Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 ноября 2010 г. N Ф09-9383/10-С1 по делу N А07-8905/2010
Дело N А07-8905/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) в лице Дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2010 по делу N А07-8905/200.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Лазарева Ю.В. (доверенность от 29.10.2010 N НЮ-46/293), Матявина Н.В. (доверенность от 29.10.2009 N НЮ/294);
Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам - Шафионецкая Н.В. (доверенность от 29.10.2010 N 2537-05), Гибадуллина Р.Ш. (доверенность от 01.09.2010 N 1959-05).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились. От администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим и отмене постановления Комиссии Республики Башкортостан по тарифам от 19.03.2010 N 25 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Дирекцией по тепловодоснабжению - структурным подразделением Куйбышевской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.06.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Ишлинский сельский совет.
В соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду реорганизации стороны на основании Указа Президента Республики Башкортостан от 27.02.2010 N УП-88 судом произведена замена Комиссии Республики Башкортостан по тарифам на Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - Комитет по тарифам).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2010 (судьи Кутлин Р.К., Решетников С.А., Боброва С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит данный судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом норм материального права. Заявитель жалобы считает, что постановление Комиссии Республики Башкортостан по тарифам от 19.03.2010 N 25 противоречит Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Закон N 41-ФЗ), Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказу ФСТ России от 06.08.2004 N 20э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке". Как отмечает общество, тариф, установленный постановлением Комитета по тарифам от 24.09.2009 N 143, соответствует действующему законодательству в части установления тарифа, не превышающего предельный максимальный уровень тарифов на тепловую энергию на 2010 г. по Республике Башкортостан, в связи с этим у Комитета по тарифам отсутствовали основания для его пересмотра.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Комиссией Республики Башкортостан по тарифам 19.03.2010 принято постановление N 25 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Дирекцией по тепловодоснабжению - структурным подразделением Куйбышевской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Пунктом 1 этого постановления установлен и введен в действие с 01.01.2010 тариф на тепловую энергию, отпускаемую котельной ст. Улу-Елга Дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", с указанием на группы потребителей: для нужд жилищного фонда всех форм собственности - 946,06 руб. за 1 Гкал без налога на добавленную стоимость (НДС) (1116, 35 руб. за 1 Гкал с НДС); для прочих потребителей - 2218, 80 руб. за Гкал без НДС.
Общество, полагая, что указанное постановление не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействующим.
Арбитражный суд Республики Башкортостан, сделав выводы о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в порядке, предусмотренном Законом N 41-ФЗ, Основами ценообразования, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, не установив нарушений оспариваемым постановлением прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда являются правильными, основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Рассмотрев спор, суд установил, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, принято Комиссией Республики Башкортостан по тарифам в пределах предоставленных ей полномочий.
Законом N 41-ФЗ определены экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены на срок более одного года, с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При установлении предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные тарифы, установленные для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы тепло- и электроснабжения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги определяются Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с п. 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней (п. 16 вышеназванных Правил).
В соответствии со ст. 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статья 4 Закона N 41-ФЗ предусматривает, что при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться основные принципы, в том числе следующие: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги, основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Согласно п. 7 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
В соответствии с п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В случае, если по итогам расчетного, в том числе долгосрочного, периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный, в том числе долгосрочный период регулирования.
Согласно п. 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. При этом выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
ФСТ России письмом от 22.03.2010 года N СН-2364/5 дало указание уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и надбавок о приведении предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги к уровню не более 25% роста и предоставлении информации о проделанной работе и принятых мерах.
Как следует из материалов дела, при определении тарифа Комиссия Республики Башкортостан по тарифам использовала метод экономически обоснованных расходов (затрат) с учетом предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Пунктом 7 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" допускается установление тарифов на тепловую энергию для различных групп потребителей услуг теплоснабжения без учета необходимости покрытия затрат на предоставление услуг теплоснабжения одной группе потребителей за счет тарифа, установленного для другой группы потребителей до 1 января 2011 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан, руководствуясь вышеназванными нормами права, на основе имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных и оцененных в совокупности в порядке, предусмотренном ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что тариф, утвержденный оспариваемым постановлением, является экономически обоснованным, который с учетом социально-экономических, ценовых и иных показателей обеспечивает баланс интересов производителей и потребителей тепловой энергии на основе доступности тепловой энергии и обеспечивает экономическую обоснованность затрат общества.
Судом также установлено, что расчет тарифа произведен в соответствии с требованиями Закона N 41-ФЗ, Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, и не нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного суд правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных им требований.
Доводы заявителя, приведенные в жалобе, подлежат отклонению, поскольку данные доводы были предметом рассмотрения Арбитражного суда Республики Башкортостан и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки установленных судом фактических обстоятельств и представленных доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2010 по делу N А07-8905/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 ноября 2010 г. N Ф09-9383/10-С1 по делу N А07-8905/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника