Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 декабря 2010 г. N Ф09-10484/10-С1 по делу N А07-11542/2010
Дело N А07-11542/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Лукьянова В.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ЖКХ "Шемяк" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.07.2010 по делу N А07-11542/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан (далее - инспекция, административный орган) - Гузаирова З.М. (доверенность от 15.09.2008 N 4697).
От общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 15.06.2010 N 10-1970-9704 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 21.07.2010 (судья Боброва С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на нарушение инспекцией установленного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срока проведения плановой проверки, результатам чего явилось незаконное привлечение общества к административной ответственности. Общество также отмечает, что услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме являются обязательными для управляющей или подрядной организации только в случае указания на них в договоре; для включения в договор перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, где также должны быть отражены условия оказания и выполнения таких работ и услуг, а также размер их финансирования; в случае отсутствия такого решения управляющая или подрядная организация не вправе выполнять указанные услуги и работы. На момент проверки собственниками жилых помещений общие собрания не проводились, денежные средства от жильцов на ремонт помещений обществу не поступали.
Как установлено судами и следует из материалов дела, сотрудниками инспекции на основании распоряжения от 09.04.2010 N 1970 в период с 09.04.2010 по 07.05.2010 была проведена плановая проверка администрации сельского поселения Шемякский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по вопросам соблюдения нормативных требований при содержании и ремонте жилых помещений и жилых домов, придомовых территорий и предоставлении коммунальных услуг населению жилых домов и жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности администрации сельского поселения Шемякский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
В ходе данной проверки административным органом были выявлены факты нарушения обществом Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила технической эксплуатации), в частности: п. Октябрьский, ул. Совхозная, д. 14 - наличие трещины в подъезде по потолку и стенам; трещина по наружной стене дома между окнами первого и второго этажа с торца дома (п.4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.14); выбоины, ямы в цементных полах в местах общего пользования (п.4.4.1, 4.4.15, 3.2.2); неисправность осветительных приборов и выключателей на лестничных клетках: скрутки, оголенные провода (п.5.6.1); захламленность чердачного помещения строительным мусором и бытовыми отходами (п.3.3.1, 3.3.4, 4.6.1.1); неисправность лестничных ограждений и поручней (п.4.8.1, 4.8.2); п. Октябрьский, ул. Совхозная, д. 16 - захламленность отмостки строительным мусором, наличие растительности на отмостках (п.4.2.1.4, 4.10.2.1); наличие отслоившейся штукатурки облицовки цоколя (п.4.2.1.4, 4.2.3.1); выщелачивание цементного раствора из кирпичной кладки наружной стены дома с торца (происходит разрушение стены, стена обваливается) (п.4.2.3.1, 4.2.3.3); неисправность кровли (в месте обрушения кирпичей, по всей стене следы сырости, местами отсутствует шиферное покрытие) (4.6.1.1, 4.6.1.11, 4.2.3.1, 4.2.3.3); п.Октябрьский, ул. Совхозная, д. 18 - наличие растительности на отмостках (п.4.2.1.4, 4.10.2.1); неисправность осветительных приборов и выключателей на лестничных клетках: скрутки, оголенные провода, черные следы на стенах у распределительной коробки, что создает пожароопасную ситуацию в доме и угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном доме (п.5.6.1); захламленность чердачного помещения строительным мусором и бытовыми отходами (п.3.3.1, 3.3.4, 4.6.1.1); отслоение штукатурного и окрасочного слоя лестничных клеток (п.3.2.1, 4.1, 4.4.15, 3.2.2). Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 07.05.2010.
По факту нарушения обществом правил содержания и ремонта жилых домов N 14, 16, 18 по ул. Совхозная в п. Октябрьский в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 07.06.2010 N 10-1970-9704-10, на основании которого инспекцией вынесено постановление от 15.06.2010 N 10-1970-9704 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 7.22 Кодекса. Судами также установлено, что нарушений при проведении проверки и вынесения обжалуемого постановления инспекцией не допущено.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно ст. 7.22 Кодекса нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, субъектом данного правонарушения является лицо, ответственное за содержание жилых домов и помещений: их собственник; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договора управления многоквартирным домом.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, между обществом (управляющая организация) и администрацией сельского поселения Шемякский сельсовет муниципального района Уфимский район 01.01.2010 заключен договор N 35-Ю-10 управления жилищным фондом, находящимся в собственности администрации.
В соответствии с п. 3.1.1 названного договора управляющая организация обязуется обеспечить оказание услуг, осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно протоколам общих собраний собственников помещений по выбору способа управления многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: п. Октябрьский, ул. Совхозная, д. 14, 16, 18 от 15.12.2009 N 2, 3, 4, управляющей организацией выбрано общество.
Между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах N 14, 16, 18 по ул. Совхозная п. Октябрьский и управляющей компанией - обществом были заключены договоры управления многоквартирным домом, из содержания которых следует, что управляющая организация принимает на себя обязательства по обеспечению оказания услуг (по перечню, изложенному в приложениях), осуществлению управления общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями договора и действующим законодательством Российской Федерации.
При названных обстоятельствах суды сделали правильный вывод, что общество является ответственным за содержание и ремонт вышеназванных жилых домов, а также за соответствие их технического состояния действующим требованиям законодательства, соответственно, является субъектом ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила технической эксплуатации, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Судами установлен и материалами дела (актом проверки от 07.05.2010, протоколом об административном правонарушении от 07.06.2010 N 10-1970-9704-10, фототаблицами) подтвержден факт содержания жилых домов N 14, 16, 18 по ул. Совхозная п. Октябрьский Уфимского районва Республики Башкортостан с нарушением п. 3.2.1, 3.2.2, 3.3.1, 3.3.4, 4.1, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.4, 4.2.1.14, 4.2.3.1, 4.2.3.3, 4.4.1, 4.4.15, 4.6.1.1, 4.6.1.11, 4.8.1, 4.8.2, 4.10.2.1, 5.6.1 Правил технической эксплуатации.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Руководствуясь данной нормой права, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса.
В связи с наличием состава административного правонарушения, вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 15.06.2010 N 10-1970-9704 является правильным.
Ссылка общества на нарушение инспекцией при проведении проверки положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приведенная в обоснование незаконности привлечения общества к административной ответственности, правомерно отклонена судами как несостоятельная.
Как установлено судами и следует из материалов дела, плановая проверка проводилась в отношении администрации сельского поселения Шемякский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, в ходе которой непосредственно обнаружены факты нарушения обществом Правил технической эксплуатации.
Руководствуясь ч. 1 ст. 28.1 Кодекса, суды сделали правильный вывод о том, что при непосредственном обнаружении правонарушения должностные лица инспекции уполномочены составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 5 ст. 30.2 Кодекса и ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, в связи с этим государственная пошлина в сумме 1000 руб., уплаченная обществом за подачу кассационной жалобы, подлежит возврату.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.07.2010 по делу N А07-11542/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ЖКХ "Шемяк" - без удовлетворения.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью ЖКХ "Шемяк" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 27.10.2010 N 95.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Ссылка общества на нарушение инспекцией при проведении проверки положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приведенная в обоснование незаконности привлечения общества к административной ответственности, правомерно отклонена судами как несостоятельная.
Как установлено судами и следует из материалов дела, плановая проверка проводилась в отношении администрации сельского поселения Шемякский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, в ходе которой непосредственно обнаружены факты нарушения обществом Правил технической эксплуатации.
...
В соответствии с ч. 5 ст. 30.2 Кодекса и ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, в связи с этим государственная пошлина в сумме 1000 руб., уплаченная обществом за подачу кассационной жалобы, подлежит возврату."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 декабря 2010 г. N Ф09-10484/10-С1 по делу N А07-11542/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника