Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 ноября 2010 г. N Ф09-9876/10-С6 по делу N А60-14744/2010-С5
Дело N А60-14744/2010-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Купреенкова В.А., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество "ТГК N 9") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010 по делу N А60-14744/2010-С5.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ТГК N 9" - Мансурова Е.А. (доверенность от 24.12.2009 N 28);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - управление Росреестра) - Куйдан А.В. (доверенность от 06.05.2010 N 08-18/862).
Общество "ТГК N 9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия управления Росреестра, выразившегося в неисправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка площадью 47 976 кв. м с кадастровым номером 66:48:0303001:50, расположение которого установлено относительно ориентира - здания, расположенного в границах участка по адресу: Свердловская обл., г. Качканар, промзона; обязании Управления Росреестра исправить кадастровую ошибку путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений об удельном показателе кадастровой стоимости, сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, соответствующих десятой группе видов разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; л. д. 87, 88).
Определениями суда от 23.04.2010, 25.05.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2010 (судья Евдокимов И.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие управления Росреестра по Свердловской области в части неисправления кадастровой ошибки признано незаконным. На управление Росеестра возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу решения суда принять решение о необходимости устранения кадастровой ошибки с указанием конкретной даты выявления ошибки, описания ошибки с указанием документа, в котором допущена ошибка, обоснованием квалификации сведений как ошибочных, указанием, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010 (судьи Дюкин В.Ю., Усцов Л.А., Зеленана Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ТГК N 9" просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 3, 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее -Закон о государственном кадастре недвижимости), ст. 13, ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель не согласен с выводами об отсутствии у управления Росреестра возможности самостоятельно исправить кадастровую ошибку, указывая на то, что в их основу положено письмо Росрегистрации от 03.04.2009 N 3-1324-Е, которое носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом. По мнению общества "ТГК N 9", неправомерным также является и вывод о том, что решение об исправлении кадастровой ошибки может быть принято лишь теми лицами, на основании документов которых в государственном кадастре недвижимости были воспроизведены ошибочные сведения, полагая, что Управление Росреестра является уполномоченным органом по ведению государственного кадастра, в том числе и по исправлению кадастровых ошибок. Кроме того, заявитель считает, что судебные акты в части обязаиия Управления Росреестра принять решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направить его заказчику работ но государственной кадастровой оценке земель не обеспечат восстановление нарушенных прав общества "ТГК N 9".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Письма Федеральной регистрационной службы от 3 апреля 2009 года "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка" следует читать как "N 3-1324-ГЕ"
Предприятие и управление Росреестра в отзывах на кассационную жалобу возражают против изложенных в ней доводов, просят судебные акты оставить без изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Свердловэиерго" (правопредшественник общества "ТГК N 9") на праве постоянного бессрочного пользования принадлежал земельный участок площадью 4,7976 га, расположенный по адресу: г. Качканар, промзона, Качканарская ТЭЦ, на территории транспортного цеха.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 06.03.2009 N 6648/201/09-1314 земельный участок площадью 47 976 кв. м с кадастровым номером 66:48:0303001:50, местоположение которого установлено относительно ориентира - здания, расположенного в границах участка по адресу: г. Качканар, промзона, относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование - эксплуатация зданий и сооружений, его кадастровая стоимость составляет 36 734 263,6800 руб., удельный показатель кадастровой стоимости (руб./м2) - 765,6800.
В соответствии с отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области по состоянию на 01.01.2007 спорный земельный участок отнесен к девятой группе видов разрешенного использования.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены на основании постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", утвердившего средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по пятнадцати группам видов разрешенного использования.
В письме от 29.07.2009 N 6058/65 заявитель обратился в управление Росреестра с просьбой об уточнении размера кадастровой стоимости, в том числе спорного земельного участка, исходя из средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков десятой группы видов разрешенного использования, поскольку спорный земельный участок относится именно к данной группе.
