Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 декабря 2010 г. N Ф09-10079/10-С6 по делу N А71-2987/2010-А5
Дело N А71-2987/2010-А5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Столярова А.А., судей Маликовой Э.М., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Реммаш" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.06.2010 по делу N А71-2987/2010-А5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление) от 04.04.2009 N 1828/09-271 "Об исправлении кадастровой ошибки" и об устранении нарушенных прав путем восстановления в реестре объектов недвижимости ранее действующей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:28:000068:3 в сумме 30812706 руб. 60 коп.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Пермский филиал Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения Федеральный кадастровый центр "Земля".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.06.2010 (судья Симонов В.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 (судьи Гребенкина Н.А., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами п. 3 ст. 20, п. 4, 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ " О государственном кадастре недвижимости", п. 48, 51 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35, письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 07.07.2008 N ВК/2922 "О кадастровой ошибке", п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель считает, что решение об исправлении кадастровой ошибки от 04.04.2009 N 1828/09-271 принято Управлением Роснедвижимости по Удмуртской Республике с нарушением порядка исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости, возлагая на заявителя обязанность уплачивать земельный налог в более высоком размере, нарушая тем самым его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Общество отмечает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не наделены законодательно полномочиями в части выявления и исправления кадастровых ошибок при проведении государственной кадастровой оценки земель, в том числе и проведением экспертиз оценки.
При рассмотрении спора судами установлено, что постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2007" утверждена кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 18:28:000068:3 в размере 30812706 руб. 60 коп.
Обществом за первый и второй кварталы 2009 года уплачен земельный налог, исчисленный из налоговой базы, равной кадастровой стоимости земельного участка, в размере 30812706 руб. 60 коп.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Удмуртской Республике от 05.11.2009 обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу за второй квартал 2009 года ввиду несоответствия сведений, содержащихся в расчете по показателю "Кадастровая стоимость", сведениям, полученным из федерального государственного учреждения "Земельно-кадастровая палата", и данным, содержащимся в расчете по показателю "Кадастровая стоимость", сведениям, полученным из федерального государственного учреждения "Земельно-кадастровая палата", и данным, содержащимся в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 N 116, где кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:28:000068:3 определена в размере 121274115 руб. 80 коп. после внесенных изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24.11.2008 в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Общество обратилось с письменным запросом в Управление с просьбой о направлении ему протокола и решения о выявлении и устранении кадастровой ошибки.
В ответ на данный запрос Управление направило в адрес общества протокол выявления кадастровой ошибки от 04.04.2009 N 49/44 по земельному участку с кадастровым номером 18:28:000068:3 и копию решения об исправлении кадастровой ошибки от 04.04.2009 N 1828/09-271.
Общество, ссылаясь на то, что решение Управления от 04.04.2009 N 1828/09-271 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагая на него обязанность уплачивать земельный налог в более высоком размере, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила кадастровой оценки), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Пунктом 10 указанных Правил кадастровой оценки установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
На основании ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10-17 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 названной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее -техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 названного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном ч. 4 названной статьи порядке.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Судами установлено, что оспариваемое решение Управления является решением о необходимости устранения кадастровой ошибки. Данная ошибка выразилась в том, что при проведении работ по государственной кадастровой оценке земли исполнителем работ в отчете допущена ошибка в определении значения такого фактора стоимости, как "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", который использовался при построении статистической модели для земельных участков по девятой группе земель с видом разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в городах. Решение о необходимости устранения кадастровой ошибки направлено в орган, уполномоченный утверждать результаты государственной кадастровой оценки.
Основанием внесения изменений в государственный кадастр недвижимости послужило постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.05.2009 N 116, принятое по результатам проверки соответствующих сведений о наличии ошибки и направленное в порядке информационного взаимодействия в орган кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что увеличение стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:28:000068:3, повлекшее увеличение земельного налога, произведено на основании правовых актов, а оспариваемое решение Управления не порождает для правообладателя земельного участка каких-либо прав и не возлагает на него каких-либо обязанностей, суды пришли к верному выводу о том, что данное решение не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем отказ в удовлетворении заявленных требований заявителя является законным и обоснованным.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.06.2010 по делу N А71-2987/2010-А5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Реммаш" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2010 г. N Ф09-10079/10-С6 по делу N А71-2987/2010-А5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника