Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 декабря 2010 г. N Ф09-10452/10-C1 по делу N А76-9902/2010-59-331
Дело N А76-9902/2010-59-331
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2010 г. N Ф09-10370/10-C1 по делу N А76-9999/2010-54-361
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2010 г. N Ф09-10450/10-C1 по делу N А76-9894/2010-58-353
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2010 г. N Ф09-10329/10-С1 по делу N А76-10000/2010-54-362
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2010 г. N Ф09-10323/10-С1 по делу N А76-12288/2010-56-353
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2010 г. N Ф09-10331/10-С1 по делу N А76-9893/2010-54-358
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Ященок Т.П., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Челябинской области (далее - предприятие, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2010 по делу N А76-9902/2010-59-331 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - управление, административный орган) от 13.05.2010 N 220 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс; с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 15.07.2010 (судья Зайцев С,В.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 (судьи Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. В обоснование своих доводов заявитель жалобы указывает на недоказанность административным органом вины предприятия в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку вопрос о вине при производстве по делу об административном правонарушении управлением не исследовался и не отражен в оспариваемом постановлении. Кроме того, по мнению предприятия, управлением допущены нарушения порядка привлечения к административной ответственности. При этом заявитель кассационной жалобы указывает, на установленные прокуратурой Челябинской области нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении управлением проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах почтовой связи.
Как следует из материалов дела, управлением проведена плановая проверка соблюдения предприятием требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03) на принадлежащем ему на праве хозяйственного ведения объекте, расположенном по адресу: Челябинская область, Саткинский район, г. Сатка, ул. Спартака, д. 6, о чем составлен акт проверки от 15.04.2010 N 182.
В ходе проведения проверки управлением на указанном объекте выявлены факты нарушений требований ППБ 01-03, норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (далее - НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утвержденных приказом МЧС России от 20.03.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03), Строительных норм и правил Российской Федерации "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), Государственный стандарт "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминисцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля (ГОСТ Р12.2.143-2002), принятый постановлением Госстроя Российской Федерации от 20.11.2002 N 420-СТ (далее - ГОСТ Р 12.2.143-2002), ст. 83,91, 103, 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), Норм пожарной безопасности "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования НПБ 160-97", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ N 46 от 24.07.1997 (далее - НБП 160-97), Норм пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденные Приказом ГУ ГПС МВД России от 04.06.2001 N 31 (далее - НБП 88-2001*) Свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические (СП 5.13130.2009)", утвержденного Приказом МЧС России от 25.05.2009 N 175 (далее - СП 5.133130.2009).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа МЧС РФ N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" следует читать как 20 июня 2003 г.
Названные нарушения выразились в следующем: не выполнен годовой план-график по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации (ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3, 96 ППБ 01-03); прокладка линий управления установкой АПС и Свердловской области с линиями питания напряжением 110 В проложены в одной коробке (ст. 52, 54, 83, 91, 103, ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 12.66 НБП 88-2001*, п. 13.15.14 СП 5.13130.2009); провода линий системы оповещения проложены в коробках из горючих материалов (ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3.9 НПБ 104-03); не вывешена инструкция о порядке действий персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок пожарной автоматики (ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3, 97 ППБ 01-03); не заключен договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации (ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3, 96 ППБ 01-03); внутренняя дверь эвакуационного выхода и почтового отделения открывается не по направлению выхода из здания (ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3, 52 ППБ 01-03); ширина дверного проема в складское помещение почтового отделения меньше 0,8 м (ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3, 40 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*, п. 4.2.5 СП 5.13130.2009); аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения складского помещения не вынесен из складского помещения на наружную стену из негорючего материала (ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3, 507 ППБ 01-03); установлена штепсельная розетка в складском помещении (ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3, 508 ППБ 01-03); эвакуационные пути и выход не оборудованы фосфоресцирующими знаками пожарной безопасности (ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3, 27, 51 ППБ 01-03, п. 2.1 НБП 160-97, п. 5.4, 5.5 СП 5.13130.2009); план эвакуации людей в случае пожара не выполнен в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 (ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3 ,16 ППБ 01-03); в подсобном помещении почтового отделения светильник не оборудован колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника (ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3, 60 ППБ 01-03); для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности и не обозначена на дверях данных помещений (ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3, 33 ППБ 01-03); на здании почтового отделения отсутствует указатель о расстоянии до ближайшего водоисточника и направления движения к нему (ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3,90 ППБ 01-03).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. В Своде правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденном Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 175, пункт 4.2.5 отсутствует
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 28.04.2010 N 220, на основании которого вынесено постановление от 13.05.2010 N 220 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что данное постановление незаконно, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения, а также отсутствия нарушений порядка привлечения предприятия к административной ответственности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 Кодекса, влечет административную ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-Федерального закона), ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со ст. 20 указанного Закона, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
В Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ) 01-03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1).
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В соответствии с указанной статьей руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
Пунктом 10 Правил установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. При этом имущество предприятия является федеральной собственностью, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
В связи с этим, суды верно отметили, что предприятие является лицом ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности в помещении по вышеуказанному адресу.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суды установили факты нарушения предприятием ст. 52, 54, 83, 91, 103, ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3, 16, 27, 40, 33, 51, 52, 60, 90, 96, 97, 507, 508 ППБ 01-03, п. 12.66 НБП 88-2001*, п. 4.2.5, 5.4, 5.5, 13.15.14 СП 5.13130.2009, п. 3.9 НПБ 104-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*, ГОСТ Р 12.2.143-2002, п. 1.1, 1,3, 2.1 НБП 160-97.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Подпункты 1.1, 1.3 Норм пожарной безопасности НПБ 160-97 отсутствуют
Кроме того, суды с учетом положений ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 Кодекса правомерно отметили, что вина предприятия в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение установленных действующим законодательством требований пожарной безопасности.
Объективных причин, препятствующих соблюдению предприятием требований данных норм пожарной безопасности в названном помещении административным органом не установлено.
Доказательств обратного предприятием в материалы дела не представлено.
Выводы судов о соблюдении административным органом порядка привлечения предприятия к административной ответственности соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела и переоценке в силу положений, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подлежат.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали предприятию в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы заявителя кассационной жалобы об установленных прокуратурой Челябинской области нарушениях требований Закона 294-ФЗ при проведении управлением проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах почтовой связи подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании права и противоречит установленным судом первой инстанции обстоятельствам.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями к отмене или изменению судебного акта в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2010 по делу N А76-9902/2010-59-331 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается, что предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. При этом имущество предприятия является федеральной собственностью, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
В связи с этим, суды верно отметили, что предприятие является лицом ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности в помещении по вышеуказанному адресу.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суды установили факты нарушения предприятием ст. 52, 54, 83, 91, 103, ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 3, 16, 27, 40, 33, 51, 52, 60, 90, 96, 97, 507, 508 ППБ 01-03, п. 12.66 НБП 88-2001*, п. 4.2.5, 5.4, 5.5, 13.15.14 СП 5.13130.2009, п. 3.9 НПБ 104-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*, ГОСТ Р 12.2.143-2002, п. 1.1, 1,3, 2.1 НБП 160-97.
Кроме того, суды с учетом положений ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 Кодекса правомерно отметили, что вина предприятия в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение установленных действующим законодательством требований пожарной безопасности.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы об установленных прокуратурой Челябинской области нарушениях требований Закона 294-ФЗ при проведении управлением проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах почтовой связи подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании права и противоречит установленным судом первой инстанции обстоятельствам."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2010 г. N Ф09-10452/10-C1 по делу N А76-9902/2010-59-331
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника