Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 ноября 2010 г. N Ф09-9760/10-С1 по делу N А60-22413/2010-С9
Дело N А60-22413/2010-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Ященок Т.П., судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга (далее - отдел, заявитель, административный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.08.2010 делу N А60-22413/2010-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель отдела -Сабитова Н.А. (доверенность от 11.01.2010 N 12).
Товарищество собственников жилья "Белинского, 182" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела от 04.06.2010 N 91-ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 23.08.2010 (судья Подгорнова Г.Н.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе отдел просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований товариществу отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда относительно недоказанности наличия в действиях товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса установленным фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга по результатам рассмотрения письменных обращений собственников жилых помещений в доме N 182 по ул. Белинского в г. Екатеринбурге Шурмелевой Н.И., Анциферовой Н.В., Галлиевой Ф.М., установлены факты нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых услугах, об исполнителе, выразившиеся в отражении товариществом начисленных пеней за несвоевременную оплату коммунальных услуг в квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг, а не в отдельных документах, направляемых потребителю, что является нарушением п. 39 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения заместителем прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга постановления от 16.04.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 Кодекса, после чего материалы проверки были переданы в отдел.
Рассмотрев указанные материалы, отдел вынес постановление от 04.06.2010 N 91-ю о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 5 000 руб.
Считая постановление административного органа незаконным, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из недоказанности отделом наличия в действиях товарищества состава вменяемого административного правонарушения.
Данный вывод суда соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства.
В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 ст. 14.8 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
На основании п. 1, 2 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Из п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 4 Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность управляющей организации информировать в письменной форме собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления (п. 13 ст. 155 названного Кодекса).
Перечень информации, указываемой в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг, установлен п. 38 Правил. В указанный перечень входят также сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи: сведения о задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды, и другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрена обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
При этом, размер неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий договора, рассчитанных в соответствии с федеральными законами и договором, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю в течение 5 рабочих дней (п. 39 Правил).
Из вышеуказанных норм следует, что обязанность по доведению до потребителей информации о предоставляемых услугах возложена на исполнителя.
Законом предусмотрено, что исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно п. 3 Правил, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
С учетом положений вышеуказанных норм суд, исследовав и оценив в соответствии с требованиями, установленными ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что расчет пеней за несвоевременную оплату коммунальных услуг не является информацией об услуге, поскольку содержит сведения о примененной ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства.
Доказательств, подтверждающих иное, административным органом в нарушение требований ст. 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности наличия состава вменяемого товариществу административного правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявленные им требования о признании оспариваемого постановления отдела незаконным и подлежащим отмене.
Выводы суда сделаны на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.08.2010 делу N А60-22413/2010-С9 оставить без изменения, кассационную жалобу территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2010 г. N Ф09-9760/10-С1 по делу N А60-22413/2010-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника