Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 ноября 2010 г. N Ф09-712/10-С2 по делу N А76-13073/2009-63-155/245
Дело N А76-13073/2009-63-155/245
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Юртаевой Т.В., судей Кангина А.В., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Челябинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.05.2010 по делу N А76-13073/2009-63-155/245 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель таможни - Усольцев М.В. (доверенность от 31.12.2009 N 56). Представители общества с ограниченной ответственностью "Эн Джи Си" (далее - общество) в судебное заседание не явились.
Общество с учетом уточнения предмета требований обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к таможне, в котором просило признать недействительными требование об уплате таможенных платежей от 07.05.2009 N 81, решение о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 16.06.2009 N 8, решение о приостановлении операций по счетам от 16.06.2009 N 6, вынесенные по акту общей таможенной ревизии от 28.04.2009.
Решением суда от 05.10.2009 (судья Михайлова Е.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными решение таможни о взыскании денежных средств в бесспорном порядке и решение о приостановлении операций по счетам в связи с тем, что установил факт получения обществом требования об уплате таможенных пошлин и налогов к определенному сроку после принятия названных ненормативных актов. В удовлетворении заявления в части признания недействительным требования от 07.05.2009 N 81 судом отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено в силе.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.02.2010 данные судебные акты отменены в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным требования от 07.05.2009 N 81, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Решением суда от 17.05.2010 (судья Михайлова Е.А.) заявление в указанной части удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда в данной части оставлено в силе.
В кассационной жалобе таможня ссылается на неправильное применение судом норм материального права, в частности ст. 209, 212, 329 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушения порядка их выполнения" (далее Федеральный закон N 127-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 (далее -Постановление N 147), Приказа Министерства транспорта и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 187/970 (далее -Приказ N 187/970) и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В представленном отзыве общество возражает против доводов жалобы, полагая судебные акты обоснованными.
Как следует из материалов дела, обществом по договору международного долгосрочного финансового лизинга от 05.07.2007 N 070605VI (том 2, л.д. 16-53) на территорию Российской Федерации ввезено четыре седельных тягача Volvo FH13, оцениваемых в 78 500 евро каждый (код товара в соответствии с ТН ВЭД России 8701 20 101 2) и четыре тентовых полуприцепа Schmitz, оцениваемых в 26 920 евро каждый (код товара в соответствии с ТН ВЭД России 8716 39 300 1 (том 2, л.д. 6-8). На ввоз данных транспортных средств на Златоустовском таможенном посту оформлена грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) N 10504020/230608/0000788 (том 2, л.д. 6-8).
Таможня произвела условный выпуск данных транспортных средств, указав цель использования - только для международной перевозки, и поместила их под таможенный режим временного ввоза на срок до 15.06.2012 с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей.
В последующем, проведя ревизию по вопросам соблюдения условий таможенного режима "временный ввоз", таможня, составила акт от 28.04.2009 N 1054000/280409/А0039 (том 1, л.д. 35-40).
В акте ревизии таможни зафиксировано: исходя из анализа путевых листов от 01.09.2008 N 151/148, от 01.10.2008 N 173/169 установлено, что седельный тягач Т890ВС174 (прицеп ВЕ803174) и седельный тягач Т891ВС174 (прицеп ВЕ803074) совершили перевозку по маршруту: г. Учалы (Республика Башкортостан, Россия) - г. С.Петербург - г. Наантали (Финляндия) -г. Екатеринбург (Россия).
По маршруту г. Учалы - г. С.Петербург указанные транспортные средства осуществили доставку российского товара - бордюры ГП-1 пиленые на сумму. Соответственно, 178 716 руб. 35 коп. и 177 528 руб. 36 коп. По маршруту г. С.Петербург - г. Наантали (Финляндия) данные транспортные средства следовали порожними. По маршруту г. Наантали (Финляндия) - г. Екатеринбург данные транспортные средства осуществили международную перевозку, что подтверждается CMR N 02562 от 09.09.2008 и N 1021830.
Поскольку перевозка начата в г. Учалы, а завершена в г. Екатеринбурге, не исследуя вопрос о месте завершения предыдущей перевозки, таможня сделала вывод о том, что общество нарушило условия полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, так как совершило внутренние перевозки в нарушение Федерального закона N 127-ФЗ, Постановления N 147 и Приказа N 187/970. На основании данного акта таможня начислила таможенные платежи по правилам п. 2, 3 ст. 212 Кодекса в отношении названных транспортных средств, а также в отношении других транспортных средств, ввезенных по рассматриваемой ГТД, по которым на факт перевозки груза внутри страны в рассматриваемом акте не было сделано никаких ссылок, считая, что по названной ГТД ввезена неделимая партия товаров, и исчислила пени за период с июня 2008.
Удовлетворяя заявление общества, суды исходили из того, что таможенный орган не доказал нарушение обществом условий освобождения от уплаты таможенных платежей.
Выводы судов соответствуют нормам таможенного законодательства и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 319 Кодекса, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
В соответствии со ст. 209 Кодекса, временный ввоз - это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно п. 1 ст. 212 Кодекса перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в п. 2 Постановления N 147 предписало предоставлять в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701201012, 8704239104, 8716393002, 8716395901), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации, при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
В целях реализации Постановления N 147 издан совместный Приказ N 187/970, согласно п. 1 которого документами, подтверждающими использование для международных перевозок товаров указанных ранее транспортных средств, являются товарно-транспортные накладные (CMR), предусмотренные Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, а также любые другие транспортные документы, подтверждающие наличие договора международной перевозки товаров.
В соответствии с п. 1 Приказа N 187/970 допускается использовать транспортное средство для внутренней перевозки груза при условии, что: внутренняя перевозка производится из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации. Внутренняя перевозка производится один раз для совершения промежуточных операций.
В соответствии со ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе CMR, по правилам ст. 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды установили, что перевозка груза по маршруту г. Учалы - г. С.Петербург проведена в рамках международной перевозки, один раз, что допускается по условиям п. 2 ст. 271 Кодекса, Федерального закона N 127-ФЗ, Постановления N 147 и Приказа N 187/970. Оценивая акт ревизии таможни, суды обоснованно пришли к выводу о том, что он не может служить доказательством нарушения обществом режима временного ввоза транспортных средств, поскольку вопрос о завершении предыдущей международной перевозки таможенным органом при проведении ревизии не исследовался и в акте не отражен.
Таким образом, поскольку судебные акты приняты на основании всестороннего и полного исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения жалобы и их отмены.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.05.2010 по делу N А76-13073/2009-63-155/245 о признании недействительным требования Челябинской таможни от 07.05.2009 N 81 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Челябинской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2010 г. N Ф09-712/10-С2 по делу N А76-13073/2009-63-155/245
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника