Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 декабря 2010 г. N Ф09-9585/10-С2 по делу N А47-5576/2009
Дело N А47-5576/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сухановой Н.Н., судей Беликова М.Б., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.04.2010 по делу N А47-5576/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Оренбургская медно-никелевая корпорация" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 30.03.2009 N 05122 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1175156 руб., налога на прибыль в сумме 499876 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса).
Решением суда от 23.04.2010 (судья Лазебная Г.Н.) заявленные требования удовлетворены в части доначисления НДС в сумме 596758 руб., налога на прибыль в сумме 499876 руб., соответствующих пеней и штрафов. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2010 (судьи Иванова Н.А., Дмитриева Н.Н., Арямов А.А.) решение суда отменено в части отказа в признании недействительным доначисления НДС в сумме 578397 руб., соответствующих пеней и штрафа. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения требований налогоплательщика, ссылаясь на то, что общество необоснованно включило в налоговые вычеты в январе, феврале 2005 г. суммы НДС по неоплаченным счетам-фактурам, а также у налогоплательщика отсутствует право на применение налогового вычета по операциям, связанным с приобретением недвижимости, ввиду их совершения в инвестиционных целях, поскольку они не являются объектом налогообложения НДС.
Налогоплательщик представил отзыв на кассационную жалобу, в котором указывает на правильное применение судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Основанием для доначисления налога в сумме 198135 руб. явились выводы налогового органа о том, что общество необоснованно включило в налоговые вычеты в январе, феврале 2005 г. НДС по неоплаченным счетам-фактурам.
Удовлетворяя заявленные требования в данной части суды указали на наличие в материалах дела доказательств оплаты товара с учетом НДС, а также на соблюдение налогоплательщиком иных установленных Кодексом условий применения налоговых вычетов.
В силу п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 Кодекса, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты.
Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество предъявило к вычету сумму НДС после фактического получения, оприходования и оплаты товара, поставленного обществом с ограниченной ответственностью "Статус Плюс", с учетом НДС. Оформление представленных счетов-фактур соответствует требованиям, определенным ст. 169 Кодекса.
Довод налогового органа о том, что представленные платежные документы не содержат указания на конкретные счета-фактуры ранее приводилась в ходе рассмотрения дела судами и обоснованно ими отклонены со ссылкой на то, что Кодекс не связывает возможность применения налоговых вычетов с названным обстоятельством. В распоряжении инспекции находились первичные документы налогоплательщика, и имелась возможность провести встречную проверку контрагентов общества.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования в данной части.
Отказывая в применении налоговых вычетов по НДС в сумме 578398 руб. по счетам-фактурам, полученным от Администрации муниципального образования "Бузулукский район Оренбургской области", налоговый орган сослался на то, что совершенные заявителем операции носили инвестиционный характер и операциями по реализации товаров (работ, услуг) не являлись.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа в данной части, исходил из того, что налоговый вычет по счетам-фактурам, выставленным застройщиком инвестору может быть предъявлен в размере, соотносимом с долей инвестора на объект строительства.
Апелляционный суд, отменяя решение суда в данной части, указал на неправомерность доначисления обществу спорной суммы налога, поскольку им соблюден установленный Кодексом порядок применения налоговых вычетов. Кроме того, апелляционным судом определено, что налоговым органом в ходе проверки не исследовано, предъявлялись ли агенту к оплате счета-фактуры подрядчиками или заказчиком-застройщиком по выполненным работам с начислением НДС; на кого из участников совместного строительства возложено ведение общих дел; каким образом определены имущественные права общества в отношении объекта строительства.
Выводы апелляционного суда являются правильными.
Согласно п. 1 ст. 173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 Кодекса.
По п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные указанной статьей налоговые вычеты. Согласно п. 2 ст. 171 Кодекса (в редакции Федерального закона 22.07.2005 N 119-ФЗ) вычетам, в частности, подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса, а также для перепродажи.
Согласно п. 6 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства. В том случае, когда строительство осуществляется заказчиком с привлечением инвестора, которому по окончании строительства объект недвижимости передается в собственность, право на вычет налога возникает у инвестора. При этом размер доли налога, подлежащего вычету, в сумме налога, предъявленного подрядными организациями, определяется пропорционально доле участия инвесторов в инвестиционном договоре.
В силу п. 5 ст. 172 Кодекса вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 ст. Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду абзацы 1, 2 пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом предусмотренных этой статьей особенностей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 169 Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), от своего имени) сумм налога к вычету в установленном главой 21 Кодекса порядке. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного п. 5 и 6 ст. 169 Кодекса порядка не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).
Долевое строительство характеризуется как разновидность совместной деятельности и попадает в перечень поименованных в подп. 4 п. 3 ст. 39 Кодекса инвестиционных операций. Согласно данного перечня не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача имущества (от инвестора заказчику-застройщику), если такая передача носит инвестиционный характер. Денежные средства и иное имущество, передаваемое инвесторами - заказчикам являются целевыми поступлениями и не образуют налогооблагаемую базу по НДС.
Между тем налогоплательщики-инвесторы помимо инвестиционной деятельности, не образующей налогооблагаемую базу по НДС, ведут и иные виды деятельности.
При выполнении строительных работ подрядным способом застройщик по отношению к подрядной организации выступает заказчиком.
Застройщик ведет учет по фактической стоимости и по договорной стоимости в целом по строительству и по отдельным объектам, входящим в него нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объекта в действие или полного производства соответствующих работ и затрат (п. 1.4, 2.1, 2.2 ПБУ долгосрочных инвестиций, утвержденного Приказом Министерства Финансов России от 30.12.1993 N 160). До завершения работ по строительству и ввода в эксплуатацию построенного объекта затраты учитываются на счете "Капитальные вложения" и составляют незавершенное строительство.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Письмо Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. N 160 "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций"
Согласно п. 2 ст. 3 Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в гл. 21 Кодекса и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 1 января 2005 г. до 1 января 2006 г. подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 г. равными долями по налоговым периодам. При этом в случае принятия объекта завершенного капитального строительства на учет в 2006 г. или при реализации в 2006 г. объекта незавершенного капитального строительства уплаченные суммы налога на добавленную стоимость, не принятые ранее к вычету в порядке, установленном указанной частью, подлежат вычетам по мере принятия на учет объекта завершенного капитального строительства или при реализации объекта незавершенного капитального строительства (в ред. Федерального закона от 28.02.2006 N 28-Ф3).
Законом N 119-ФЗ внесены изменения в п. 5 ст. 172 Кодекса. В ранее действующей редакции вычеты сумм НДС по счетам-фактурам подрядных организаций (заказчиков-застройщиков) производились по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента начисления амортизации.
Согласно п. 5 ст. 172 Кодекса в редакции Закона N 119-ФЗ вычеты производятся после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, обществом может быть заявлен налоговый вычет сумм по счетам-фактурам, предъявленным ему с 1 января 2005 г. до 1 января 2006 г. и в 2006 г. подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при выполнении условий, оговоренных ст. 171 и 172 Кодекса. То есть, право на вычет возникает за рамками и при завершении совместной инвестиционной деятельности после подписания актов унифицированной формы КС-11 "Акт приемки законченного строительством объекта" и КС-14 "Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией" и предоставляется инвесторам налоговыми органами по месту регистрации.
При таких обстоятельствах, поскольку объект строительства принят на учет в качестве основного средства и введен в эксплуатацию, право собственности на объект завершенного строительства зарегистрировано апелляционный суд пришел к правильному выводу о наличии у общества права на предъявление налога к вычету.
Довод налогового органа о том, что у налогоплательщика отсутствует право на применение налогового вычета по операциям, связанным с приобретением недвижимости, ввиду их совершения в инвестиционных целях, ранее приводился в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции и обоснованно им отклонен со ссылкой на то, что в ходе налоговой проверки инспекцией не исследовано, предъявлялись ли агенту к оплате счета-фактуры подрядчиками или заказчиком-застройщиком по выполненным работам с начислением НДС; на кого из участников совместного строительства возложено ведение общих дел; каким образом определены имущественные права общества в отношении объекта строительства. Апелляционным судом определено, что встречные проверки Администрации муниципального образования "Бузулукский район Оренбургской области" и общества с ограниченной ответственностью "Инколм" не проводились, не выяснялись вопросы, являются ли подрядчики плательщиками НДС, и был ли ими НДС включен в счета-фактуры; исполнялось ли фактически соглашение N 103/ДУИС-12/04 с обществом "Инком", производилась ли соинвестором оплата объекта строительства; инспекцией не определена общая стоимость выполненных подрядчиками работ на объекте строительства.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции правомерно изменено решение суда и удовлетворены требования налогоплательщика в указанной части.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2010 по делу N А47-5576/2009 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 декабря 2010 г. N Ф09-9585/10-С2 по делу N А47-5576/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника