; предоставление специалистам Исполнителя на период оказания услуг на территории заказчика отдельного рабочего места, городского телефона, доступа к копировальному аппарату, к сети Интернет и другим средствам коммуникации, если таковые понадобятся в процессе оказания услуг (пункты 6.1.6, 6.1.8 договора).
Согласно пункту 9.2 договора 11-07/07 предварительная стоимость услуг установлена в размере 2813493 руб., которая по каждому этапу определяется в плане-графике. Стоимость услуг по каждому этапу и, соответственно, общая сумма договора могут быть уточнены в процессе выполнения соответствующего этапа.
Пунктами 9.3, 9.9 договора установлено, что до начала оказания услуг по каждому последующему этапу Заказчик выплачивает Исполнителю предоплату в размере 50 % окончательной стоимости услуг по соответствующему этапу, окончательная оплата каждого этапа производится в течение 5 банковских дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки услуг по соответствующему этапу на основании счетов Исполнителя.
Согласно пункту 9.5 договора N 11-07/07 в редакции дополнительного соглашения от 05.09.2007 г. транспортные и командировочные расходы не входят в стоимость услуг, указанных в пункте 9.2 договора и рассчитываются на основе фактических затрат исполнителя, включающих проживание и транспортные расходы, оплата транспортных и командировочных расходов исполнителя производится в течение 5 дней после предоставления исполнителем отчета о расходах с приложением документов, подтверждающих эти затраты.
В первоначально подписанном сторонами плане-графике работ по созданию и внедрению информационной системы (КИС) "МК ЮНИКС" (Приложение N 2 к договору N 11-07/07 от 16.07.2007 г.) сторонами предусмотрено начало выполнения работ с 20.07.2007 г. по 02.05.2008 г. и 10 этапов работ.
Редакция плана-графика работ сторонами изменена 06 сентября 2007г., в котором изменена дата окончания работ на 22.05.2008 г. (л.д. 29-33, том 1).
Согласно измененному плану графику работы состоят из 10 этапов:
Этап 1 - разработка технического задания по логистическому контуру, начало работ 23.07.2007 г., окончание 07.09.2007 г.;
Этап 2 - настройка и тестовая эксплуатация подсистемы "Управление заявками и заказами", начало работ 10.09.2007 г., окончание 22.11.2007 г.;
Этап 3 - настройка и тестовая эксплуатация подсистемы "Логистика отгрузок, поставок и перемещений", начало работ 23.11.2007г., окончание 08.01.2008г.;
Этап 4 - настройка и тестовая эксплуатация подсистемы "Управление складом и складская логистика", начало работ 09.01.2008 г., окончание 13.02.2008 г.;
Этап 5 - внедрение подсистем логистического контура в Екатеринбурге, начало работ 14.02.2008 г., окончание 29.02.2008 г.;
Этап 6 - разработка технического задания по финансовому планированию компании, начало работ 03.03.2008 г., окончание 21.03.2008 г.;
Этап 7 - настройка и тестовая эксплуатация подсистемы "Бюджетирование", начало работ 24.03.2008 г., окончание 25.04.2008 г.;
Этап 8 - внедрение подсистемы финансового планирования в Екатеринбурге, начало работ 28.04.2008 г., окончание 01.05.2008 г.;
Этап 9 - внедрение разработанного функционала в типовом филиале МК ЮНИКС, начало работ 02.05.2008 г., окончание 08.05.2008 г.;
Этап 10 - обучение сотрудников компании работе в системе, доработка сопровождающей документации по системе, начало работ 09.05.2008 г., окончание 22.05.2008 г.
Сторонами подписано дополнительное соглашение N 1 от 16.07.2007 г. на выполнение работ 1 этапа, в котором определена его стоимость в размере 113280 рублей (л.д. 35, том 1). Работы 1 этапа сданы Исполнителем и приняты Заказчиком согласно акту от 06.09.2007 г. на сумму 113280 руб. (л.д. 38, том 1). На сумму предоплаты и окончательной оплаты 1 этапа работ ответчик предъявил истцу счета на сумму по 56640 руб., соответственно, N 71 от 16.07.2007 г. и N 121 от 06.09.2007 г. (л.д. 36, 37, том 1), которые оплачены истцом в полном объеме платежными поручениями N 5672 от 23.07.2007 г. и N 2911 от 12.09.2007 г. (л.д. 90, 79, том 2).
Дополнительным соглашением N 2 от 06.09.2007 г. стороны согласовали стоимость услуг 2, 3, 4, 5 этапов работ, соответственно в размере 990567 руб. 27 коп., 484277 руб. 33 коп., 381551 руб. 84 коп., 88050 руб. 42 коп. (л.д. 39, том 1). В этом же дополнительном соглашении стороны указали на утрату силы Плана-работ (Приложение N 2) от 16 июля 2007 г. и на признание действующим Плана-работ (Приложение N 2) от 6 сентября 2007 г., а также предусмотрели, что стоимость работ на этапах 6-10 будет определена дополнительно после завершения этапа 5, при этом общая стоимость работ не должна превышать 2813493 рублей.
Для оплаты 2 этапа работ ответчик предъявил истцу счета на сумму по 495283 руб. 63 коп. каждый: N 207 от 12.09.2007 г., N 217 от 12.12.2007 г. (л.д. 45-46, том 1). Услуги по 2 этапу работ сданы 12.12.2007 г., о чем свидетельствует акт сдачи-приемки услуг на сумму 990567 руб. 27 коп. (л.д. 40, том 1). Услуги 2 этапа оплачены истцом в полном объеме платежными поручениями N 7477 от 24.09.2007 г. и N 10876 от 26.12.2007 г. (л.д. 7, том 3, л.д. 114, том 2).
Для оплаты 3 этапа работ ответчик предъявил истцу счет N 218 от 12.12.2007 г. на сумму 272714 руб. 20 коп., N 17 от 07.02.2008 г. на сумму 272714 руб. 22 коп., (л.д. 47-48, том 1). Услуги по 3 этапу работ сданы 07.02.2008 г., что подтверждается актом сдачи-приемки услуг на сумму 545428 руб. 42 коп. (л.д. 41, том 1) и оплачены истцом в полном объеме по платежным поручениям N 10871 от 26.12.2007 г., N 291 от 21.02.2008 г. (л.д. 113, 82, том 2).
Для оплаты 4 этапа работ ответчик предъявил истцу счета на сумму по 214865 руб. 74 коп. каждый: N 18 от 07.02.2008 г., N 32 от 31.03.2008 г. (л.д. 43-44, том 1). Услуги по 4 этапу работ сданы 31.03.2008 г., что подтверждается актом сдачи-приемки услуг на сумму 429731 руб. 48 коп. (л.д. 42, том 1) и оплачены истцом в полном объеме по платежным поручениям N 3772 от 27.03.2008 г., N 6847 от 28.05.2008 г. (л.д. 16, 35, том 3).
Дополнительным соглашением N 3 от 31 марта 2008 г. стороны согласовали выполнение этапа работ 5-А - "Обучение персонала МК Юникс в филиалах и запуск КИС в промышленную эксплуатацию" продолжительностью оказания услуг 17 рабочих дней и стоимостью 339974 руб. 52 коп. (л.д. 49, том 1). В соответствии с пунктом 1.4 дополнительного соглашения N 3 общая стоимость работ по договору увеличена на стоимость работ по этапу 5-А. К дополнительному соглашению N 3 от 31 марта 2008 г. стороны подписали план-график выполнения работ с началом 31.03.2008 г. и окончанием 18.04.2008 г., а также расчет стоимости этапа 5-А с задачами этапа по пунктам 5,1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7.
Согласно акту сдачи-приемки услуг от 22.07.2008г. исполнитель сдал, а Заказчик принял работы по пунктам 5.1, 5.2, 5.5, 5.6 этапа 5-А на сумму 180954 руб. 18 коп. В акте также указано на то, что услуги по пунктам 5.3, 5.4, 5.7 в рамках этапа 5-А не выполнялись по обоюдному согласованию сторон (л.д. 52, том 1).
К оплате работ этапа 5-А ответчик предъявил счет N 165 от 23.07.2008 г. на сумму 180954 руб. 18 коп. (л.д. 53, том 1), который оплачен истцом на сумму 71622 руб. 26 коп. по платежному поручению N 2107 от 29.08.2008 г. (л.д. 69, том 2). В судебном заседании представитель истца пояснил, что оплата счета ответчика N 165 от 23.07.2008 г. произведена не в полном объеме в связи с тем, что на дату осуществления платежа ответчику были перечислены денежные средства в счет предварительной оплаты дополнительных работ, предусмотренных дополнительным соглашением N 4 от 19 мая 2008 г. по счету N 107 от 22.05.2008 г. на сумму 379455 руб. 50 коп., к исполнению которых ответчик не приступал.
Дополнительным соглашением N 4 от 19 мая 2008 г. стороны согласовали проведение дополнительных работ по разработке и внедрению КИС МК Юникс в соответствии с их перечнем, предусмотренным в Приложении N 1 к данному дополнительному соглашению на сумму 758911 руб., которая, согласно пункту 1.5 дополнительного соглашения N 4 увеличивает стоимость работ по договору N 11-07/07 от 16 июля 2007 г. (л.д. 54, том 1). Продолжительность оказания услуг составляет 173 рабочих дня.
На сумму предварительной оплаты дополнительных работ - 379455 руб. 50 коп., предусмотренных дополнительным соглашением N 4 от 19 мая 2008 г., ответчик предъявил истцу счет N 107 от 22.05.2008 г., оплата которого в полном объеме произведена по платежным поручениям N 7979 от 25.06.2008 г., N 8561 от 03.07.2008 г., N 879 от 23.07.2008 г. (л.д. 47, 57, том 3, л.д. 136, том 2). Кроме того, по дополнительным работам истцом предъявлены счета N 182 от 14.08.2010г. на сумму 151343 руб. 43 коп., N 217 от 15.10.2008 г. на сумму 166697 руб. 42 коп. (л.д. 57, 60, том 1), которые оплачены истцом в полном объеме платежными поручениями, соответственно N 2783 от 09.09.2008 г., N 4540 от 19.12.2008 г. (л.д. 75, 72, том 2).
Таким образом, по дополнительным работам, предусмотренным дополнительным соглашением N 4 от 19 мая 2008 г., ответчиком предъявлено к оплате счетов на сумму 697496 руб. 35 коп., в то время, как в материалы дела представлен только один акт сдачи-приемки услуг от 15.10.2008 г. по дополнительным работам, предусмотренным дополнительным соглашением N 4 от 19 мая 2008 г. на сумму 166697 руб. 42 коп. На сумму 530798 руб. 93 коп., оплаченную истцом за выполнение дополнительных работ по указанному дополнительному соглашению, актов сдачи-приемки работ ответчиком не представлено.
Дополнительным соглашением N 5 от 02 сентября 2008 г. стороны согласовали выполнение этапа работ 5-Б - "Обучение персонала МК Юникс в филиалах и выполнение дополнительных работ по подготовке к запуску КИС в промышленную эксплуатацию" продолжительностью оказания услуг 352 чел./час и стоимостью 193017 руб. 79 коп. (л.д. 61, том 1). В пункте 1.4 данного дополнительного соглашения предусмотрено, что общая стоимость работ по договору увеличивается на стоимость дополнительных работ по этому дополнительному соглашению.
Согласно акту сдачи-приемки услуг от 02.09.2008 г. Исполнитель сдал, а Заказчик принял дополнительные работы по дополнительному соглашению N 5 на сумму 193017 руб. 79 коп. (л.д. 62. том 1). Счет Исполнителя N 204 от 02.09.2008 г. на указанную сумму оплачен истцом платежным поручением N 11146 от 16.09.2008 г. (л.д. 65, том 2).
5 сентября 2008 г. сторонами подписано дополнительное соглашение N 6 на выполнение работ по этапу 5-В к договору N 11-07/07 от 16 июля 2007 г., которым предусмотрено проведение Исполнителем дополнительных работ по подготовке к запуску КИС в промышленную эксплуатацию, продолжительностью оказания таких услуг 640 чел./час, стоимостью 350941 руб. 44 коп., которая согласно пункту 1.4 данного дополнительного соглашения также увеличивает общую стоимость по договору (л.д. 64, том 1).
К оплате этапа 5-В ответчик предъявил истцу счет N 324 от 10.11.2008 г. на сумму 228111 руб. 94 коп. (л.д. 65, том 1), который оплачен последним платежным поручением N 368 от 25.12.2008 г. в полном объеме (л.д. 86, том 2).
Факт сдачи-приемки дополнительных работ по этапу 5-В истец отрицает, вместе с тем, ответчиком в материалы дела представлена заверенная копия с ксерокопии акта сдачи-приемки работ от 10.11.2008 г., подписанного сторонами (л.д. 42, том 4).
С учетом того обстоятельства, что истцом работы по этапу 5-В оплачены в соответствии с предъявленным ему счетом, суд полагает обоснованными доводы ответчика о выполнении данного этапа работ.
Всего ответчик предъявил истцу к оплате счета на общую сумму 3378587 руб. 33 коп., при наличии подписанных актов сдачи-приемки работ на сумму 2847788 руб. 50 коп. и факта оплаты истцом услуг на сумму 3269255 руб. 50 коп. Таким образом, ответчиком не оказаны услуги, предусмотренные договором с учетом подписанных дополнительных соглашений к нему на сумму 530798 руб. 83 коп.
Помимо оплаты предусмотренных договором услуг истец в соответствии с пунктом 9.5 договора N 11-07/07 от 16 июля 2007 г. оплатил ответчику командировочные расходы работникам ООО "КАРАБИ", их проезд к месту оказания услуг по внедрению информационной системы и обратно, проживание в гостиницах по предъявленным ответчикам счетам всего на сумму 682835 руб. 40 коп.
Исходя из сроков оказания услуг, установленных сторонами в Плане-графике работ с изменениями от 06.09.2007 г., в дополнительных соглашениях к договору и подписанных актов сдачи-приемки услуг, следует, что ответчиком нарушены сроки выполнения работ по:
2 этапу на 20 дней (по плану - окончание работ 22.11.2007 г., по акту 12.12.2007 г.);
3 этапу на 30 дней (по плану - окончание работ 08.01.2008 г., по акту 07.02.2008 г.);
4 этапу на 46 дней (по плану - окончание работ 13.02.2008 г., по акту 31.03.2008 г.);
5-А этапу на 88 дней (по доп. соглашению - оказание услуг в течение 17 рабочих дней с 31.03.2008 г., по акту 22.07.2008 г.);
по дополнительным работам на основании дополнительного соглашения N 4 от 19.05.2008 г. из оплаченных истцом не выполнены работы в сумме 530798 руб. 93 коп. к сроку 27.01.2009 г. (173 рабочих дня с даты подписания доп. соглашения).
Таким образом, довод ответчика, изложенный в отзыве на исковое заявление о том, что в подписанных сторонами актах сдачи-приемки услуг указано на их выполнение в оговоренные сроки, не соответствует вышеприведенным доказательствам.
Поскольку ответчик нарушил сроки выполнения работ, истец письмом от 23.03.2009 г. уведомил о расторжении договора на оказание услуг по внедрению информационной системы от 16.07.2007 г. и предложил вернуть денежные средства, уплаченные по нему. В указанном письме истец также ссылался на несовершенство информационной системы, повлекшей невозможность осуществления отгрузки товара или его оприходования, что привело к приостановке основных бизнес-процессов ООО "МК ЮНИКС".
Из представленного в материалы дела перечня выявляемых ошибок в информационной системе, а также из переписки по электронной почте сотрудников истца и ответчика следует, что ошибки имели систематический характер, не были устранены Исполнителем.
В соответствии с пунктом 5.1.9 договора исполнитель обязался проводить работы по ликвидации Ошибок функционирования ИС (повторяющееся несоответствие выполняемых функций ИС, заявленных в техническом задании) в соответствии с разделом 7 договора.
Согласно пунктам 7.1, 7.2 договора при обнаружении Заказчиком Ошибок функционирования ИС в течение срока действия договора, заказчик уведомляет об этом Исполнителя незамедлительно после обнаружения Ошибок и (по запросу Исполнителя) высылает исполнителю документально оформленный пример обнаруженных Ошибок. При получении уведомления от Заказчика, в соответствии с пунктом 7.1 Исполнитель обязан принять все необходимые меры для коррекции обнаруженных Ошибок функционирования ИС посредством предоставления консультации по телефону или электронной почте в течение одного рабочего дня для коррекции Ошибок функционирования ИС; предоставления заказчику исправлений ИС в электронном виде в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента уведомления Заказчиком об обнаружении Ошибок функционирования ИС.
Пунктом 7.3 договора установлено, что при обнаружении неправильного или несоответствующего Техническому заданию функционирования ИС до подписания соответствующего Акта сдачи-приемки заказчик уведомляет Исполнителя об обнаруженных недоработках ИС. Исполнитель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней устранить выявленные недоработки ИС.
В случае расхождения в понимании Технического задания Исполнителем и Заказчиком составляются Уточнения к ТЗ по соответствующему разделу (пункт 7.4 договора).
В соответствии с пунктом 7.5 договора Исполнитель обязан сообщить Заказчику об исправлении Ошибки функционирования ИС в течение 24 часов с момента исправления. Уведомления об Ошибках функционирования ИС, недоработках и неправильном функционировании ПП и ИС Заказчик оформляет в виде Протокола замечаний (пункт 7.6 договора)
В пункте 2.1 договора стороны предусмотрели, что под "Протоколом замечаний" подразумевается документ, содержащий замечания Заказчика к выполненному объему работ с требованием их исправления перед подписанием соответствующего акта.
В материалы дела ответчиком не представлено доказательств устранения описанных истцом Ошибок функционирования ИС. Кроме того, ответчиком не приводится доводов о расхождении в понимании Технического задания, из чего следует, что описанные Заказчиком ошибки были понятны Исполнителю и отсутствовали объективные препятствия для их своевременного устранения.
Вместе с тем, наличие значительного множества неустраненных Исполнителем Ошибок функционирования ИС не позволяет истцу использовать информационную систему в своей хозяйственной деятельности в соответствии с теми целями, которым должна отвечать информационная система и заказанные услуги в соответствии с условиями договора и Технического задания.
Довод ответчика о том, что истцом не оформлены протоколы замечаний об ошибках функционирования ИС, недоработках и неправильном функционировании программного продукта и информационной системы, судом признается несостоятельным, поскольку условиями договора не установлена определенная форма таких протоколов, в то время, как из передачи ответчику сведений об ошибках функционирования ИС посредством представленной в материалы дела электронной переписки, неопровергнутой ответчиком, следует, что описанные замечания являются определенными.
Кроме того, по смыслу определения "Протокола замечаний", изложенному в пункте 2.1 договора, следует, что указанный документ должен составляться в случае, если имеются замечания к объему работ с требованием их исправления, выполненному до подписания соответствующего акта, а не в процессе работы в информационной системе.
В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, целью договора возмездного оказания услуг является использование результата услуг в соответствии с определенным заданием заказчика.
Наличие неустраненных ответчиком ошибок функционирования заказанной ему истцом информационной системы, а доказательств обратного, в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено, свидетельствует о невнедрении программного продукта в соответствии с требованиями заказчика и условиями договора. Конечная цель внедрения программного продукта не была достигнута, использование информационной системы заказчиком невозможно вследствие невыполнения исполнителем своих обязательств по договору.
В соответствии со ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно п. 2 статьи 714 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2 статьи 715 указанного Кодекса
В силу пункта 1 статьи 405 ГК РФ должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором, в том числе за убытки, причиненные просрочкой.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Ответчиком не представлено доказательств наличия обстоятельств, освобождающих его от ответственности за недостатки информационной системы по вине заказчика.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в размере 3952090 руб. 90 коп., из них 3269255 руб. 50 коп. - стоимость услуг по внедрению информационной системы, 682835 руб. 40 коп. - оплаченные истцом ответчику командировочные и транспортные расходы, расходы на проживание сотрудников ООО "КАРАБИ", связанные с необходимостью оказания услуг по договору N 11-07/07 от 16 июля 2007 г.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
С учетом изложенного, государственная пошлина по данному исковому требованию, уплаченная истцом при подаче иска по платежному поручению N 2362 от 02.06.2009 г. на сумму 33319 руб. 27 коп., подлежит возмещению ответчиком в размере 30173 руб. 93 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с ООО "КАРАБИ" (ИНН 7801211020) в пользу ООО "Медицинская компания ЮНИКС" (ИНН 6662113920, ОГРН 1026605392923) 3952090 (Три миллиона девятьсот пятьдесят две тысячи девяносто) рублей 90 копеек, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, денежные средства в сумме 30173 (Тридцать тысяч сто семьдесят три) рубля 93 копейки.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 октября 2010 г. N А60-21669/2009-С10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника