Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 декабря 2010 г. N Ф09-10445/10-С1 по делу N А76-9892/2010-58-352
Дело N А76-9892/2010-58-352
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 декабря 2010 г. N Ф09-10431/10-С1 по делу N А76-9903/2010-59-333
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Ященок Т.П., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2010 по делу N А76-9892/2010-58-352 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприятием заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Данное ходатайство судом удовлетворено.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - управление) от 13.05.2010 N 221 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -Кодекс) (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 19.07.2010 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на недоказанность управлением вины предприятия в совершении вменяемого ему административного правонарушения, а также на ошибочность выводов судов о том, что предприятие является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса. Кроме того, заявитель указывает на наличие процессуальных нарушений, допущенных управлением при привлечении предприятия к административной ответственности, и нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 29.03.2010 N 183 в период с 21.04.2010 по 28.04.2010 проведена проверка в отношении предприятия, расположенного по адресу: г. Сатка, ул. Дудина, д. 18, по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не выполнен годовой план-график по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре, прокладка линий управления установкой АПС и СО с линиями питания напряжением 110 В проложены в одном коробе; договор на обслуживание АПС не заключен; провода линий системы оповещения проложены в коробках из горючих материалов (пластиковых коробках) в почтовом отделении; не вывешена инструкция о порядке действий персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок пожарной автоматики; не заключен договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации; объект не оборудован эвакуационными путями и выходами, фосфорицирующими знаками пожарной безопасности; в подсобном помещении почтового отделения светильник не оборудован колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; на здании почты не указано соответствующим указателем расстояние до ближайшего водоисточника, а также направление движения к нему; электропроводка в почтовом отделении эксплуатируется с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике (проложена по горючим материалам); вход в здание выполнен с нарушением ПЭУ; соединения проводов выполнены скрутками, имеется временная проводка; соединения проводов не выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов; на путях эвакуации при выходе из почтового отделения допущено размещение кладовой с хранением мусора, хлама и других горючих материалов; при эксплуатации эвакуационных путей (в тамбуре) не обеспечено соблюдение проектных решений по освещенности; на окнах объекта эксплуатируются глухие металлические решетки.
Указанные факты нарушений зафиксированы в акте проверки от 28.04.2010 N181.
По результатам проверки управлением составлен протокол об административном правонарушении от 28.04.2010 N 221, на основании которого вынесено постановление от 13.05.2010 N 221 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что данное постановление незаконно, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении предприятия к административной ответственности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
На основании ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества.
Судами установлено и из материалов дела следует, что предприятие является федеральным государственным унитарным предприятием, находящимся в ведомственном подчинении Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, имущество предприятия находится в федеральной собственности, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Нежилое помещение отделения почтовой связи, расположенное по адресу: г. Сатка, ул. Дудина, д. 18, является обособленным структурным подразделением предприятия.
Таким образом, как правильно указано судами, именно предприятие обязано соблюдать Правила пожарной безопасности в здании, расположенном по названному адресу.
Судами установлены и материалами дела подтверждаются перечисленные в протоколе об административном правонарушении от 28.04.2010 N 221 и постановлении от 13.05.2010 N 221 о привлечении к административной ответственности факты нарушения предприятием требований пожарной безопасности.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса.
Суды с учетом положений ч. 1 ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 Кодекса правомерно отметили, что вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на предотвращение совершения административного правонарушения.
Кроме того, правильными являются выводы судов о соблюдении управлением порядка привлечения предприятия к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
В силу ч. 3, 4 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Эти нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса.
Из материалов дела следует, что письмом от 20.04.2010 N 511-2-17 управление уведомило предприятие о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 28.04.2010 N 221. Указанное определение получено обществом 27.04.2010, что подтверждается выпиской с интернет-сайта (л. д. 59).
В назначенную дату в управление явился представитель предприятия -Шишканова А.Ф., действующая по доверенности от 20.01.2010, которой указанному представителю доверялось от лица предприятия совершать действия по делам об административных правонарушениях и пользоваться процессуальными правами в соответствии с Кодексом, в том числе подписывать и получать протоколы по делам об административных правонарушениях, принимать участие в рассмотрении должностными лицами (органами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, данной категории дел, подписывать и получать постановления по делам об административных правонарушениях.
В присутствии указанного представителя был составлен протокол об административном правонарушении от 28.04.2010 N 221.
Таким образом, суды пришли к правильным выводам, что административным органом были приняты надлежащие меры по извещению предприятия о дате составления протокола. Надлежащее извещение предприятия о времени и месте составления протокола подтверждается также явкой представителя предприятия.
В материалах дела также имеются доказательства надлежащего извещения предприятия о времени и месте вынесения оспариваемого постановления.
Довод предприятия, изложенный в кассационной жалобе, о проведении управлением проверки в нарушение установленных Законом N 294-ФЗ требований подлежит отклонению.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ его положения не применяются к действиям должностных лиц государственных органов, связанным с проведением административного расследования.
Поскольку в данном случае управлением проведена проверка предприятия в рамках Кодекса по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях предприятия на основании распоряжения от 31.03.2010 N 212, положения названного закона в данном конкретном случае применению не подлежат.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2010 по делу N А76-9892/2010-58-352 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса.
...
В назначенную дату в управление явился представитель предприятия -Шишканова А.Ф., действующая по доверенности от 20.01.2010, которой указанному представителю доверялось от лица предприятия совершать действия по делам об административных правонарушениях и пользоваться процессуальными правами в соответствии с Кодексом, в том числе подписывать и получать протоколы по делам об административных правонарушениях, принимать участие в рассмотрении должностными лицами (органами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, данной категории дел, подписывать и получать постановления по делам об административных правонарушениях.
...
Довод предприятия, изложенный в кассационной жалобе, о проведении управлением проверки в нарушение установленных Законом N 294-ФЗ требований подлежит отклонению.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ его положения не применяются к действиям должностных лиц государственных органов, связанным с проведением административного расследования.
Поскольку в данном случае управлением проведена проверка предприятия в рамках Кодекса по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях предприятия на основании распоряжения от 31.03.2010 N 212, положения названного закона в данном конкретном случае применению не подлежат."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 декабря 2010 г. N Ф09-10445/10-С1 по делу N А76-9892/2010-58-352
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника