Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 декабря 2010 г. N Ф09-9284/10-С1 по делу N А71-668/2010-А28
Дело N А71-668/2010-А28
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления охраны фауны Удмуртской Республики (далее - управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.05.2010 по делу N А71-668/2010-А28 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общественная организация "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" (далее - общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными вынесенных управлением распоряжения от 26.10.2009 N 01-40/03 и п. 4, 7, 12, 13, 15 Условий пользования животным миром, являющихся приложением N 3 к долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии XX N 0205 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 20.05.2010 (судья Лепихин Д.Е.) п. 1, 2, 3 распоряжения управления от 26.10.2009 N 01-40/03 и п. 4, 7, 12, 13, 15 Условий пользования животным миром признаны незаконными как не соответствующие Федеральному закону от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2010 (судьи Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г., Ясикова Е.Ю.) решение суда изменено. Абзац первый резолютивной части решения изложен в следующей редакции: п. 1, 2, 3 распоряжения управления от 26.10.2009 N 01-40/03 и п. 4, второе предложение п. 7, п. 12, 13, 15 Условий пользования животным миром признать незаконными как не соответствующие Закону о животном мире. В остальной части решение суда оставить без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами положений Закона о животном мире, Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569, иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, по мнению управления, рассмотрение требований общественной организации о признании незаконными п. 4, 7, 12, 13, 15 Условий пользования животным миром арбитражному суду неподведомственно.
Как следует из материалов дела, общественная организация имеет долгосрочную лицензию серии XX N 0205 на пользование объектами животного мира сроком действия с 16.05.2005 по 16.05.2030.
Приложением N 3 к названной долгосрочной лицензии являются Условия пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (охотничьими животными), на территории Сарапульского охотничьего хозяйства.
Управлением 22.06.2009 вынесен приказ N 01-03/41 об определении Условий пользования животным миром.
Распоряжением управления от 26.10.2009 N 01-40/03 внесены изменения в Условия пользования животным миром Сарапульского охотничьего хозяйства, согласно п. 1 которого являющиеся Приложением N 3 к долгосрочной лицензии серии XX N 0205 Условия пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (охотничьими животными), на территории Сарапульского охотничьего хозяйства признаны утратившими силу.
Пунктом 2 распоряжения управления от 26.10.2009 N 01-40/03 предписано выдать общественной организации Условия пользования животным миром, а также территорией, акваторией, необходимыми для осуществления пользования животным миром на территории Удмуртской Республики, утвержденные приказом управления от 22.06.2009 N 01-03/41.
Пунктами 3, 4, 5 распоряжения управления от 26.10.2009 N 01-40/03 предписано считать новые Условия пользования животным миром приложением N 3 к долгосрочной лицензии серии XX N 0205 (п. 3); довести данное распоряжение до пользователя в срок до 01.11.2009 под роспись (п. 4); контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела по воспроизводству объектов животного мира, лицензированию, контролю пользователей объектов животного мира, организации и регулированию промышленного, спортивного, любительского рыболовства Г.В. Скорикова (п. 5).
Согласно п. 4 новых Условий пользования животным миром, а также территорией, акваторией, необходимыми для осуществления пользования животным миром на территории Удмуртской Республики (далее - Условия пользования животным миром) общественная организация обязана осуществлять учет численности, добычи и гибели охотничьих животных в соответствии с утвержденными методиками и требованиями по их проведению, рекомендованными управлением, представлять в управление результаты учетных мероприятий по устанавливаемому перечню, объемам, формам, срокам.
В соответствии с п. 7 Условий пользования животным миром общественная организация обязана осуществлять оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания. В случаях возникновения угрозы распространения заболеваний, опасных животных и для человека, предпринимать меры к предотвращению распространения таких заболеваний.
Пунктом 12 Условий пользования животным миром на общественную организацию возложена обязанность представлять информацию об охране, воспроизводстве и использовании охотничьих животных в управление в сроки и по формам, установленным управлением.
Пунктом 13 Условий пользования животным миром установлено, что общественная организация обязана информировать руководителей территориальных подразделений управления о местах и сроках проведения коллективных (облавных) охот на территории воспроизводственного участка.
Согласно п. 15 Условий пользования животным миром общественная организация обязана осуществлять хозяйственную деятельность в строгом соответствии с проектом внутрихозяйственного охотустройства.
Считая вынесенные управлением распоряжение от 26.10.2009 N 01-40/03 и п. 4, 7, 12, 13, 15 Условий пользования животным миром, являющихся приложением N 3 к долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии XX N 0205 незаконными, нарушающими ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общественная организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая п. 1, 2, 3 распоряжения управления от 26.10.2009 N 01-40/03 и п. 4, 7, 12, 13, 15 Условий пользования животным миром незаконными, Арбитражный суд Удмуртской Республики исходил из несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов управления в названной части требованиям Закона о животном мире.
Изменяя решение суда первой инстанции, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд исходил из несоответствия требованиям Закона о животном мире п. 1, 2, 3 распоряжения управления от 26.10.2009 N 01-40/03 и п. 4, второго предложения п. 7, п. 12, 13, 15 Условий пользования животным миром. При этом апелляционный суд отметил, что первое предложение п. 7 Условий пользования животным миром полностью соответствует указанной в ст. 40 Закона о животном мире обязанности пользователя животного мира.
Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 34 Закона о животном мире охота является одним из видов пользования животным миром.
Статьей 33 Закона о животном мире (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Из содержания ст. 35 Закона о животном мире (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) следует, что пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как указано в ст. 38 Закона о животном мире (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна содержать, в частности условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром.
Согласно п. 6 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), лицензирующий орган рассматривает поступившие заявки на получение охотничьих животных в пользование в течение 30 дней с даты поступления, готовит экспертное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии, вносит в долгосрочную лицензию условия пользования охотничьими животными, разработанные на основе федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, являющиеся неотъемлемой частью лицензии.
Судами при рассмотрении спора отмечено, что из содержания Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закона о животном мире, Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569, не следует, что в действующую лицензию и в прилагаемые к ней Условия пользования животным миром допускается внесение изменений.
При этом судами с учетом правильного применения указанных норм сделан вывод о том, что долгосрочная лицензия серии XX N 0205 на пользование объектами животного мира и являющиеся Приложением N 3 к ней Условия пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (охотничьими животными), на территории Сарапульского охотничьего хозяйства (выданные в 2005 г.) в силу положений ст. 38 Закона о животном мире разработаны на основе федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов и подлежат применению в течение всего срока действия лицензии в том виде, в каком они существовали на момент принятия.
Судами также указано, что управлением не представлено доказательств, подтверждающих, что выдача общественной организации новых Условий пользования животным миром обусловлена изменением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемых п. 1, 2, 3 распоряжения управления от 26.10.2009 N 01-40/03 и п. 4, второго предложения п. 7, п. 12, 13, 15 Условий пользования животным миром требованиям Закона о животном мире.
Судами также отмечено, что оспариваемые ненормативные правовые акты управления в названной части нарушают права и законные интересы общественной организации в сфере использования объектов животного мира. Кроме того, п. 4, второе предложение п. 7, п. 12, 13, 15 Условий пользования животным миром возлагают на общественную организацию исполнение не предусмотренных Законом о животном мире обязанностей.
При этом судами не принята во внимание ссылка управления на приказ управления от 22.06.2009 N 01-03/41 "Об определении пользования животным миром", поскольку п. 2 данного приказа установлена необходимость лишь привести в соответствие условия пользования животным миром к ранее выданным лицензиям, а не отменять их, не считать утратившими силу. Между тем, оспариваемым распоряжением от 26.10.2009 N 01-40/03 ранее выданные общественной организации Условия пользования объектами животного мира признаны утратившими силу.
Судами сделан также правомерный вывод о том, что п. 4, 5 оспариваемого распоряжения управления от 26.10.2009 N 01-40/03 интересов общественной организации не нарушают, поскольку носят организационный характер.
Апелляционным судом при рассмотрении спора обоснованно отмечено, что первое предложение п. 7 Условий пользования животным миром, устанавливающее обязанность общественной организации осуществлять оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания, полностью соответствует указанной в ст. 40 Закона о животном мире обязанности пользователей животным миром осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных общественной организацией требования и признания незаконными п. 1, 2, 3 распоряжения управления от 26.10.2009 N 01-40/03 и п. 4, второго предложения п. 7, п. 12, 13, 15 Условий пользования животным миром как не соответствующих требованиям Закона о животном мире.
Ссылка управления, изложенная в кассационной жалобе, на то, что рассмотрение требований общественной организации о признании незаконными п. 4, 7, 12, 13, 15 Условий пользования животным миром арбитражному суду неподведомственно, подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права в их совокупности.
Иные доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.05.2010 по делу N А71-668/2010-А28 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления охраны фауны Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также отмечено, что оспариваемые ненормативные правовые акты управления в названной части нарушают права и законные интересы общественной организации в сфере использования объектов животного мира. Кроме того, п. 4, второе предложение п. 7, п. 12, 13, 15 Условий пользования животным миром возлагают на общественную организацию исполнение не предусмотренных Законом о животном мире обязанностей.
...
Апелляционным судом при рассмотрении спора обоснованно отмечено, что первое предложение п. 7 Условий пользования животным миром, устанавливающее обязанность общественной организации осуществлять оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания, полностью соответствует указанной в ст. 40 Закона о животном мире обязанности пользователей животным миром осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных общественной организацией требования и признания незаконными п. 1, 2, 3 распоряжения управления от 26.10.2009 N 01-40/03 и п. 4, второго предложения п. 7, п. 12, 13, 15 Условий пользования животным миром как не соответствующих требованиям Закона о животном мире."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2010 г. N Ф09-9284/10-С1 по делу N А71-668/2010-А28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника