Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 3 ноября 2010 г. N А60-32520/2010-С9
Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Свердловской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: П.Ю. Баширова, представитель по доверенности от 11.01.2010 г. (после перерыва в судебном заседании 29.10.2010 г.), Л.А. Дианова, представитель по доверенности от 14.09.2010 г.
от заинтересованного лица: Л.В. Маргулис, представитель по доверенности N 298/09-Н от 29.09.2009 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Министерство здравоохранения Свердловской области просит привлечь ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Заинтересованное лицо заявленные требования не признает, ссылаясь на то что протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом и в отсутствие законного представителя без надлежащего извещения о времени и месте составления указанного протокола.
Рассмотрев материалы дела, а также заслушав участвующих в деле сторон суд установил:
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 13.08.2010 г. N 657-Л в отношении ОАО "Российские железные дороги" проведена проверка на предмет возможности выполнения лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности по адресу: 620013, г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 9.
В ходе проверки административным органом выявлено осуществление медицинской деятельности без лицензии. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении N 21-М от 30.08.2010 г. по факту правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы административного дела и настоящее заявление направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Частью 2 ст. 14.1 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В силу п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с Перечнем согласно Приложению.
В являющийся приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности включены, в частности, медицинские осмотры (предварительные, периодические).
Таким образом, для осуществления деятельности по оказанию услуг предварительного медицинского осмотра общество обязано иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление такой деятельности.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки в период с 20.08.2010 г. по 30.08.2010 г. административным органом выявлено, что с 04.11.2009 г. Общество осуществляет медицинскую деятельность без лицензии на работы, выполняемые при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу - физиотерапии, медицинскому массажу; при осуществлении санаторно-курортной помощи - по терапии и физиотерапии.
Результаты осуществления деятельности подтверждаются: записями в журнале регистрации отдыхающих по путевкам и курсовкам за 2010 год, датированными от мая-августа 2010 г., записями журнала приема процедур, датированными от мая по август 2010 г.; историями болезни пациентов, датированными от августа 2010 г.
Таким образом, материалами дела подтверждается, факт оказания ОАО "Российские железные дороги" медицинских услуг без специального разрешения (лицензии), что свидетельствует о наличии события вменяемого правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области лицензирования медицинской деятельности, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку факт осуществления предпринимательской деятельности (медицинской деятельности) в отсутствие соответствующей лицензии и вина общества подтверждаются материалами дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
Ссылка заинтересованного лица на то тот факт, что протокол составленным не уполномоченным лицом - главным специалистом отдела лицензирования и контроля качества медицинской помощи Министерства здравоохранения Свердловской области подлежит отклонения в силу следующего.
Согласно ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ч. 2, 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии в пределах компетенции соответствующего органа.
Названная норма является бланкетной и отсылает к другим нормативным правовым актам, устанавливающим полномочия федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.
Полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, по лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, фармацевтической деятельности, деятельности связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, по осуществлению контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленных федеральным стандартам в сфере здравоохранения возложены на Министерство здравоохранения Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 17.11.2008 г. N 1215-ПП "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") утвержден перечень должностных лиц Министерства здравоохранения уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с которым главный специалист отдела лицензирования и контроля качества оказания медицинской помощи вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст. 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ).
В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.
В частности, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная норма права по своей правовой природе призвана обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ (в их системном единстве с иными правилами раздела IV Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) позволяют рассматривать составление протокола об административном правонарушении как одно из важнейших процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной основы, которая в дальнейшем может лишь корректироваться с учетом доводов, выдвигаемых участниками административного производства при рассмотрении дела об административном правонарушении и обжаловании решения административного органа. По смыслу части 2 статьи 26.2 и части 2 статьи 28.2 КоАП РФ как протокол, так и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.
Из приведенных норм также следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения, независимо от того, когда он составляется.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и дате составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.
В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании п. 24 указанного Постановления при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. ч. 1, 2 ст. 25.4 КоАП РФ).
Соответственно, законным представителем юридического лица при производстве по делу об административном правонарушении (в силу закона или учредительных документов) является орган юридического лица.
По смыслу приведенных норм КоАП РФ и разъяснений ВАС РФ административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения общества или его законного представителя.
Доказательством надлежащего извещения может быть признан документ, подтверждающий факт направления и получения извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении либо рассмотрения дела об административном правонарушении лицом, привлекаемым к ответственности, а равно документ, возвращенный органом связи с пометкой "адресат отсутствует", "адресат выбыл", "возврат за истечением срока хранения", из которого можно установить, что извещение направлялось именно указанному лицу.
В нарушение ст. 205 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлено доказательств как, направления законному представителю общества какого-либо уведомления о времени и месте составления протокола, так и доказательств получения соответствующего документа обществом. В материалах дела также отсутствуют доказательство того, что законному представителю было известно о состоявшейся проверке и ее результатах.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоблюдение порядка принятия решения о привлечении к административной ответственности, установленного законом, является основанием для принятия судом решения об отказе в привлечении к административной ответственности.
Учитывая выше изложенное, в удовлетворении требований Министерства здравоохранения Свердловской области о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 3 ноября 2010 г. N А60-32520/2010-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника