Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 декабря 2010 г. N Ф09-880/09-С3 по делу N А47-9250/2008
Дело N А47-9250/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Первухина В.М., судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2010 по делу N А47-9250/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" (далее - общество) о признании частично недействительным ненормативного правового акта инспекции, третьи лица - открытое акционерное общество "Оренбургэнергосбыт", Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам N 4.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными п. 1, 2 решения инспекции от 09.06.2008 N 1458.
Решением суда от 25.06.2010 (судья Жарова Л.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 (судьи Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 252, 254 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 120 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, п. 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить в силе, считает их законными и обоснованными.
В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, между обществом (исполнитель) и открытым акционерным обществом "Оренбургэнергосбыт" (заказчик) заключен договор от 01.01.2007 N 100821 на передачу электрической энергии (далее - договор), по условиям которого исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по передаче электрической энергии через электрические сети, принадлежащие исполнителю.
Согласно п. 2.2 договора заказчик обязуется по заявке исполнителя приобретать электроэнергию для компенсации потерь, а исполнитель оплачивать указанные объемы электроэнергии на условиях договора.
Пунктом 5.3 договора установлено, что исполнитель оплачивает стоимость электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь в сетях, с учетом установленных тарифов путем перечисления денежных средств на расчетный счет заказчика.
В случае если исполнитель произвел платеж, размер которого превышает стоимость фактических потерь электроэнергии, и отсутствует задолженность исполнителя по договору за прошлые периоды платежа, сумма превышения зачисляется в счет следующего платежа.
В приложении N 5 к договору стороны согласовали плановый объем электрической энергии, приобретаемой исполнителем в целях компенсации потерь на 2007 г.
Экспертным заключением департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов определены тарифы и порядок оплаты потерь, согласно которому, в случае снижения фактических потерь над размером, учтенным при формировании тарифов, общество возвращает открытому акционерному обществу "Оренбургэнергосбыт" величину перекрестного субсидирования, определяемую по специальной формуле.
Между обществом и закрытым акционерным обществом "Оренбургсельэнергосети" заключен договор о передаче энергии через сети закрытого акционерного общества "Оренбургсельэнергосети".
Общество представило налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2007 г. с указанием суммы расходов, включающей возмещение потерь.
По результатам камеральной проверки данной налоговой декларации инспекцией составлен акт от 10.07.2008 N 12-34/157 и принято решение от 12.09.2008 N 1458, которым обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 214632455 руб.
Полагая, что принятое инспекцией решение нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что понесенные обществом затраты документально подтверждены, оплата произведена исходя из фактических потерь по цене и в порядке, установленных договором и законодательством, хозяйственные операции имеют материальное содержание. В нормативы потерь за 2007 г. включены и потери в сетях, принадлежащих ЗАО "Оренбургсельэнергосети", сети которого общество использовало для передачи энергии потребителям.
Вывод судов соответствует действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию устанавливается законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", ст. 23, 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции.
При установлении тарифов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, утвердившим Правила государственного регулирования и применения тарифов (далее -Правила).
Указом Губернатора Оренбургской области от 16.12.2005 N 141-УК утверждено положение о Департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов. Примененный налогоплательщиком порядок определения стоимости потерь электроэнергии в случае, когда фактические потери меньше нормативного уровня, установлен данным органом, что отражено в протоколе заседания коллегии от 27.12.2006 N 34. Согласно п. 21 Правил протокол является неотъемлемой частью решения об установлении тарифов.
Согласно ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль - доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что заказчик предъявлял обществу к оплате фактические потери электроэнергии, рассчитав их стоимость в установленном для него и обязательном для применения порядке. Объем электрической энергии, указанный в счетах-фактурах, обществу был предоставлен, счета-фактуры обществом оплачены, расходы общества связаны с его производственной деятельностью.
При этом судами правомерно отражено, что общество действовало в рамках заключенного договора, и его действия одобрены органом ценообразования.
Иного инспекцией в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
Что касается оплаты обществом потерь, возникших в сетях смежной сетевой организации закрытого акционерного общества "Оренбургсельэнергосети", и включению их в состав расходов по налогу на прибыль, то судами верно отмечено, что оплаченный объем фактических потерь был утвержден решением Департамента по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области.
При этом судами верно указано, что поскольку электрическая энергия поставляется потребителям через присоединенные сети закрытого акционерного общества "Оренбургсельэнергосети", у общества отсутствует обязанность перекладывать компенсацию потерь на закрытое акционерное общество "Оренбургсельэнергосети". Правилами перекрестного субсидирования такого условия не предусмотрено.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность постановления, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2010 по делу N А47-9250/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При установлении тарифов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, утвердившим Правила государственного регулирования и применения тарифов (далее -Правила).
Указом Губернатора Оренбургской области от 16.12.2005 N 141-УК утверждено положение о Департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов. Примененный налогоплательщиком порядок определения стоимости потерь электроэнергии в случае, когда фактические потери меньше нормативного уровня, установлен данным органом, что отражено в протоколе заседания коллегии от 27.12.2006 N 34. Согласно п. 21 Правил протокол является неотъемлемой частью решения об установлении тарифов.
Согласно ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль - доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
...
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что заказчик предъявлял обществу к оплате фактические потери электроэнергии, рассчитав их стоимость в установленном для него и обязательном для применения порядке. Объем электрической энергии, указанный в счетах-фактурах, обществу был предоставлен, счета-фактуры обществом оплачены, расходы общества связаны с его производственной деятельностью."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 декабря 2010 г. N Ф09-880/09-С3 по делу N А47-9250/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника