Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 декабря 2010 г. N Ф09-10558/10-С1 по делу N А34-514/2010
Дело N А34-514/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Ященок Т.П., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лига" (далее - общество "Лига") на решение Арбитражного суда Курганской области от 28.06.2010 по делу N А34-514/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по указанному делу.
В судебном заседании приняли участие представители: общества "Лига" - Бажутин В.П. (директор, протокол общего собрания учредителей от 18.02.2009 N 5), Толстикова М.А. (доверенность от 18.10.2010 N 17).
Представители иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Лига" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 09.11.2009 N 100 и предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства от 09.11.2009 N 100.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Антонова Татьяна Васильевна и Авдеева Татьяна Александровна.
Решением суда от 28.06.2010 (судья Обабкова Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Лига" просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неполное исследование судами обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, обществу "Лига" на праве собственности принадлежит здание общежития на 216 мест, расположенное по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Володарского, д. 53, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2004 серии 45 УЮ N 183856.
Межу обществом "Лига" и гр. Антоновой Т.В. заключен договор найма жилых помещений от 10.02.2006, в частности комнаты N 503 площадью 12, 2 кв.м. и комнаты N 504 площадью 12,1 кв.м, согласно которому Антонова Т.В. обязуется оплачивать коммунальные услуги и плату за проживание в жилом помещении.
Между обществом "Лига" и Авдеевой Т.А. заключен договор найма жилых помещений от 01.05.2006, в частности комнаты N 203 площадью 12, 2 кв.м и комнаты N 201 площадью 13,1 кв.м, согласно которому Авдеева Т.А. обязуется оплачивать коммунальные услуги и плату за проживание в жилом помещении.
Между обществом "Лига" и Авдеевой Т.А. 27.11.2008 заключено дополнительное соглашение к договору найма жилого помещения от 01.05.2006, в соответствии с которым Авдеева Т.А. обязуется оплачивать горячее водоснабжение, электроэнергию и теплоэнергию в соответствии с показаниями приборов учета по тарифам, установленным для открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" (далее - общество "ЭнергоКурган") с учетом затрат по обслуживанию приборов учета.
Поставка тепловой энергии для нужд нанимателей жилых помещений общежития осуществляется на основании договора энергоснабжения от 01.07.2005 N 414, заключенного между обществом "ЭнергоКурган" и обществом "Лига".
В соответствии с приложением N 6 к указанному договору и письмом Шадринского филиала общества "ЭнергоКурган" поступившим в управление от 24.09.009 N 4071, учет тепловой энергии, поставляемой обществу "Лига", осуществляется на основании показаний прибора учета "Водолей-32", заводской номер 2257.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепла у потребителя (акт N 750) в здании общежития, расположенном по адресу: г. Шадринск, ул. Володарского, 53, принадлежащего обществу "Лига" с 08.12.2004 в эксплуатацию запущен прибор учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение "Водолей-32". Согласно сведениям, представленным Шадринским филиалом общества "Энергосбыт", 09.09.2008 составлен акт повторного допуска прибора учета.
В управление от жительницы г. Шадринска Антоновой Т.В. поступило заявление на действия общества "Лига" по установлению размера платы за тепловую энергию на отопление и платы за электрическую энергию, препятствию установления в комнатах общежития приборов учета электроэнергии, ущемляющие интересы жильцов, в том числе Авдеевой Т.А.
По итогам рассмотрения данного заявления, управлением принято решение от 09.11.2009 N 100, которым управление:
1. признало положение общества "Лига" доминирующим на рынке коммунальных услуг, в том числе электроснабжения и отопления в географических границах здания общежития, расположенного по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Володарского, д. 53;
признало наличие в действиях общества "Лига" нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившееся в уклонении общества от рассмотрения вопроса о возможности установления приборов учета электрической энергии в жилых помещениях, нанимателями которых являются Антонова Т.В. и Авдеева Т.А. (с учетом определения об исправлении технической ошибки от 14.05.2010);
признало в действиях общества "Лига" нарушение ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в не предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков), требований к гр. Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. об уплате авансовых платежей за электрическую энергию;
признало в действиях общества "Лига" нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в нарушении порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом, Правилами предоставления коммунальных услуг в части установления размера платы за электрическую энергию для Антоновой Т.В., Авдеевой Т.А. за период с января 2008 по июль 2009 включительно;
признало в действиях общества "Лига" нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в нарушении порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом, Правилами предоставления коммунальных услуг в части предъявления Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. перерасчета платы за электрическую энергию за период с марта 2006 по декабрь 2008 включительно;
признало в действиях общества "Лига" нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в нарушении порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом, Правилами предоставления коммунальных услуг в части установления размера платы за отопление Антоновой Т.В. за период с января 2008 по июль 2009 включительно;
7. признало в действиях общества "Лига" нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в нарушении порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом, Правилами предоставления коммунальных услуг в части включения в плату за отопление Авдеевой Т.А. за период с ноября 2008 по май 2009 затрат на обслуживание прибора учета тепловой энергии;
На основании данного решения обществу "Лига" антимонопольным органом выдано предписание от 09.11.2009 N 100 о прекращении нарушения ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Полагая, что указанные решение и предписание являются незаконными, общество "Лига" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия оснований для признания незаконными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствия ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Следовательно, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При несогласии организации с признанием ее положения доминирующим на товарном рынке арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта (п. 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.1998 N 32).
Определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках отнесено Положением о территориальном органе федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 15.12.2006 N 324, к числу полномочий территориального антимонопольного органа.
Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 25.04.2006 N 108 (далее - Порядок N 108).
Согласно п. 3 Порядка N 108, проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке включает, в частности, определение географических границ товарного рынка.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 135-ФЗ под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно пункту 4 Порядка N 108 географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.
При этом судами обоснованно указано на то, что географические границы товарного рынка могут быть определены не только пределами территории субъекта Российской Федерации, но и пределами района, города, отдельного населенного пункта или любой другой территории (локальные рынки), в отношении которой имеет место возможность покупателя приобрести товар и отсутствие таковой за ее пределами, при этом необходимо исходить из возможности участников исследуемого рынка продать или приобрести определенный товар без дополнительных на то затрат.
Границы товарного рынка, в том числе локального, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом необходимости защиты прав и интересов потребителей.
На основании п. 3 ст. 4 Закона N 135-ФЗ взаимозаменяемыми являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.
Согласно п. 17 Порядка N 108 определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со ст. 4 Закона N 135-ФЗ основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Из материалов дела следует, что общество "Лига" приобретает электрическую энергию у открытого акционерного общества "Энергосбыт" (далее - общество "Энергосбыт") на основании договора энергоснабжения от 15.07.2008 N 6057032, а тепловую - у общества "ЭнергоКурган" по договору энергоснабжения от 01.07.2005 N 414.
Посредством внутридомовых инженерных сетей общество "Лига" предоставляет коммунальные услуги нанимателям жилых помещений в общежитии, расположенном по адресу: г. Шадринск, ул. Володарского, 53, и в силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг является исполнителем коммунальных услуг.
Судами установлено, что при определении географических границ товарного рынка антимонопольный орган обоснованно исходил из того, что общество "Лига" является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность предоставить нанимателям жилых помещений указанного общежития услуги по электроснабжению и теплоснабжению. При этом у нанимателей жилых помещений нет иной возможности приобрести данные коммунальные услуги.
Кроме того, оценив взаимозаменяемость данных услуг, управление пришло к правильному выводу о том, что коммунальные услуги, исполнителем которых является общество "Лига", не могут быть заменены другим товаром исходя из технологической особенности их предоставления, а именно наличия внутридомовых инженерных систем, включая энергопринимающие устройства, которые находятся в собственности указанного общества как собственника здания общежития. Следовательно, судами правильно указано, что смена исполнителя коммунальной услуги в таких условиях невозможна.
При таких обстоятельствах довод, изложенный в кассационной жалобе о том, что наниматели жилых помещений могут заключить договор с иной управляющей компанией, подлежит отклонению как необоснованный.
Кроме того, судами обоснованно со ссылкой на п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг указано, что у нанимателей жилых помещений отсутствует возможность заключить напрямую договор с ресурсоснабжающей организацией, поскольку в данном случае ресурсоснабжающая организация не может являться исполнителем коммунальных услуг, поскольку несет эксплуатационную ответственность до точки присоединения внутридомовых инженерных систем.
Суды на основании всестороннего, объективного и полного исследования представленных в материалы дела доказательств установили, что антимонопольный орган не допустил нарушений приведенных норм права и правильно определил географические границы товарного рынка территорией, охваченной зданием названного общежития. При этом управление в полной мере учло барьеры, ограничивающие возможность покупателей приобрести рассматриваемый товар за пределами указанных границ, доступность услуги, возможность общества "Лига" как собственника здания общежития оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке коммунальных услуг в географических границах здания общежития.
С учетом изложенного суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что общество "Лига" занимает доминирующее положение на рынке коммунальных услуг, в том числе электроснабжения и отопления, в географических границах здания общежития, расположенного по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Володарского, 53.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -Гражданский кодекс) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса следует, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что общество "Лига" допустило нарушение ч. 1 ст. 10 Закон N 135-ФЗ, выразившееся в уклонении от рассмотрения вопроса о возможности установления приборов учета электрической энергии в жилых помещениях, нанимателями которых являются Антонова Т.В. и Авдеева Т.А.
Согласно материалам дела между обществом "Лига" и обществом "Энергосбыт" заключен договор энергоснабжения от 15.07.2008 N 60575032, в силу которого общество "Лига" производит оплату за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными приборами учета указанных в приложении N 4 к договору под номерами: N 63811174, 63811040, 63811178.
В ответ на обращение Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. с просьбой произвести установку приборов учета ресурсоснабжающая организация -общество "Энергосбыт", пояснила, что решить вопрос об установке приборов учета может организация, отвечающая за эксплуатацию внутридомового оборудования с рекомендацией обратиться в общество "Лига" за выдачей технических условий и решением вопроса по установке приборов учета в комнаты.
Вместе с тем обществом "Лига" в ответ на обращение Антоновой Т.В. от 22.06.2009 о выдаче технических условий на установку приборов учета, отказано в установке приборов учета до тех пор, пока имеется непогашенная задолженность по оплате коммунальных услуг.
Кроме того, общество "Лига" в письмах к Авдеевой Т.А. и Антоновой Т.В. сообщило о том, что технические условия на установку приборов учета электрической энергии выдаются специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию на данный вид работ, такой лицензии и специалистов на данный вид услуг в организации не имеется.
Авдеева Т.А. и Антонова Т.В. 01.07.2009 вновь обратились к директору общежития с заявлениями о выдаче разрешений на установку приборов учета электрической энергии в комнатах общежития. Данные заявления обществом "Лига" получены, однако мотивированного ответа на данные заявления указанным обществом не представлено.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно расценили указанные действия общества "Лига" как уклонение от рассмотрения возможности установки приборов учета электроэнергии и пришли к обоснованному выводу о том, что указанными действиями нарушаются права Авдеевой Т.А и Антоновой Т.В. на оплату фактически потребленной электрической энергии в соответствии с показаниями приборов учета.
Кроме того, решением антимонопольного органа установлено нарушение в действиях общества "Лига" ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в предъявлении данным обществом Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. требований об уплате авансовых платежей за электрическую энергию.
Из п. 73 Правил функционирования розничных рынков следует, что расчетным периодом при энергоснабжении граждан-потребителей и организацией, приобретающих электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи электроэнергии) является один календарный месяц. Плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, вносятся покупателями не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Согласно п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
С учетом изложенного суды правильно указали, что действующим законодательством не предусмотрено право предъявления авансовых платежей за коммунальные услуги гражданам-потребителям.
Судами на основании имеющихся в деле актов установлено, что начисленная Авдеевой Т.А. и Антоновой Т.В. плата за электрическую энергию в период с октября 2008 по июль 2009 состояла из двух частей, одна из которых рассчитывается обществом по нормативам и имеет постоянное значение, и именуется как "аванс по текущему месяцу".
Исследовав материалы дела, суды установили, что сумма "аванса по текущему месяцу" рассчитана не из показаний приборов учета, а является постоянной и включена в часть платы за электрическую энергию, акт выставляется обществом "Лига" для оплаты как минимум за 10 дней до срока окончательного расчета, предусмотренного законодательством.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что выставление суммы отдельной строкой для оплаты энергии, является свидетельством выставления обществом "Лига" авансовых платежей, что противоречит названным правовым нормам.
Одним из оснований вынесения в отношении общества "Лига" оспариваемого решения явилось нарушением им порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом и Правилами предоставления коммунальных услуг в части установления платы за электрическую энергию для Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. за период с января 2008 по июль 2009 включительно.
Как правильно указано судами со ссылкой на ст. 157 Жилищного кодекса и Правила предоставления коммунальных услуг, плата Авдеевой Т.А. и Антоновой Т.В. за эклектическую энергию должна складываться из объема электрической энергии и из тарифа установленного органом регулирования. Порядок определения платы гражданина-потребителя за электроэнергию установлен императивно и общество "Лига" не вправе применять иной порядок расчета, отличный от установленного.
Тарифы за электроэнергию для потребителей общества "Энергосбыт" в т.ч. и граждан установлены постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29.10.2007 N 22-28 с 01.01.2008 в размере 1,86 руб./кВтч с НДС для населения, проживающего в домах оборудованных газовыми плитами и в размере 1,30 руб./кВтч с НДС для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами; Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14.11.2008 N 31-1 с 01.01.2009 в размере 2,34 руб./кВтч с НДС для населения, проживающего в домах оборудованных газовыми плитами и в размере 1,64 руб./кВтч с НДС для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Из материалов дела следует, что по счетам-фактурам, выставленным обществом "Энергосбыт" обществу "Лига" для оплаты поставленной электроэнергии в 2008 году, плата предъявлялась по тарифу 1,86 руб./кВтч с НДС (по счетчику N 080402) и по тарифу 1,30 руб./кВтч с НДС (по счетчику N 080412), счетчиком N 080412 учитывался объем электроэнергии, израсходованной на работу электрических плит.
В 2009 году плата за электроэнергию предъявлялась по тарифу 2,34 руб./кВтч с НДС (по счетчику N 080402) и по 1,64 руб./кВтч с НДС (по счетчику N080412).
Актами, выставленными обществом "Лига" Антоновой Т.В. за период с января 2008 по сентябрь 2008 включительно и Авдеевой Т.А. за период с января 2008 по октябрь 2008 включительно, подтверждается, что общество "Лига" выставляло плату за электроэнергию только по тарифу 1,86 руб./кВтч, руководствуясь приказом директора общества "Лига" от 09.01.2008 N 1 "Об оплате гражданами, проживающими в общежитии, жилищно-коммунальных услуг и найма жилья".
Учитывая, что общество с октября 2008 в отношении Антоновой Т.В. и с ноября 2008 в отношении Авдеевой Т.А. выставляло два платежа за электроэнергию: одна часть определялась исходя из норматива потребления и тарифа в размере 1,86 руб./кВтч и формулировалась как "аванс по текущему месяцу", вторая сумма выставлялась в графе "цена" без указания объема потребленного ресурса и тарифа, то данный факт обоснованно оценен судом как нарушение пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг.
В период с января 2009 по июль 2009 аналогично: один платеж определялся исходя из норматива потребления и тарифа в размере 2, 34 руб./кВтч, вторая сумма выставлялась в графе "цена" одной суммой без указания тарифа на электроэнергию, примененного при расчете данной суммы без указания тарифа на электроэнергию, примененного при расчете данной суммы.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг при применении различных тарифов за электроэнергию в платежном документе должны быть проставлены объемы потребленного ресурса отдельно, в зависимости от размера тарифа, с указанием применяемого тарифа.
Как следует из материалов дела, ООО "Лига" предъявляло плату Антоновой Т.В. за электроэнергию по нормативу потребления в размере 143 кВт.ч, сумма ежемесячного платежа составляла 265,98 руб. За период с января 2008 по октябрь 2008 включительно ООО "Лига" предъявляло плату Авдеевой Т.А. за электроэнергию по нормативу потребления в размере 193 кВт.ч, сумма ежемесячного платежа составила 314,34 руб.
Доводы ООО "Лига" об установлении такой платы за электроэнергию, со ссылкой на постановление Администрации города Шадринска от 03.12.2002 N998 "О порядке оплаты за потребленную электрическую энергию населением г. Шадринск, проживающим в муниципальном жилищном фонде, при отсутствии индивидуальных электросчетчиков в жилых и подсобных помещениях", которым установлены указанные выше нормативы потребления электрической энергии, правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку с 01.12.2007 действуют нормативы потребления электрической энергии, установленные постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 21.12.2006 N 23-6.
Также в решении управления установлено нарушение в действиях общества "Лига" ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в предъявлении Антоновой Т.В. и Авдеевой Т.А. перерасчета платы за электрическую энергию за период с марта 2006 по декабрь 2008 включительно.
Судами установлено, что обществом "Лига" произведен перерасчет платы нанимателей жилых помещений за электроэнергию за период с марта 2006 по декабрь 2008 г. включительно, в связи с чем наниматели жилых помещений должны были оплатить следующие суммы: в частности Антоновой Т.В. предъявлена сумма в размере 7508,15 руб., Авдеевой Т.В. - 10 090,17 руб.
В соответствии с п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исходя из содержания данной нормы, суды правильно указали, что для исполнителей услуг по электроснабжению не установлено право производить перерасчет платежей за электроэнергию в случаях, когда в многоквартирном доме установлен общий прибор учета электроэнергии и отсутствуют индивидуальные приборы учета и пришли к обоснованному выводу о неправомерности произведенного обществом "Лига" перерасчета платы за электроэнергию.
Кроме того, решением управления обществу вменяется нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся во включении в плату за отопление Авдеевой Т.А. за период с ноября 2008 по май 2009 затрат на обслуживание прибора учета тепловой энергии.
На основании представленного обществом "Лига" расчета сумм платежей за отопление, предъявленных Авдеевой Т.А. судами установлено, что за период с ноября 2008 по май 2009 включительно указанное общество включало в тариф на тепловую энергию затраты на обслуживание приборов учета тепловой энергии из расчета 2,21 руб. на кв.м., в результате чего тариф, установленный нормативным актом органа регулирования, был завышен
Руководствуясь п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг суды правильно указали, что при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии потребители должны оплачивать услуги по отоплению исходя из площади жилого помещения и среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, а раз в год исполнитель должен произвести перерасчет платы за отопление исходя из фактического потребления тепловой энергии в расчетном периоде.
В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг внутридомовые инженерные сети - это инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, судами обоснованно указано, что прибор учета тепловой энергии входит в состав внутридомовых инженерных систем общежития.
Между тем Правилами предоставления коммунальных услуг и Жилищным кодексом не предусмотрено право исполнителя коммунальных услуг включать в плату за отопление затраты на содержание прибора учета тепловой энергии.
Учитывая изложенное и положения ст. 210 Гражданского кодекса, в силу которой общество "Лига" как собственник общежития несет бремя содержания внутридомовых инженерных систем, суды правильно указали, что общества "Лига" неправомерно включало в расчет платы за тепловую энергию расходы на обслуживание приборов учета тепловой энергии.
При этом судами обоснованно указано, что общество "Лига" предоставляет услугу по отоплению на условиях публичного договора, в связи с чем данное общество не вправе предоставлять данную услугу на условиях, не предусмотренных законодательством.Также основанием для вынесения оспариваемого решения явилось нарушение обществом "Лига" порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом, Правилами предоставления коммунальных услуг, в части установления размера платы за отопление Антоновой Т.В. за период с января 2008 по июль 2009 включительно.
Исследовав представленные в материалы дела копии счетов-фактур, выставленных обществом "Лига" за оказание услуг по теплоснабжению за период с января 2008 по июль 2009 включительно, суды установили, что поставка тепловой энергии в период с января 2008 по июль 2009 включительно обществу "Лига" не осуществлялась.
Вместе с тем согласно актам, выставленным обществом "Лига" Антоновой Т.В. для оплаты, плата за отопление предъявлялась ей круглогодично, в том числе и за период с июня 2009 по июль 2009, исходя из суммы платы, установленной обществом "Лига" в размере 17,94 руб. с 1 кв.м. общей площади, установленной приказом директора общества "Лига" от 09.01.2008 N 1. Авдеевой Т.А. плата за отопление в указанные месяцы не предъявлялась.
Поскольку жилищным законодательством предусмотрено, что оплата коммунальных услуг должна осуществляться исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета при наличии такого прибора учета, судами сделан обоснованный вывод, что действия общества "Лига" по выставлению Антоновой Т.В. актов для оплаты услуги по отоплению в названный период, противоречат требованиям Жилищного кодекса.
Помимо изложенного судами установлено, что тарифы на тепловую энергию для потребителей общества "ЭнергоКурган", проживающих в г. Шадринске установлены Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29.10.2007 N 22-28 с 01.01.2008 в размере 896,78 руб./Гкал с НДС; Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14.11.2008 N 31-1 с 01.01.2009 в размере 932,79 руб./Гкал. с НДС.
В соответствии с актом, выставленным Антоновой Т.В. за период с января 2008 по декабрь 2008 включая летние месяцы для оплаты предоставленных услуг, в т.ч. и коммунальных, цена тепловой энергии составляла 17,94 руб.за кв.м., установленная приказом директора общества "Лига" от 09.01.2008 N 1. Согласно актам, выставленным Антоновой Т.В. за период с января 2009 по июнь 2009 для оплаты предоставленных услуг, в т.ч. и коммунальных, цена тепловой энергии составляла 21,16 руб. за кв.м., за июль 2009 платеж за тепловую энергию за отопление был выставлен из расчета 23,41 руб. за кв.м.
При таких обстоятельствах суды правильно отметили, что ООО "Лига" при определении размера платы Антоновой Т.В. за отопление за период с января 2008 по июль 2009 включительно, осуществляло расчеты путем применения цены, отличной от тарифа на тепловую энергию, установленного нормативным актом органа регулирования, нарушив порядок ценообразования, установленный Жилищным кодексом и Правилами предоставления коммунальных услуг.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в деле доказательств, суды обеих инстанций правомерно посчитали, что действия общества "Лига" по установлению платы за электрическую энергию и отопление в нарушение установленного правовыми актами порядка ценообразования, выставлению гражданам-потребителям требований по уплате авансовых платежей за коммунальные услуги, а также по уклонению от решения вопроса об установлении индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилых помещениях, нарушают ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, основания для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 28.06.2010 по делу N А34-514/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лига" - без удовлетворения.
Возвратить из средств федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Лига" 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 29.10.2010 N 73.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с актом, выставленным Антоновой Т.В. за период с января 2008 по декабрь 2008 включая летние месяцы для оплаты предоставленных услуг, в т.ч. и коммунальных, цена тепловой энергии составляла 17,94 руб.за кв.м., установленная приказом директора общества "Лига" от 09.01.2008 N 1. Согласно актам, выставленным Антоновой Т.В. за период с января 2009 по июнь 2009 для оплаты предоставленных услуг, в т.ч. и коммунальных, цена тепловой энергии составляла 21,16 руб. за кв.м., за июль 2009 платеж за тепловую энергию за отопление был выставлен из расчета 23,41 руб. за кв.м.
При таких обстоятельствах суды правильно отметили, что ООО "Лига" при определении размера платы Антоновой Т.В. за отопление за период с января 2008 по июль 2009 включительно, осуществляло расчеты путем применения цены, отличной от тарифа на тепловую энергию, установленного нормативным актом органа регулирования, нарушив порядок ценообразования, установленный Жилищным кодексом и Правилами предоставления коммунальных услуг.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в деле доказательств, суды обеих инстанций правомерно посчитали, что действия общества "Лига" по установлению платы за электрическую энергию и отопление в нарушение установленного правовыми актами порядка ценообразования, выставлению гражданам-потребителям требований по уплате авансовых платежей за коммунальные услуги, а также по уклонению от решения вопроса об установлении индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилых помещениях, нарушают ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 декабря 2010 г. N Ф09-10558/10-С1 по делу N А34-514/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника