Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 ноября 2010 г. N А60-35270/2010-С9
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Сухнева И.В. - представителя по доверенности от 30.07.2008 года N 1, паспорт;
от заинтересованного лица - Журавлевой О.О. - старшего специалиста юридического отдела по доверенности от 15.11.2010 года N 36, удостоверение.
Представителям сторон процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суду не заявлено. Заявлений, ходатайств не поступило.
Открытое акционерное общество "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе от 25 марта 2010 года N 62-10-151/ПН о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в сумме 750000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, представил письменные пояснения к заявлению; дополнительные документы, перечисленные в приложении к пояснениям.
Пояснения и документы приобщены к материалам дела.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления, поскольку открытое акционерное общество "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Кроме того, заявитель просит признать совершенное административное правонарушение малозначительным и применить последствия статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве от 22 ноября 2010 года N 62-10-07/13807, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, на соблюдение административным органом процессуального порядка составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлены документы административного производства.
Отзыв и документы приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:
Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе проведена проверка сведений о возможных нарушениях требований законодательства, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к раскрытию информации открытым акционерным обществом "Екатеринбургские Вагоны-рестораны".
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 08 декабря 2009 года отсутствует доступ на странице http://www.vrk.ru в сети Интернет, используемой открытым акционерным обществом "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" для раскрытия информации, к текстам годового отчета общества за 2006 год, годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год.
По результатам проверки Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе в отношении открытого акционерного общества "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" составлен протокол об административном правонарушении от 11 января 2010 года N 62-10-2/пр-ап, вынесено постановление от 25 марта 2010 года N 62-10-151/ПН о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в сумме 750000 рублей.
Полагая, что вынесенное постановление от 25 марта 2010 года N 62-10-151/ПН является незаконным, открытое акционерное общество "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 2 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг, осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 года N 06-117/пз-н (далее - Положение), открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязаны раскрывать:
а) годовой отчет акционерного общества;
б) годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества;
в) устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;
г) сведения об аффилированных лицах акционерного общества;
д) дополнительные сведения, предусмотренные настоящей главой Положения.
Согласно пункту 8.1.2 Положения обязанность по раскрытию информации, предусмотренной настоящим разделом Положения, возникает: для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества.
В силу пункта 8.2.4 Положения акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
Пунктом 8.2.5 Положения установлено, что текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
В соответствии с пунктами 8.3.1, 8.3.5 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.
Акционерное общество, на которое в соответствии с настоящим Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность - в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 года N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма N 1), отчета о прибылях и убытках (форма N 2), отчета об изменениях капитала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Пунктами 8.3.5, 8.3.6 Положения предусмотрено, что в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской отчетности, акционерное общество, указанное в настоящем пункте, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества. В случае, если годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества не была утверждена на годовом общем собрании акционеров, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого.
Текст годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
В соответствии с частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нераскрытие или нарушение, в том числе эмитентом, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Факт нарушения открытым акционерным обществом "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" порядка раскрытия информации, выразившийся в отсутствии доступа к текстам годового отчета общества за 2006 год, годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год на странице http://www.vrk.ru в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, подтверждается материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд считает, что открытое акционерное общество "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказана административным органом.
Ссылки заявителя на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления, судом отклоняются, поскольку не подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, или в присутствии его законного представителя.
В отсутствие лица протокол может быть составлен при условии, что нарушитель надлежаще извещен о дате и времени его составления, о чем имеются доказательства.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 08 декабря 2009 года N 62-09-03/12453 открытое акционерное общество "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 11 января 2010 года в 14 час. 00 мин.
Данное уведомление направлено 09 декабря 2009 года по юридическому адресу общества: 620107, г. Екатеринбург, ул. Вокзальная, 12.
Почтовое отправление возвращено отделением связи с отметкой: "отсутствие адресата по указанному адресу".
В связи с возвратом уведомления от 08 декабря 2009 года N 62-09-03/12453 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе был проверен адрес местонахождения открытого акционерного общества "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" по сайту Федеральной налоговой службы, что подтверждается представленным в материалы дела скриншотом. По состоянию на 11 января 2010 года юридический адрес общества указан как: 620000, г. Екатеринбург, ул. Вокзальная, 12.
Таким образом, по мнению суда, административным органом были приняты все зависящие от него меры по надлежащему извещению открытого акционерного общества "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и на основании статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол составлен в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя общества.
Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины их неявки.
Определением от 11 января 2010 года, направленным в адрес открытого акционерного общества "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" заказным почтовым отправлением с уведомлением N 62099419614915, рассмотрение материалов административного дела N 62-10-2/ап было назначено на 25 января 2010 года.
Почтовое отправление 07 февраля 2010 года было вновь возвращено административному органу в связи с тем, что адресат не значится.
Определением от 25 января 2010 года рассмотрение административного дела отложено на 25 февраля 2010 года. Данное определение направлено по местонахождению общества: 620107, г. Екатеринбург, ул. Вокзальная, 12, и возвращено в административный орган 14 марта 2010 года, в связи с отсутствием адресата по указанному адресу.
Определением от 25 февраля 2010 года рассмотрение материалов дела повторно отложено 25 марта 2010 года на 14 час. 00 мин.
Определение о времени и месте рассмотрения материалов административного дела от 25 февраля 2010 года направлено открытому акционерному обществу "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" заказным письмом с уведомлением N 62099423195813 по адресу: 620107, г. Екатеринбург, ул. Вокзальная, 12.
Почтовое отправление 09 марта 2010 года возвращено в административный орган по вышеуказанным причинам.
Таким образом, при наличии доказательств надлежащего извещения законного представителя юридического лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе 25 марта 2010 года в отношении открытого акционерного общества "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление от 25 марта 2010 года N 62-10-151/ПН о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в сумме 750000 рублей
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, зарегистрированный в едином государственном реестре юридических лиц, является адресом, по которому осуществляется связь с юридическим лицом (юридический адрес).
Из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 18 октября 2010 года следует, что адресом места нахождения открытого акционерного общества "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" является: 620107, г. Екатеринбург, ул. Вокзальная, 12. Иного адреса в выписке не содержится.
Как было отмечено выше, по мнению суда, административным органом были предприняты все зависящие от него меры по надлежащему извещению привлекаемого лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения административного дела.
При этом юридическое лицо обязано обеспечить получение почтовой корреспонденции по адресу регистрации своего постоянно действующего исполнительного органа.
В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что открытым акционерным обществом "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" надлежащим образом обеспечено получение почтовой корреспонденции по юридическому адресу общества. При этом, располагая сведениями о том, что почтовые отправления не доходят по адресу места нахождения общества, заявитель также не представил доказательства предъявления в адрес отделения связи претензий по поводу невручения корреспонденции.
Кроме того, суд отмечает, что судебные акты, направленные в адрес открытого акционерного общества "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" (г. Екатеринбург, ул. Вокзальная, 12), также возвращены отделением связи с отметками: "отсутствие адресата по указанному адресу".
Довод заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения судом отклоняется.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного обществом правонарушения, суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и применения последствий, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Помимо изложенного заявителем пропущен срок подачи заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмены постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе от 25 марта 2010 года N 62-10-151/ПН о привлечении открытого акционерного общества "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в сумме 750000 рублей не имеется. В удовлетворении требований заявителю следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Открытому акционерному обществу "Екатеринбургские Вагоны-рестораны" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе от 25 марта 2010 года N 62-10-151/ПН о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в сумме 750000 рублей отказать.
2. Обеспечительные меры, принятые определением суда от 30 сентября 2010 года, отменить.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 ноября 2010 г. N А60-35270/2010-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника