Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 октября 2010 г. N А60-22842/2010-С5
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 25 октября 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании 18 октября 2010 года - 20 октября 2010 года дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Муниципальный центр безопасности" к Правительству Свердловской области об оспаривании ненормативного правового акта.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство природных ресурсов Свердловской области, Глава Полевского городского округа, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области.
При участии в судебном заседании:
от заявителя: А.А. Колобаев, паспорт 6505 N 340442, представитель по доверенности N 04 от 19.07.2010 года;
от заинтересованного лица: А.А. Малов, удостоверение N 43, доверенность N 02-09-4521 от 31.12.2009 года.
от третьего лица - Министерства природных ресурсов Свердловской области: В.А. Ведерникова, паспорт 6505 N 288157, доверенность от 11.12.2009 года;
от третьего лица - Главы Полевского городского округа: О.Ю. Корнякова, паспорт 6504 N 390194, представитель по доверенности N 35 от 21.10.09;
от третьего лица - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области: Е.Е. Тертычная, паспорт 6503 N 382623, представитель по доверенности N Ж-05-3902 от 20.09.10.
Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области - о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. В судебное заседание представитель не явился.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области.
Представителям лиц, участвующих в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов составу суда не заявлено. К материалам дела приобщен письменный отзыв заинтересованного лица от 14 октября 2010 года. К материалам дела приобщен письменный отзыв третьего лица - главы Полевского городского округа и документы согласно приложению. К материалам дела приобщен письменный отзыв третьего лица - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. В судебном заседании 18 октября 2010 года был объявлен перерыв до 12 часов 15 минут 20 октября 2010 года. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда с участием тех же представителей лиц, участвующих в деле. К материалам дела приобщены письменные пояснения заявителя на отзывы лиц, участвующих в деле. Других заявлений, ходатайств не поступало.
Общество с ограниченной ответственностью "Муниципальный центр безопасности" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Свердловской области N 207-РП от 15 марта 2010 года "Об отказе во включении земельного участка, расположенного на территории Полевского городского округа, в границу села Курганово".
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве от 14 октября 2010 года просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемое распоряжение законным и обоснованным.
Третье лицо - Министерство природных ресурсов Свердловской области в своем письменном отзыве пояснило, что участок заявителя прошел государственную экологическую экспертизу, вместе с тем в отношении вкрапленных земельных участков с кадастровыми номерами 66:59:0201003:451 и 66:59:0201003:452 государственная экологическая экспертиза не проводилась, в связи с чем, оспариваемое распоряжение считает законным и обоснованным.
Третье лицо - Глава Полевского городского округа в своем письменном отзыве от 18.10.10 N 219 считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо - Министерство строительства и архитектуры Свердловской области также считает оспариваемое распоряжение законным и обоснованным, а требования не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области письменный отзыв не представило.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Муниципальный центр безопасности" является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:59:0201003:403, площадью 138612 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, район села Курганово, база отдыха "Горные Ключи", категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.01.09.
14 мая 2008 года заявитель обратился с заявлением к Главе муниципального образования "город Полевской" о включении в состав земель села Курганово указанного земельного участка.
07 июня 2008 года Главой Полевского городского округа в адрес Председателя Правительства Свердловской области было направлено заключение о возможности и целесообразности включения вышеуказанного земельного участка в границы населенного пункта "село Курганово" при условии соблюдения ограничений, связанных с нахождением участка в зоне санитарной охраны 2 пояса источника хозяйственно-питьевого водоснабжения и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
02 июля 2008 года Министерство строительства и архитектуры Свердловской области письмом N 0449/А-09-328 сообщило обществу о необходимости документально подтвердить факт утраты вышеназванным участком своего рекреационного назначения и представить положительное заключение государственной экологической экспертизы на предмет оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности.
16 ноября 2009 года заявитель в адрес Министерства строительства и архитектуры Свердловской области представил затребованные документы, в том числе: копию приказа Министерства природных ресурсов Свердловской области N 1544 от 28.10.09 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам экологического обоснования перевода земельного участка, расположенного в районе с. Курганово Полевского ГО, из категории земель особо охраняемых территорий в категорию земель населенных пунктов". Согласно выводов экспертной комиссии территория рассматриваемого земельного участка с кадастровым номером 66:59:0201003:403 утратила свое природоохранное значение рекреационного и оздоровительного направления, статус территории может быть изменен без всякого ущерба растительному и животному миру.
Распоряжением Правительства Свердловской области N 207-РП от 15.03.10 заявителю было отказано во включении вышеназванного земельного участка, расположенного на территории Полевского городского округа, в границу села Курганово. При этом основанием для отказа явилось наличие в границах земельного участка заявителя двух вкрапленных земельных участков с кадастровыми номерами 66:59:0201003:451 и 66:59:0201003:452 в составе земель "земли особо охраняемых территорий и объектов" с видом разрешенного использования "для оздоровительного лагеря", принадлежащие третьим лицам, в отношении которых отсутствуют мотивированные заявления собственников о включении их в границы села Курганово и об изменении вида разрешенного использования, а также положительное заключение государственной экологической экспертизы о возможности их перевода в категорию земель "земли населенных пунктов". При этом, по мнению заинтересованного лица, перевод земельного участка заявителя в категорию земель "земли населенных пунктов" при наличии в его границах вкрапленных земельных участков с кадастровыми номерами 66:59:0201003:451 и 66:59:0201003:452 категории "земли особо охраняемых территорий и объектов", которая имеет отличные от земель населенных пунктов целевое назначение и правовой режим использования, противоречит ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как его использование для намечаемого заявителем индивидуального жилищного строительства не позволит обеспечить интересы Российской Федерации и создаст препятствия для обеспечения устойчивого развития территории.
Не согласившись с указанным распоряжением по отказу во включении вышеназванного земельного участка, расположенного на территории Полевского городского округа, в границу села Курганово, полагая, что оно противоречит ст. 4 и 10 Федерального закона N 172 от 21.12.04 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другу", а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 172-ФЗ"
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 22.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном указанной статьей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как 29 декабря 2004 г.
В соответствии с п. 21 ст. 4.1 Федерального закона от 22.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта наряду с предусмотренными пунктами 19 и 20 указанной статьи допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
На основании п. 1 ст. 3 Областного закона Свердловской области от 20.02.2009 г. N 5-03 "О подготовке и принятии решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области" уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования в срок не более чем тридцать дней с даты поступления документов, указанных в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления этих документов в органы, указанные в части первой пункта 6 статьи 2 настоящего Закона, отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или направляет эти документы для рассмотрения в Правительство Свердловской области либо принимает решение о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Таким образом распоряжение об отказе во включение в границы села Курганово земельного участка площадью 138612 кв.м с кадастровым номером 66:59:0201003:0403, принадлежащего на праве собственности ООО "Муниципальный центр безопасности", принято уполномоченным органом - Правительством Свердловской области, действовавшим в рамках своей компетенции.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В силу п. 3 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
В соответствии с пунктом 21 статьи 4.1 Федерального закона от 22.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта наряду с предусмотренными пунктами 19 и 20 указанной статьи допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с указанием причин такого отказа.
Как следует из материалов дела в границах земельного участка с кадастровым номером 66:59:0201003:403, принадлежащего ООО "Муниципальный центр безопасности" имеются два вкрапленных земельных участка площадью 4100 кв.м. и 1567 кв.м. с кадастровыми номерами 66:59:0201003:451 и 66:59:0201003:452, не принадлежащие заявителю.
Перевод земельного участка площадью 138612 кв.м кадастровый номер 66:59:0201003:403 в категорию земель "земли населенных пунктов" для индивидуального жилищного строительства влечет за собой также включение в границы населенного пункта двух земельных участков, относящихся к категории земель "особо охраняемых территорий и объектов" с видом разрешенного использования "для оздоровительного лагеря". При этом собственники, указанных земельных участков, не обращались в установленном порядке с заявлениями о включении их в границы села Курганово и об изменении вида разрешенного использования.
Таким образом, перевод земельного участка площадью 138.612 кв.м кадастровый номер 66:59:0201003:403 в категорию земель "земли населенных пунктов" при наличии в его границах вкрапленных земельных участков с кадастровыми номерами 66:59:0201003:451 и 66:59:0201003:452 категории "земли особо охраняемых территорий и объектов", которая имеет отличные от земель населенных пунктов целевое назначение и использование, по мнению суда, противоречит статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как его использование для индивидуального жилищного строительства не позволит обеспечить интересы собственника вкрапленных участков, и создаст препятствия для обеспечения устойчивого развития данной территории.
Довод заявителя о том, что оспариваемое распоряжение Правительства Свердловской области противоречит ст. 4 и 10 Федерального закона N 172 от 21.12.04 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" судом отклоняется, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 24.12.04 N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
При этом согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона N 172 от 21.12.04 перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Таким образом, перевод земельного участка категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" возможен только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно заключению государственной экологической экспертизы земельный участок с кадастровым номером 66:59:0201003:403, принадлежащий заявителю, утратил свое природоохранное значение рекреационного и оздоровительного направления.
Вместе с тем, перевод указанного участка в категорию земель "земли населенных пунктов", автоматически приведет к такой ситуации, когда земельные участки с кадастровыми номерами 66:59:0201003:451 и 66:59:0201003:452 будут включены в состав категории земель населенных пунктов, при этом государственная экологическая экспертиза об утрате своего рекреационного назначения в отношении указанных "вкрапленных" земельных участков не была проведена, что, по мнению суда, противоречит п. 1 ст. 10 Федерального закона N 172 от 21.12.04.
Кроме этого суд считает, что доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемым распоряжением Правительства Свердловской области N 207-РП от 15.03.10 заявителем в порядке статьи 65 Арбитражного кодекса Российской Федерации не представлено.
При этом ссылка заявителя на утрату природоохранного значения участка, в связи с чем, оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы общества судом не принимается, поскольку указанное обстоятельство само по себе не влечет принятие положительного решения о включении участка в границы населенного пункта.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что, оснований для признания распоряжения Правительства Свердловской области N 207-РП от 15 марта 2010 года "Об отказе во включении земельного участка, расположенного на территории Полевского городского округа, в границу села Курганово" не имеется, в связи с чем, в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Муниципальный центр безопасности" следует отказать.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Муниципальный центр безопасности" требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 октября 2010 г. N А60-22842/2010-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника