Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 декабря 2010 г. N А60-33513/2010-С9
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2011 г. N Ф09-7825/11 по делу N А60-33118/2010
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2011 г. N 17АП-7393/11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2011 г. N Ф09-2562/11 по делу N А60-33513/2010
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2011 г. N 17АП-469/2011
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2010 года
Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ИНН 5904119383, ОГРН 1045900550024, далее - общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление) об оспаривании решения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное унитарное предприятие "Екатеринбургэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Дека" (далее - строительная компания).
В судебном заседании 25.11.2010 приняли участие представители: общества - Степанова З.И. (доверенность от 31.12.2009 N 66В-111011), Мурзин П. В. (доверенность от 12.01.2010 N В66-111211); управления - Шерстякова А.Г. (доверенность от 15.06.2010); строительной компании - Погудин Е.В. (доверенность от 20.08.2010), Мишутина Н.П. (доверенность от 01.11.2010).
Предприятие в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Общество ходатайствовало о представлении дополнительных доказательств. От управления и предприятия поступили отзывы. Ходатайства судом удовлетворены, дополнительные доказательства и отзывы приобщены к материалам дела. Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявление о признании недействительным решения управления от 18.05.2010 по делу N 66.
В судебном заседании общество поддержало заявленное требование. Мотивируя свои требования, общество ссылалось на о, что оно не уклонялось от заключения договора энергоснабжения.
Управление требование не признало, по основаниям, изложенным в отзыве. Управление сослалось на то, что, поскольку на момент выдачи строительной компании технических условий (в 2003 году) инвестиционные программы отсутствовали как у общества, так и у предприятия, то подключение объекта должно было осуществляться без взимания платы за подключение, то есть выдача технических условий исключает взимание платы за подключение и наоборот. Кроме того, технические условия на подключение прекращаются их исполнением. В данном случае требования технических условий были строительной компанией полностью выполнены. Таким образом, основания, по которым общество в течение года отказывалось заключать со строительной компанией договор теплоснабжения, необоснованны и незаконны.
Предприятие представило отзыв, поддержало заявленные требования. Предприятие полагало правомерным то, что обществом заключаются договоры на подключение и взимается за это плата с потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединяются непосредственно к сетям предприятия и лишь опосредованно - к сетям общества, поскольку общество имеет инвестиционную программу и тариф на подключение, утвержденный постановлением Главы Екатеринбурга от 11.04.2007 N 1464.
Суд установил:
Дело N 66 в отношении общества возбуждено управлением 09.06.2009 на основании направленного Прокуратурой Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга (вх. N 01-1509 от 25.02.2009) обращения Комитета по вопросам законодательства и местного самоуправления Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области с требованием проверить на соответствие антимонопольному законодательству действия (бездействие) общества в отношении строительной компании.
По итогам рассмотрения дела N 66 управление вынесло решение от 18.05.2010, которым признало факт нарушения обществом пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в уклонении в период с декабря 2007 года по декабрь 2008 года от заключения со строительной компанией договора теплоснабжения многоквартирного жилого дома путем инициирования новой процедуры подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (выдача новых технических условии от 01.11.2008), что ущемило интересы строительной компании. Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд считает, что требование общества следует удовлетворить полностью по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами или судебными актами.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Так, статьей 426 ГК РФ установлена обязанность заключения публичного договора. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п. ).
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по изданию правил заключения и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры (ст. 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила заключения договоров).
В соответствии с п. 2 Правил заключения договоров по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (далее - заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
В силу п. 5 названных Правил договор о подключении является публичным договором.
Согласно п. 4 названных Правил для подготовки системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства исполнитель на эксплуатируемых им сетях инженерно-технического обеспечения осуществляет мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а в случае необходимости обеспечивает осуществление таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида.
В соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
Порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила подключения).
Согласно п. 1 Правил подключения они регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов.
В соответствии с п. 3 Правил подключения лицо, осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта, связанное с увеличением потребляемой нагрузки либо с изменением иных определяющих для данного вида ресурса параметров (далее - заказчик), для его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с соответствующим заявлением о подключении в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую технические условия подключения (далее - исполнитель).
Согласно пункту 7 Правил подключения исполнитель при получении от заказчика заявления о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и необходимых документов проверяет их соответствие установленным в настоящих Правилах требованиями и в случае представления всех предусмотренных Правилами документов направляет заказчику подписанный договор о подключении и условия подключения.
Из системного токования приведенных норм права следует, что договор о подключении вновь построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является публичным, а обязанность по его заключению возложена на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 2 Правил подключения под "сетями инженерно-технического обеспечения" понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а под "точкой подключения" - место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельности по производству тепловой энергии и ее транспортировке от теплоисточников по магистральным сетям.
Предприятие осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии и осуществляет эксплуатацию распределительных (внутриквартальных) тепловых сетей на территории города Екатеринбурга.
Строительная компания является заказчиком - застройщиком строительства многоквартирных жилых домов, расположенных, в частности, в г.Екатеринбурге по ул. Фрезеровщиков.
В сентябре 2003 г. ОАО "Свердловэнерго" в лице Свердловских тепловых сетей выдало строительной компании технические условия (ТУ) N Т-32-Э/6049, согласно которым присоединение возможно выполнить к распределительным тепловым сетям после центрального теплового пункта (ЦТП) предприятия (МУП "Екатеринбургэнерго") по ул. Фрезеровщиков. Срок действия ТУ определен по январь 2007 года.
В октябре 2003 г. предприятие выдало обществу технические условия на теплоснабжение проектируемого 7-10-14 этажного жилого дома с офисными и торговыми помещениями по ул. Фрезеровщиков.
В июне 2006 г. Администрацией г. Екатеринбурга выдано разрешение на строительство названного жилого дома.
В ноябре 2007 г. строительная компания обратилась в общество с просьбой об отпуске тепла на строительные нужды в размере 0,078 Гкал/час.
Общество письмом от 19.11.2007 N 42-ТУ/9316 сообщило, что для заключения договора теплоснабжения на строительные нужды необходимо предоставить, в частности, действующие технические условия на строительство дома, так как срок действия прежних условий от 05.09.2003 истек.
В декабре 2007 г. строительная компания обратилась в общество с письмом о заключении договора теплоснабжения на строительные нужды и о продлении прежних технических условий от 05.09.2003.
Общество письмом от 27.12.2007 N 43-Д/10596 сообщило, что согласно рассмотреть вопрос о заключении договора после выполнения требований ст. 539 ГК РФ и предоставления перечня документов, необходимых для получения новых технических условий.
10.01.2008 строительная компания обратилось в общество с письмом о продлении технических условий N Т-32-Э/6а от 05.09.2003, приложив документы согласно указанному обществом перечню.
15.02.2008 общество выдало строительной компании новые технические условия и информацию о плате за подключение в сумме 8838112,81 руб.
В качестве точки подключения общество указало центральный тепловой пункт (ЦТП) предприятия (МУП "Екатеринбургэнерго") по ул.Фрезеровщиков - Шефская.
В июле 2008 г. строительная компания обратилась в общество с заявлением о заключении договора на подключение к сетям теплоснабжения вновь выстроенного жилого дома по ул. Фрезеровщиков, 37.
В сентябре 2008 г. строительная компания вновь обратилось в общество об осуществлении подачи тепловой энергии без платы за технологическое присоединение, в виду того, что ею произведена замена находящихся в аварийном состоянии трубопроводов в подвалах жилых домов по ул. Фрезеровщиков, 37, 39, наружных дворовых сетей между домами по ул. Фрезеровщиков, 39 и 43, а также к жилому дому по ул.. Шефская, 96, осуществлена реконструкция районного теплового пункта по ул. Фрезеровщиков, 41, а общий объем капитальных вложений в развитие тепловых сетей района составил 11,5 млн. руб.
Общество письмом от 15.10.2008 N 42-Д/8583 направило в адрес строительной компании подписанный с его стороны проект договора о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения от 14.10.2008 N 36/51-2008 Ор. Стоимость подключения составила 7268994,26 руб.
17.10.2008 строительная компания направила в адрес общества подписанный договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения от 14.10.2008 N 36/51-2008 Ор с протоколами разногласий.
Общество письмом от 01.11.2008 N 0711-14/749 сообщило строительной компании, что согласовало проект теплоснабжения жилого дома по ул. Фрезеровщиков, 35 и технические условия подключения N 0711-13/131, согласно которым точка присоединения определена: к распределительным тепловым сетям после ЦТП предприятия (МУП "Екатеринбургэнерго") по ул.Фрезеровщиков.
27.11.2008 строительная компания направила в адрес общества письмо о рассрочке оставшегося платежа в сумме 3 млн. руб.
01.12.2008 между обществом, предприятием и строительной компанией заключен договор энергоснабжения N 68821-С/1Т.
Управление пришло к выводу, что общество в период с декабря 2007 г. по декабрь 2008 г. неправомерно уклонялось от заключения договора теплоснабжения путем инициирования процедуры подключения объекта капитального строительства (выдачи новых технических условий) и требования платы за подключение.
Однако, как следует из материалов дела, общество не осуществляет эксплуатацию распределительных тепловых сетей, непосредственно к которым присоединяется строительная компания, а точка подключения объекта капитального строительства не находится не на сетях общества, а на сетях другого лица - предприятия.
Таким образом, управление не установило наличия у общества обязанности по заключению договора о подключении.
Кроме того, установленные пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запреты распространяются лишь на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В данном случае управлением не доказано, что общество занимает доминирующее положение на рынке какого-либо товара. Управление не указало наименования товара (услуги), продуктовых и географических границ, не определило размер доли общества. Более того, оспариваемое решение управления вообще не содержит такого утверждения.
Таким образом, данное обстоятельство управлением не устанавливалось.
При этом основания, по которым данное обстоятельство не нуждается в доказывании, управлением также не указаны.
Согласно ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых решений, и законности оспариваемых решений возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд считает, что в настоящем деле управление не обосновало правомерности применения к обществу положений пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права общества, в связи с чем подлежит признанию недействительными.
Довод управления о том, что поскольку на момент выдачи строительной компании технических условий (в 2003-2004 гг.) инвестиционные программы как у общества, так и у предприятия отсутствовали, то подключение объекта должно было осуществляться без взимания платы за подключение, признается судом правомерным, соответствующим пункту 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения (Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83) и судебным актам по делу N А60-42042/2009.
Довод управления о том, что основания, по которым общество в течение года отказывалось заключать со строительной компанией договор теплоснабжения, необоснованны и незаконны в силу того, что требования технических условий были строительной компанией были полностью выполнены, также признается судом правильным. Поскольку к моменту истечения срока действия выданных технических условий, они были строительной компанией выполнены, у общества не имелось оснований требовать от общества получения новых технических условий в соответствии с новым правовым регулированием, которое не имеет обратной силы.
Однако доводы управления не влияют на вывод суда о недоказанности управлением оснований для применения к обществу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.
В порядке распределения судебных расходов следует взыскать с управления в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины (платежное поручение от 29.09.2009 N 6368) в сумме 2000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить полностью.
2. Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18.05.2010 по делу N 66.
3. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ИНН 5904119383, ОГРН 1045900550024) судебные расходы в сумме 2000 руб.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" "http://ekaterinburg.arbitr.ru".
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 декабря 2010 г. N А60-33513/2010-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника