В соответствии со ст. 20 Федерального Закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ("Собрание законодательства РФ", 2003, 06 октября N 40, ст. 3822), Федеральным Законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ("Собрание законодательства РФ", 1995, 27 ноября, N 48, ст. 4563) постановляю:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья на 2010 год" (прилагается).
2. Финансовому управлению в Режевском городском округе (Фирсова Н.И.) при уточнении бюджета 2010 года предусмотреть бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств в рамках вышеуказанной программы за счет средств, выделяемых на финансирование.
3. Управлению образования Режевского городского округа (Серебренникова Н.Н.) обеспечить целевое расходование средств согласно срокам мероприятий в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и кассового плана.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социальным вопросам Матвееву Е.Ю.
Глава Режевского |
Д. Батищев |
Муниципальная целевая программа
"Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Режевского городского округа на 2010 год"
(утв. постановлением администрации Режевского городского округа от 19 октября 2010 г. N 1928)
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Режевского городского округа на 2010 год" |
Основание для разработки программы |
Федеральный Закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" |
Заказчик программы |
администрация Режевского городского округа |
Разработчик программы |
управление образования Режевского городского округа; управление социальной защиты населения; ГОУСО СРЦН "Подснежник" |
Исполнители программы |
управление образования Режевского городского округа; управление социальной защиты населения; ГОУСО СРЦН "Подснежник" |
Цель программы |
Предоставление комплекса реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, создание условий для развития ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. |
Задачи программы |
Психолого-педагогическое обследование ребенка. Выявление проблем развития ребенка. Совместное обсуждение специалистами особенностей развития ребенка. Разработка индивидуальной программы реабилитации ребенка и семьи. Отслеживание эффективности оказания социально-психологической помощи. |
Целевая группа |
Семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет. |
Сроки и этапы реализации программы |
2010 год |
Объем и источники финансирования программы |
местный бюджет 70 тыс. рублей, в т.ч. 2010 год - 70 тыс. рублей областной бюджет - текущее финансирование. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Создание благоприятных условий для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Выполнение рекомендаций МСЭ. Определение форм взаимодействия родителей и специалистов, специалистов и семьи. Создание условий для успешной адаптации ребенка в социуме. |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Основные положения программы
1. Актуальность проблемы
В Режевском городском округе на начало 2010 года было зарегистрировано 210 детей со статусом ребенок-инвалид. Каждый родитель такого ребенка вынужден заниматься реабилитацией своего ребенка ежедневно.
Реабилитационная активность родителей (действия по поиску информации о реабилитационных возможностях в областях медицины, ортопедии, науки вообще, возможности применения найденной информации для реабилитации своего ребенка).
Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашем районе, в настоящее время - крайне сложная задача. Открытый в конце 2003 года специализированный реабилитационный центр для детей с ОВЗ "Особый ребенок" выполнял широкий комплекс реабилитационных и реабилитационных мероприятий. В 2008 году был переведен в режим отделения в ГОУ СО СРЦН "Подснежник", и к лету 2009 года в городе Реж не осталось организаций и отделений специализированного характера. Родители, имеющие на руках рекомендации МСЭ, не имеют возможности пройти курс реабилитации или проходят его, в лучшем случае, в усеченном виде.
Открытые группы реабилитации для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в режиме дневного пребывания на базе ГОУ СО СРЦН "Подснежник" позволит осуществлять необходимые мероприятия по реабилитации детей:
- большему количеству нуждающихся в реабилитации;
- уменьшить затраты на процесс реабилитации для семьи ребенка.
3. Реализация программы
В реализации данной программы участвуют воспитатели и педагоги дополнительного труда, основная роль по устранению речевого дефекта лежит на учителе - логопеде центра.
3.1. Логопедическое коррекционное направление
В разделе "Логопедическая коррекционная работа" раскрывается используемые в работе логопеда виды коррекционного сопровождения:
1. Коррекция звукопроизношения
2. Коррекция лексико-грамматической стороны речи
3. Коррекция нарушения чтения и письма
4. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи
5. Коррекция общего недоразвития речи
Определяют формы работы по данным коррекционным направлениям
Направление |
Форма |
Содержание деятельности |
1. Коррекция звукопроизношения |
Индивидуальная, подгрупповая работа |
Развитие общей, ручной, речевой моторики; развитие движений органов артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики; развитие слухового восприятия, внимания, гнозиса мнезиса; работа над правильным речевым дыханием; формирование длительного плавного выдоха; постановка звука; автоматизация звука; дифференциация звуков речи. |
2, Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи |
Индивидуальная, подгрупповые, фронтальные |
1. Развитие лексики - обогащение словарного запаса; уточнение значения слова; расширение семантики слова и др. 2. Формирование грамматического строя речи - формирование структуры предложения; развитие навыков словоизменения; развитие связной речи. |
3. Коррекция нарушений чтения и письма |
Фронтальные, индивидуальные, подгрупповые |
1. Развитие языкового анализа и синтеза. 2. Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). 3. Устранение семантической дислексии; оптической дислексии и дисграфии; аграмматической дислексии и дисграфии. |
4. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития |
Фронтальные, индивидуальные |
1. Формирование произносительных навыков. 2. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. 3. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи. Формирование связной речи. |
5. Коррекция общего недоразвития речи |
Фронтальные, индивидуальные |
1. Развитие звуковой стороны речи. 2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи. 3. Формирование связной речи. 4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению (внимание, память, мышление). 5. Формирование полноценных учебных умений. 6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению. |
3.2. Диагностическое направление деятельности
Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направленно на выяснение следующих моментов:
- какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
- какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
- характер несформированности языковых средств.
Таким образом, нас будут волновать не только те недочеты, которые имеются у ребенка в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обследования. Кроме того, мы должны рассмотреть:
- в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме);
- какие факторы влияют проявления речевого дефекта.
Деятельность по этому направлению начинается с диагностической работы.
Программа
логопедической диагностики воспитанников ГОУСО СРЦН "Подснежник"
Параметры |
Методики |
Способ выявления |
1. Обследование состояния общей моторики. 2. Обследование произносительной моторики пальцев рук |
Исследования логопеда, наблюдения воспитателей, педагогов доп. труда |
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений, самоконтроля. 2. Исследований статической координации движений. 3. Исследование динамической координации движений. 4. Исследование пространственной организации двигательного акта. 5. Исследование темпа, ритма (по Трубниковой Н.М., Панаевой Р.И.). |
3. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата |
Исследование логопеда |
1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата. 2. Обследование моторики органов артикуляционного аппарата. 3. Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата. 4. Обследование мимической мускулатуры (по Трубниковой Н.М., Фотековой Т.А., Лалаевой Р.И.). |
4. Обследование фонетической стороны речи |
Исследование логопеда |
1. Звукопроизношение (по Трубниковой Н.М., Иншаковой О.Б.). 2. Состояние просодики (по Трубниковой Н.М.) |
5. Обследование слоговой структуры слова |
Исследование логопеда |
Обследование слоговой структуры слова (по Репиной З.А.). |
6. Обследование состояния функций фонематического слуха |
Исследование логопеда |
1. Опознавание фонем. 2. Различие фонем,близких по способу и месту образования и акустическим признакам. 3. Повторение за логопедом слогового ряда. 4. Выделение звука среди слогов, слов. 5. Называние слов со звуком. 6. Определение места звука в словах (начало, середина, конец). 7. Раскладывание картинок в 2 ряда (по Репиной 3.А., Трубниковой Н.М.). |
7. Обследование звукового анализа слова |
Исследования логопеда |
1. Определить количество звуков в словах. 2. Выделить последовательно каждый звук в словах. 3. Выделить согласный звук из начала слова. 4. Подобрать слова с заданным звуком. 5. Назвать 1, 2, 5 звуков в слове. 6. Закончить слова. 7. Объяснить смысл предложений (по Трубниковой Н.М.). |
8. Обследование понимания речи (импрессивная речь) |
Исследования логопеда, наблюдения воспитателей |
1. Обследование понимания номинативной стороны речи. 2. Обследование понимания предложений. 3. Обследование понимания грамматических форм (по Репиной 3.А., Трубниковой Н.М., Иншаковой О.Б.). |
9. Обследование активного словаря |
Исследования логопеда, наблюдения воспитателей |
1. Обследование слов, обозначающих предметы. 2. Называние признаков предмета. 3. Названия действий людей и животных. 4. Названия времен года. 5. Подбор синонимов, антонимов. 6. Подбор однокоренных слов (по Репиной 3.А., Трубниковой Н.М., Фотековой Т.А.). |
10. Обследование грамматического строя |
Исследования логопеда |
1. Составление предложений по сюжетной картинке, опорным словам. 2. Пересказ текста после прослушивания. 3. Рассказ из собственного опыта. 4. Словоизменение. 5. Словообразование (по Трубниковой Н.М., Иншаковой О.Б. Фотековой Т.А., Грибовой О.Е.). |
11. Обследование чтения |
Исследования логопеда |
1. Обследование усвоения букв. 2. Обследование чтения слогов, слов, предложений, текста (по Трубниковой Н.М.). |
12. Обследование письма |
Исследования логопеда |
1. Письмо по слуху. 2. Записать слоги. 3. Диктант слов различной структуры. 4. Запись предложений после прослушивания. 5. Диктант. 6. Списывание. 7. Самостоятельное письмо (по Трубниковой Н.М., Фотековой Т.А.). |
13. Произвольность психических процессов |
Исследования логопеда, воспитателя, психолога |
Корректурная проба. Четвертый лишний. Таблицы Шульте и др. |
3.3. Консультативное направление деятельности
Данный раздел включает формы работы логопеда с педагогами учреждений по включению их в совместный коррекционный процесс. Здесь же рассматриваются варианты включения логопеда в консультативную деятельность:
- участие в педагогических советах и консилиумах;
- индивидуальные консультации для воспитателей;
- взаимодействие со специалистами учреждения психологом мед. службы, педагогом по доп. труду, соц. педагогом).
Групповые консультации с участниками воспитательного процесса на обучающих и методических семинарах в стационарном и психолого-педагогическом отделениях.
Индивидуальные консультации с воспитателями отвечают следующим основным характеристикам
Назначение |
Организация логопедического сопровождения через создание условий для успешного развития, обучения и социализации воспитанников, имеющих проблемы в развитии. |
Предмет |
Дефекты звукопроизношения, воздействие на становление ВПФ через развитие тонкой моторики рук. |
Характер |
Совместная деятельность с воспитанниками, направленная на достижение той или иной цели. |
Задачи |
Обусловлены поставленными коррекционными целями для успешного развития и социализации воспитанников. |
Планируемый результат |
Повышение информационности педагогов для осуществления коррекционной работы по преодолению дефектов в развитии ВПФ (речь, мышление, письмо). |
4. Этапы реализации программы
N п/п |
Наименование этапа |
Ответственные |
Планируемые расходы |
Сроки проведения |
2010 г. | ||||
1. |
Организационный |
|
в счет текущего финансирования СРЦН "Подснежник" |
|
- подготовка помещения - подбор кадров - формирование групп |
зам по АХЧ инсп. кадров соц. педагог |
|||
2. |
Организация питания детей, проходящих реабилитацию |
управление образования |
местный бюджет |
70 |
3. |
Диагностический - психологический - педагогическая |
соц. педагог |
в счет текущего финансирования СРЦН "Подснежник" |
|
4. |
Планирования (составление индивидуальной программы реабилитации) Проведение МППК - составление индивидуальной программы реабилитации |
соц. педагог |
в счет текущего финансирования СРЦН "Подснежник" |
|
5. |
Реализация программ - медицинской; - психологической; - педагогической. |
специалисты |
в счет текущего финансирования СРЦН "Подснежник" |
|
6. |
Аналитический Проведение МППК подготовка рекомендации. |
соц. педагог |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цель программы - предоставление комплекса реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, создание условий для развития ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Задачи программы - психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление проблем развития ребенка, совместное обсуждение специалистами особенностей развития ребенка, разработка индивидуальной программы реабилитации ребенка и семьи, отслеживание эффективности оказания социально-психологической помощи.
Финансирование программы предусмотрено из местного бюджета в размере 70 тыс. рублей.
Постановление администрации Режевского городского округа Свердловской области от 19 октября 2010 г. N 1928 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья на 2010 год"
Текст постановления опубликован в газете "Муниципальный вестник" (приложение к газете "Режевская весть") от 9 ноября 2010 г. N 130-131 стр. 6