В ответ на данное обращение управление Росреестра в письме от 25.08.2009 N 05-10/1938 сообщило обществу "ТГК N 9" о том, что в ходе проверки сведений государственного кадастра недвижимости по указанному земельному участку были выявлены кадастровые ошибки экономических характеристик земельных участков (о кадастровой стоимости земельного участка), основанием которых явились ошибки в постановлении Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
В письме от 23.11.2009 N 6001-1/671 общество "ТГК N 9" обратилось в управление Росреестра с просьбой предоставить решения об устранении кадастровых ошибок, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:48:0302001:50, а также развернутый расчет кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009.
Письмом от 22.12.2009 N 05-10/2940 управление Росреестра сообщило заявителю о том, что принятое на основании п. 5 ст. 28 Закона о государственном кадастре недвижимости решение о необходимости устранения кадастровых ошибок, в том числе по спорному земельному участку, письмом от 21.08.2009 N 05-10/1923 передано в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в целях проведения уточняющих расчетов кадастровой стоимости земельных участков исполнителем работ.
В письме от 11.01.2010 N 6001-051/1 общество "ТГК N 9" повторно обратилось в управление Росреестра с просьбой направить ему решения об устранении выявленных ошибок.
Управление Росреестра в письме от 03.02.2010 N 05-10/164 сообщило заявителю о том, что решение об исправлении выявленной кадастровой ошибки может быть принято после представления Правительством Свердловской области в органы кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия изменений в постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Общество "ТГК N 9", полагая, что бездействие заинтересованного лица, выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка и его кадастровой стоимости, нарушает его права и законные интересы, так как неправильное отнесение земельного участка к девятой группе видов разрешенного использования повлекло за собой существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка, а, следовательно, и необходимость уплаты завышенной суммы земельного налога, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что наличие кадастровой ошибки, выразившейся в указании в составе сведений государственного кадастра недвижимости информации об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости спорного земельного участка, соответствующих девятой группе видов разрешенного использования, и необходимость исправления данной ошибки путем указания сведений, соответствующих десятой группе видов разрешенного использования, заинтересованное лицо не оспаривает и признает.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила кадастровой оценки), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Пунктом 10 указанных Правил кадастровой оценки установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с Правилами кадастровой оценки земель Правительством Свердловской области принято постановление от 19.12.2008 N 1347-ПП, которым по состоянию на 01.01.2007 утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по пятнадцати группам видов разрешенного использования.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании ч. 3 ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Статьей 28 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 названной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее -техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и па основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В рассматриваемом случае суды, установив, что органом кадастрового учета выявлена кадастровая ошибка в сведениях об удельном показателе кадастровой стоимости и о кадастровой стоимости спорного земельного участка, внесенных в порядке информационного взаимодействия на основании постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, которую заинтересованное лицо самостоятельно в соответствии с действующим законодательством устранить не может, правомерно указали на необходимость се устранения в порядке информационного взаимодействия путем направления решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в орган, уполномоченный утверждать результаты государственной кадастровой оценки.
При этом, принимая во внимание, что доказательств, свидетельствующих о составлении управлением Росреестра протокола о выявлении кадастровой ошибки в сведениях, принятии решения о необходимости устранения кадастровой ошибки, доведении его до сведения иных лиц, участвующих в исправлении кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия, в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды правомерно признали бездействие заинтересованного лица незаконным как не соответствующее ст. 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, и, руководствуясь ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязали управление Росреестра в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя принять решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях, которое не позднее следующего дня направить в порядке информационного взаимодействия в орган, уполномоченный утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении судом ст. 3, 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, ст. 13, ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с наличием, по мнению общества "ТГК N 9", у управления Росреестра возможности самостоятельно исправить кадастровую ошибку, отклоняются судом кассационной инстанции с учетом изложенного, как основанные на неверном толковании указанных норм. При этом иное толкование заявителем положений законодательства не свидетельствует о его неправильном применении судом.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, подлежит уплате государственная пошлина в размере 1000 руб.
Поскольку заявителем при подаче кассационной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. по платежному поручению от 28.09.2010 N 63389, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу "ТГК N 9" из федерального бюджета в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010 по делу N А60-14744/2010-С5 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной по платежномудюгзучению от 28.09.2010 N 63389, которое находится в материалах дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2010 г. N Ф09-9876/10-С6 по делу N А60-14744/2010-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника