Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 ноября 2010 г. N Ф09-8382/10-С6 по делу N А60-16448/2010
Дело N А60-16448/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2010 г. N Ф09-1099/10-С6 по делу N А60-29248/2009-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Столярова А.А., судей Сулейменовой Т.В., Мындря Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество "ТГК N 9") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2010 по делу N А60-16448/2010-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) - Поташова Е.Е. (доверенность от 06.05.2010 N 08-18/867);
общества "ТГК N 9" - Мансурова Е.А. (доверенность от 24.12.2009 N 28).
Общество "ТГК N 9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (в настоящее время - Управление Росреестра), выразившегося в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка площадью 615 886 кв.м с кадастровым номером 66:45:0000000:50, месторасположение: Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Заводская, дом 24, а также об обязании исправить кадастровую ошибку путем внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости названного земельного участка, соответствующей десятой группе видов разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" в размере 68 603 541 руб. 54 коп.
Решением суда от 18.06.2010 (судья Горбашова И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 (судьи Гребенкина Н.А., Дюкин В.Ю., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ТГК N 9" просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре), ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель, указывая, что им не оспаривается правомерность действий Управления Росреестра по перенесению в государственный кадастр сведений о виде разрешенного использования земельного участка из приказа Министерства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее - министерство) от 26.05.2005 N 2198, считает, что ошибочное указание вида разрешенного использования в приказе министерства от 26.05.2005 N 2198 привело к кадастровой ошибке в сведениях государственного кадастра недвижимости. По мнению заявителя, кадастровая ошибка может быть и должна быть исправлена исключительно Управлением Росреестра. Заявитель полагает, что неправильное указание в приказе Министерства вида разрешенного использования подтверждается имеющимися в деле доказательствами, согласно которым на земельном участке находится теплоэлектроцентраль.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о праве от 09.11.1993 акционерному обществу "Свердловэнерго" Красногорской теплоцентрали на праве бессрочного пользования принадлежал земельный участок с кадастровым номером 66:45:02:00 188:0213 общей площадью 966 500 кв.м, предоставленный постановлением главы администрации от 05.11.1993 N 686 для промплощадки ТЭЦ.
Приказом министерства от 26.05.2005 N 2198 прекращено право бессрочного пользования открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Свердловэнерго" на указанный земельный участок и названному обществу предоставлен земельный участок площадью 615 885,9 кв.м в квартале с кадастровым номером 66:45:02 00 188 с указанием целевого использования - под объект промышленности, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Заводская, 24.
В связи с реорганизацией открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Свердловэнерго" имущественный комплекс "Красногорская ТЭЦ", а также право на земельный участок, занятый производственно-технологическим комплексом, перешли к открытому акционерному обществу "Свердловская генерирующая компания", которое 01.05.2006 было реорганизовано путем присоединения к обществу "ТГК N 9".
Общество "ТГК N 9" 07.04.2010 обратилось в Управление Росреестра с просьбой исправить кадастровую ошибку, допущенную при указании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200188:0213, рассчитанной с учетом использования удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего 9 группе видов разрешенного использования, вместо надлежащей, по мнению заявителя, 10 группы. При этом общество "ТГК N 9" сослалось на то, что ранее земельный участок предоставлялся для расположения Красногорской теплоэлектроцентрали и до настоящего времени на нем находится тепловая электрическая станция, осуществляющая производство энергии, в связи с чем полагая, что земельный участок соответствует 10 группе видов разрешенного использования.
Общество "ТГК N 9", полагая, что бездействие Управления Росреестра, выразившееся в неисправлении названной кадастровой ошибки, является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 28 Закона о государственном кадастре предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 статьи 28 названного Закона ошибками в государственном кадастре недвижимости является: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее -техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о государственном кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки (ч. 5 ст. 28 Закона о государственном кадастре).
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил N 316).
Согласно статье 22 Закона о государственном кадастре в орган кадастрового учета должны быть представлены копии документов, устанавливающих или удостоверяющих право собственности заявителя на объект недвижимости. Правоустанавливающими документами являются документы, на основании которых возникает, прекращается и переходит право собственности или иное вещное право, возникает и прекращается ограничение (обременение) таких прав на объекты недвижимого имущества.
Сведения о разрешенном использовании вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
Вступившим в законную силу постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу N А60-29248/2009 Арбитражного суда Свердловской области установлено, что сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с правоустанавливающим документом (приказом министерства от 26.05.2005 N 2198), размер кадастровой стоимости этого земельного участка правомерно определен заинтересованным лицом исходя из удельного показателя, соответствующего 9 группе видов разрешенного использования.
В силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая, что наличие кадастровой ошибки Управление Росреестра не признает, доказательств, подтверждающих факт наличия и выявления кадастровой ошибки, которую просит исправить общество "ТГК N 9", в деле не имеется, суды пришли к правильному выводу о том, что кадастровая ошибка в сведениях Управлением Росреестра не допущена.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены ссылки общества "ТГК N 9" на письмо Управления Росреестра от 10.08.2009 N 05-10/1815, в котором оно согласилось отнести спорный земельный участок к 10 группе видов разрешенного использования при представлении дополнительных документов, поскольку таких документов, подтверждающих изменение вида разрешенного использования земельного участка в установленном законом порядке, обществом "ТГК N 9" Управлению Росреестра не представлено.
С учетом изложенного судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, соответствующие доводы являлись предметом рассмотрения и исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения суда первой инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2010 по делу N А60-16448/2010-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2010 г. N Ф09-8382/10-С6 по делу N А60-16448/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника