Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 декабря 2010 г. N Ф09-10109/10-С5 по делу N А60-14110/2010-С2
Дело N А60-14110/2010-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сирота Е.Г., судей Васильченко Н.С., Черкасской Г.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижнесалдинская управляющая компания "Жилой дом" (далее - общество УК "Жилой дом", ответчик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2010 по делу N А60-14110/2010-С2 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" Соловьева О.В. на основании доверенности от 16.07.2010 год;
Общества УК "Жилой дом" - Максимов В.Б. на основании доверенности от 09.03.2010 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (далее -общество "Тепловодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Нижнесалдинская управляющая компания "Жилой дом" о взыскании 1 108 463 руб. 00 коп. задолженности и 64 932 руб. 92 коп. пеней.
Общество УК "Жилой дом" обратилось к обществу "Тепловодоканал" со встречным иском о взыскании 2 431 201 руб. 06 коп. неосновательного обогащения.
Решением суда от 30.06.2010 года (судья Биндер А.Г.) в удовлетворении первоначального иска отказано; встречное исковое требование удовлетворено. С общества "Тепловодоканал" в пользу "Нижнесалдинская управляющая компания "Жилой дом" взыскано 2 431 201 руб. 06 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2010 (судьи Назарова В.Ю., Лихачева А.Н., Дружинина Л.В.) решение отменено; исковые требования удовлетворены: с общества "Нижнесалдинская управляющая компания "Жилой дом" в пользу общества "Тепловодоканал" взыскано 1 173 395 руб. 92 коп., в том числе: 1 108 463 руб. 00 коп. основного долга, 64 932 руб. 92 коп. пеней; в удовлетворении встречного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе общества "Нижнесалдинская управляющая компания "Жилой дом" просит постановление отменить, решение оставить в силе. По мнению заявителя, апелляционный суд, удовлетворяя первоначальный иск, в нарушение ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал ответчика повторно исполнить уже исполненное обязательство. Заявитель жалобы считает ошибочным, противоречащим ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации указание суда апелляционной инстанции на согласование сторонами объема услуг в актах приемки услуг по водоотведению и водоснабжению. Также общество "Нижнесалдинская управляющая компания "Жилой дом" ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции п. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Заявитель жалобы полагает, что, устанавливая правомерность применения нормативов потребления, отмененных вступившим в законную силу решением суда, и распространение действия акта, предусматривающего увеличение размера платы за коммунальные услуги, на период, предшествовавший его опубликованию, апелляционный суд нарушает права ответчика и граждан, проживающих в домах, обслуживаемых обществом "Тепловодоканал". Наряду с этим заявитель указывает на противоречие вывода апелляционного суда о неправомерности расчетов ответчика, применившего нормативы потребления коммунальных услуг, установленных не для истца, а иных поставщиков, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). По мнению заявителя, смена поставщика услуг не является основанием для изменения норматива потребления.
Возражая против исковых требований общество УК "Жилой дом" указало на оплату ответчиком услуг истца в полном объеме и наличие переплаты, представив в арбитражный суд расчет количества услуг, произведенный на основании действующих нормативов потребления, в связи с чем на основании ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило встречный иск о взыскании с общества "Тепловодоканал" 2 431 201 руб. 06 коп. неосновательного обогащения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе заявителя, и возражениях относительно жалобы.
Из пояснений общества УК "Жилой дом" и материалов дела следует, что в период до 31.01.2008 года поставщиком коммунальных услуг водоотведения и холодного водоснабжения для населения, проживающего в домах, находящихся в управлении ответчика, являлось ФГУП "НИИМаш". После передачи очистных сооружений и канализационного хозяйства в муниципальную собственность с 01.02.2008 коммунальные услуги водоотведения оказывало общество "Тепловодоканал". При этом при расчетах количества оказанных услуг использовало норматив потребления коммунальных услуг и тариф, установленные для ФГУП "НИИМаш". После передачи системы холодного водоснабжения населения от ФГУП "НИИМаш" в муниципальную собственность с 01.02.2009 коммунальные услуги водоснабжения для населения, проживающего в жилых домах, находящихся в управлении ответчика, также оказывало общество "Тепловодоканал". При этом до мая 2009 года при расчетах количества оказанных услуг по водоснабжению истец использовал норматив потребления, установленный для ФГУП "НИИМаш".
Как следует из материалов дела, общество УК "Жилой дом" является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, находящихся на территории г. Нижняя Салда, осуществляющей функции исполнителя коммунальных услуг. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В силу пунктов 3 и 49 Правил N 307 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; далее - Правила N 307) ответчик как управляющая организация обязан выполнять функции исполнителя коммунальных услуг и для этих целей заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Как установлено судом при рассмотрении дела, между обществом "Тепловодоканал" (исполнитель; ресурсоснабжающая организация) и обществом УК "Жилой дом" (управляющая организация, исполнитель коммунальных услуг) подписан договор на оказание полного комплекса услуг по отведению бытовых стоков от 18.02.2008 N 22.
Кроме того, с протоколом согласования разногласий между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией 01.02.2009 подписан договор N 2 на оказание комплекса услуг водоснабжения.
За период с января по декабрь 2009 г. между сторонами подписаны акты приемки услуг от общества "Тепловодоканал".
В актах приемки услуг определено количество коммунальных услуг (водоснабжения и водоотведения), исходя из нормативов, установленных Решениями Думы городского округа Нижняя Салда.
Решением Думы городского округа Нижняя Салда от 16.12.2008 года N 14/6, установившем нормативы потребления коммунальных услуг: в Приложении N 2 нормативы потребления за услугу водоснабжения для населения, проживающего в жилфонде и получающего коммунальную услугу от ФГУП НИИМаш (п. 2.1), норматив на подогрев (п. 2.2); нормативы потребления за водоотведение для населения, получающего услуги от поставщика ООО "Тепловодоканал" (п. 1.1) (л.д. 55, 60).
Решением Думы городского округа Нижняя Салда от 19.02.2009 года N 17/10, в соответствии с которым внесены изменения в Решение Думы городского округа Нижняя Салда от 16.12.2008 года N 14/6 в Приложение N 2 в п. 2.1, Приложение N 6 дополнено пунктом 1.2. (л.д. 112-113, 117).
Решением Думы городского округа Нижняя Салда от 16.04.2009 года N 20/2, в соответствии с которым внесены изменения в Решение Думы городского округа Нижняя Салда от 16.12.2008 года N 14/6 в Приложение N 2 в п. 2.1. Приложением N 6 установлены нормативы потребления за водоотведение и водоснабжение для населения, получающего услугу от поставщика общества "Тепловодоканал". Приложение N 6 дополнено пунктом 2, в соответствии с которым установлены нормативы потребления холодного водоснабжение в жилых домах в зависимости от этажности многоквартирных жилых домов, нормативы потребления холодного водоснабжения в общежития, нормативы потребления холодного водоснабжения на содержание лошадей, коров, коз и свиней (л.д. 118-119, 121).
Решением Думы городского округа Нижняя Салда от 13.11.2009 года N 29/5, в соответствии с которым внесены изменения в Решение Думы городского округа Нижняя Салда от 16.12.2008 года N 14/6 в Приложение N 2 в п. 2.1, Приложение N 6 в п. 1,2. (л.д. 112-113, 117). Пункты 1, 2 Приложения N 6 изложены в новой редакции. Так пунктом 1 Приложения N 6 установлены нормативы потребления на услугу водоотведение в жилых домах квартирного типа, коммунальных квартирах и жилых домах (частный сектор) с холодным и горячим водоснабжением, с холодным водоснабжением в зависимости от этажности, а также водоотведение в общежитиях, а также тариф (без НДС) 12,23 руб./куб. м. Также внесены изменения в нормативы потребления холодного водоснабжение в жилых домах в зависимости от этажности многоквартирных домов, в нормативы потребления холодного водоснабжения для общежитий, в нормативы потребления холодного водоснабжения на содержание лошадей, коров, коз и свиней (л.д. 123-125).
Решением Нижнесалдинского городского суда Свердловской области от 06.07.2009 года, вступившим в законную силу 21.07.2009 года, п.п. 2.2 Приложения N 2 и п.п. 1.1 Приложения N 6 решения Думы городского округа Нижняя Салда от 16.12.2008 года N 14/6 признаны недействующими с момента принятия; п.п. 2.1 Приложения N 2 и п.п. 1.2 Приложения N 6 решения Думы городского округа Нижняя Салда от 19.02.2009 года N 17/10 признаны недействующими с момента принятия; п.п. 2.1 Приложения N 2 решения Думы городского округа Нижняя Салда от 16.04.2009 года N 20/2 признан недействующим с момента принятия.
При этом суд исходил из того, что нормативы потребления, установленные уполномоченным органом, не являются экономически обоснованными. Основания для изменения указанных нормативов в соответствии с действующим законодательством отсутствовали, поскольку в силу п. 13 Правил N 306 основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Наличие указанных обстоятельств судом не установлено. Норматив водоотведения расчетом не обоснован, что противоречит Правилам N 306. Увеличение норматива водоснабжения засчет установления норматива на подогрев холодной воды противоречит Правилам N 306, так как, во-первых, указанная услуга населению не предоставлялась (судом признан общеизвестным факт, что на городке Строителей на протяжении 15 лет не оказывалась услуга горячего водоснабжения), а во-вторых, Правила не предусматривают такого норматива холодного водоснабжения как подогрев. Расчеты норматива не является обоснованными и произведены без учета этажности.
Удовлетворяя исковые требования общества "Тепловодоканал", суд апелляционной инстанции принял в качестве доказательств согласования объемов оказанных истцом услуг по водоотведению и водоснабжению, данные, содержащихся в подписанных обеими сторонами актах приемки услуг от поставщика - ООО "Тепловодоканал" с января по декабрь 2009 г., со ссылкой на то, что объемы, указанные в актах, согласованы сторонами.
Между тем судом не учтено следующее.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Пунктом 19 Правил N 307 аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления услуг водоснабжения и водоотведения при установлении порядка определения размера платы за водоснабжение и водоотведение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых) приборов учета.
Суды обоснованно определили отношения сторон как сложившиеся договорные, поскольку истец отпускал коммунальный ресурс, а население жилых домов, управляемых ответчиком, потребляло услуги водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что в настоящем случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации обществом УК "Жилой дом" как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму пункта 8 Правил N 307, вывод суда апелляционной инстанции о допустимости применения актов приемки услуг водоснабжения и водоотведения за 2009 и согласования сторонами в указанных актах количества поставленных обществом "Тепловодоканал" услуг по водоснабжению и водоотведению при отсутствии приборов учета, не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и названным Правилам.
Объем оказанных истцом услуг по водоснабжению и водоотведению при отсутствии приборов учета должен решаться исключительно на основании законно установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Акты сторон, в которых количество услуг определено на основании нормативов потребления, решения об установлении которых признаны судом недействующими с момента их принятия, не могут быть приняты во внимание при определении объемов потребления ответчиком услуг водоснабжения и водоотведения.
Указанная правовая позиция подтверждена Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/10.
Следовательно, вывод суда о правильности расчета общества "Тепловодоканал", определившего в отсутствие приборов учета количество услуг на основании нормативов потребления, нормативные акты об установлении которых признаны судом недействующими с момента их принятия, противоречит Жилищному законодательству Российской Федерации, Правилам N 307 и Правилам N 306.
Суд кассационной инстанции отмечает, что указанный недостаток не может быть восполнен перерасчетом за 2009 год, отраженным в акте приемки услуг за декабрь 2009 года, поскольку перерасчет осуществлен истцом с применением нормативов, установленных Решением Думы городского округа Нижняя Салда от 13.11.2009 года N29/5.
В силу ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии с п. 17 Правил N 306 решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных средствах массовой информации с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Поскольку установление нормативов водоснабжения и водоотведения затрагивает права граждан, применение нормативов, установленных Решением Думы городского округа Нижняя Салда от 13.11.2009 года N 29/5, возможно после его официального опубликования.
В самом нормативном акте отсутствует указание о том, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Распространение нормативного акта - Решения Думы городского округа Нижняя Салда от 13.11.2009 года N 29/5 на отношения, возникшие до введения его в действие, и применение норматива, установленного в ноябре 2009, на весь 2009 год, является незаконным и нарушает права граждан.
Расчет, представленный обществом УК "Жилой дом", проверен судом первой инстанции и признан обоснованным и правомерным.
Расчет ответчика, осуществленный с применением нормативов, установленных Постановлением Администрации городского округа Нижняя Салда от 30.11.2007 N 888, действовавших до принятия нормативов Решением Думы городского округа Нижняя Салда от 16.12.2008 года N 14/6 (признанных недействующими по решению суда с момента принятия), не противоречит Жилищному законодательству Российской Федерации и Правилам N 306, исходя из следующего.
В силу п. 2 Правил N 306 норматив потребления коммунальных услуг -месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая); в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая). В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4, 5 Правил N 306).
Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (п. 9 Правил N 306)
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п. 13 Правил N 306 основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Исходя из приведенных норм, изменение поставщика коммунальных услуг не является основанием для изменения норматива, поскольку норматив не зависит от того, кто является поставщиком коммунальных услуг, а обусловлен конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома и степенью благоустройства.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных в ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимо: во-первых, чтобы обогащение одного лица (приобретателя (ответчика) произошло за счет другого (потерпевшего (истца), и, во-вторых, чтобы такое обогащение произошло при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении. При этом не имеет значения, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения обогатившегося, самого потерпевшего или третьих лиц либо произошло помимо их воли.
Неосновательное обогащение - это приобретение или сбережение имущества обогатившимся лицом (ответчиком). Такое обогащение должно произойти за счет другого лица (истца), в результате чего плюс на одной стороне (ответчик) обязательно означает минус на другой стороне (истец).
Субъектами кондикционных обязательств выступают приобретатель - лицо, неосновательно обогатившееся, и потерпевший - лицо, за счет которого произошло обогащение.
Установив на основании представленных ответчиком расчетов, платежных поручений, что денежные средства в сумме 2 431 201 руб. 06 коп. были излишне уплачены ответчиком истцу, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил встречное исковое требование, а в удовлетворении первоначального иска отказал.
Расчет ответчика истцом не опровергнут.
Исходя из вышеизложенного, учитывая решение Нижнесалдинского городского суда Свердловской области от 06.07.2009 года, имеющее общеобязательное значение в силу ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание недопустимость нарушения прав и интересов граждан, Федеральный арбитражный суд Уральского округа считает, что постановление арбитражного апелляционного суда подлежит отмене (ч. 1, 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами спора в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2010 по делу N А60-14110/2010-С2 Арбитражного суда Свердловской области отменить.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2010 оставить в силе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нижнесалдинская управляющая компания "Жилой дом" судебные расходы по кассационной жалобе в размере 2000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 декабря 2010 г. N Ф09-10109/10-С5 по делу N А60-14110/2010-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника