Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 декабря 2010 г. N Ф09-9363/10-С6 по делу N А60-16446/2010-С5
Дело N А60-16446/2010-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Сулейменовой Т.В., Семеновой З.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество "ТГК N 9") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2010 по делу N А60-16446/2010-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) - Левит A.M. (доверенность от 06.05.2010 N 08-18/863);
общества "ТГК N 9" - Мансурова Е.А. (доверенность от 24.12.2009 N 28).
Общество "ТГК N 9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (в настоящее время - Управление Росреестра), выразившегося в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка площадью 2527592 кв.м с кадастровым номером 66:45:0200079:15, расположенного относительно ориентира с юго-восточной стороны предприятия по адресу: Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Силикатная, д. 1, а также об обязании исправить кадастровую ошибку путем внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 111 руб. 39 коп./кв.м и сведений о кадастровой стоимости названного земельного участка в размере 281548472 руб. 88 коп., соответствующей десятой группе видов разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2010 (судья Горбашова И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 (судьи Гребенкина Н.А., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ТГК N 9" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре N 221-ФЗ), ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель не согласен с выводом судов об отсутствии кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка и, как следствие, отсутствие бездействия заинтересованного лица, полагая, что в данном случае Управлением Росреестре неправильно определен удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, соответствующий девятой группе видов разрешенного использования, ошибочно указанный в приказе Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) от 26.05.2005 N 2199.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству от 09.11.1993 Красногорской теплоцентрали акционерного общества "Свердловэнерго" на праве бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:45:02:00079:0007 общей площадью 2661589 кв.м, предоставленный постановлением главы администрации от 05.11.1993 N 686 для золоотвала с юго-восточной стороны кооператива "Силикат".
Приказом министерства от 26.05.2005 N 2199 прекращено право бессрочного пользования открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Свердловэнерго" на указанный земельный участок и названному обществу предоставлен земельный участок площадью 2527592,5 кв.м в квартале с кадастровым номером 66:45:0200079 с указанием целевого использования - под золоотвал, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, с юго-восточной стороны предприятия по ул. Силикатной, д. 1.
В связи с реорганизацией открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Свердловэнерго" имущественный комплекс "Красногорская ТЭЦ", а также право на указанный земельный участок, перешли к открытому акционерному обществу "Свердловская генерирующая компания", которое 01.05.2006 было реорганизовано путем присоединения к обществу "ТГК N 9".
Общество "ТГК N 9" 07.04.2010 обратилось в Управление Росреестра с просьбой исправить кадастровую ошибку, допущенную при указании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200079:15, рассчитанной с учетом использования удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего 9 группе видов разрешенного использования, вместо 10 группы. При этом общество "ТГК N 9" ссылалось на то, что ранее земельный участок предоставлялся для расположения золоотвала Красногорской теплоэлектроцентрали, осуществляющей производство энергии, в связи с чем полагает, что земельный участок соответствует 10 группе видов разрешенного использования.
Из ответа Управления Росрестра от 10.08.2009 N 05-10/1815 следует, что перерасчет кадастровой стоимости спорного земельного участка с отнесением его к 10 группе видов разрешенного использования может быть произведен только после обращения общества "ТГК N 9" в орган кадастрового учета с заявлением о внесении уточнения в вид разрешенного использования с представлением дополнительных материалов, подтверждающих предназначение участка для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Общество "ТГК N 9", ссылаясь на представление им в орган кадастрового учета дополнительных документов в подтверждение отнесения спорного земельного участка к 10 группе видов разрешенного использования и полагая, что бездействие Управления Росреестра, выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки, является незаконным, нарушает его права и законные интересы, в частности наличием необходимости уплаты завышенной суммы земельного налога, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 28 Закона о государственном кадастре N 221-ФЗ предусмотрены основания и порядок исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 статьи 28 названного Закона ошибками в государственном кадастре недвижимости является: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии со ст. 22 Закона о государственном кадастре N 221-ФЗ в орган кадастрового учета должны быть представлены копии документов, устанавливающих или удостоверяющих право собственности заявителя на объект недвижимости. Правоустанавливающими документами являются документы, на основании которых возникает, прекращается и переходит право собственности или иное вещное право, возникает и прекращается ограничение (обременение) таких прав на объекты недвижимого имущества.
Сведения о разрешенном использовании вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил N 316).
В силу п. 10 Правил N 316 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты кадастровой оценки земель.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 13 Правил N 316).
В случае образования нового земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222).
В пункте 2.4 названных Методических указаний предусмотрено, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В рассматриваемом случае судами установлено, что спорный земельный участок не был включен в перечень земельных участков, по которым постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждена государственная кадастровая стоимости; сведения о данном участке, в том числе о виде разрешенного использования - под золоотвал, внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с правоустанавливающим документом - приказом Министерства от 26.05.2005 N 2199, как о вновь образуемом; размер кадастровой стоимости определен в порядке, установленном п. 2.1.3 вышеназванных Методических указаний, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего девятой группе видов разрешенного использования.
Таким образом, суды, учитывая, что органом кадастрового учета удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость спорного земельного участка были определены на основании и в соответствии с целевым использованием - под золоотвал, указанном в приказе Министерства от 26.05.2005 N 2199; сами документы, на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, ошибки не содержат; расхождений в сведениях государственного кадастра недвижимости и иных правоустанавливающих документах на земельный участок не имеется, пришли к верному выводу о том, что кадастровая ошибка в сведениях Управлением Росреестра не допущена.
При этом суд апелляционной инстанции, отклоняя ссылку общества "ТГК N 9" на письмо Управления Росреестра от 10.08.2009 N 05-10/1815, обоснованно указал, что в рамках настоящего дела не рассматривается спор о виде разрешенного использования, предметом настоящего дела является требование о признании незаконным бездействия заинтересованного лица в неисправлении кадастровой ошибки.
С учетом изложенного судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о неправильном определении Управлением Росреестра удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка, ошибочности указания в приказе Министерства от 26.05.2005 N 2199 вида разрешенного использования спорного земельного участка, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка; оснований для переоценки доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2010 по делу N А60-16446/2010-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2.4 названных Методических указаний предусмотрено, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В рассматриваемом случае судами установлено, что спорный земельный участок не был включен в перечень земельных участков, по которым постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждена государственная кадастровая стоимости; сведения о данном участке, в том числе о виде разрешенного использования - под золоотвал, внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с правоустанавливающим документом - приказом Министерства от 26.05.2005 N 2199, как о вновь образуемом; размер кадастровой стоимости определен в порядке, установленном п. 2.1.3 вышеназванных Методических указаний, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего девятой группе видов разрешенного использования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2010 г. N Ф09-9363/10-С6 по делу N А60-16446/2010-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника