Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 декабря 2010 г. N Ф09-10523/10-С1 по делу N А60-22916/2010-С6
Дело N А60-22916/2010-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческое предприятие "Книжный мир" (далее -общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2010 по делу N А60-22916/2010-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по указанному делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Михайлова С.В. (директор, протокол общего собрания участников общества от 01.10.2010).
Представители иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -Кодекс).
Решением суда от 26.07.2010 (судья Ремезова Н.И.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 (судьи Варакса Н.В., Ясикова Е.Ю., Риб Л.Х.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие вины общества в совершении вменяемого правонарушения, на то, что обществом были предприняты все необходимые меры для получения согласия собственника на заключение договора аренды. Кроме того, заявитель кассационной жалобы ссылается на истечение срока давности привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проведена проверка по факту использования обществом объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности и расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Культуры, 1/ул. Машиностроителей, 46 (1 этаж).
В ходе проверки прокуратурой установлено, что недвижимым имуществом -помещениями 1 этажа здания по адресу: г. Екатеринбург, ул. Культуры/ул. Машиностроителей, 4б на праве оперативного управления владеет Федеральное государственное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" согласно информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При проверке выявлено, что фактически указанное помещение занимает общество по договору субаренды от 01.02.2010 N 07/КМ без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
На основании материалов проверки прокурором вынесено постановление от 23.06.2010 о возбуждении в отношении общества производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.24 Кодекса.
В связи с изложенным и на основании ст. 23.1 Кодекса прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении названного общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия состава вменяемого административного правонарушения в действиях общества.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 2 ст. 7.24 Кодекса использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона предусмотренного данной нормой правонарушения состоит в действиях по использованию находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду.
Таким образом, обязательным условием для передачи имущества в пользование является предварительное получение на это согласия собственника. Использование федерального имущества на основании договора без согласия собственника является неправомерным.
На основании п. 5.4 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 406 Министерство культуры Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной п. 1 данного Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям.
Согласно Положению о постоянно действующей комиссии по распоряжению объектами культурного наследия, закрепленными за Федеральным государственным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на праве оперативного управления, утвержденного Приказом Роскультуры от 05.10.2006 N 517, комиссия принимает решения по обращениям Учреждения о передаче в аренду или безвозмездное пользование объектов, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, которые носят рекомендательный характер для руководителя Роскультуры.
Таким образом, как правильно указали суды, полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 4 / ул. Культуры, д. 1, принадлежат на праве собственности Российской Федерации и закреплены на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".
Из материалов дела также следует, что между Федеральным государственным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" и обществом с ограниченной ответственностью "Тяжмашинвест" (далее - ООО "Тяжмашинвест") заключен договор аренды от 28.04.2008 N 07-1/08-01, согласно которому указанное общество принимает во временное владение и пользование здание, являющееся объектом культурного наследия федерального значения, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Культуры, д. 1, ул. Машиностроителей, д. 4, лит. Б.
Фактически нежилые помещения используются обществом на основании договора субаренды, заключенного с ООО "Тяжмашинвест" от 01.02.2010 N 07/КМ, в соответствии с которым общество приняло во временное владение и пользование нежилые помещения, расположенные в здании, являющемся объектом культурного наследия (памятником истории культуры) федерального значения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Культуры, д. 1/ул. Машиностроителей, д. 4, литер Б (нежилые помещения первого этажа N 1-8,10, помещения подвала N 7-16, общей площадью 459,7 кв.м).
В нарушение указанных выше норм договор субаренды от 01.02.2010 N 07/КМ сведений о согласовании с собственником о передаче в аренду указанных помещений не содержит.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии в действиях общества события вменяемого правонарушения является правильным.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, вступая во взаимоотношения с хозяйствующим субъектом, общество должно было удостовериться в его правовом статусе, правомочиях по распоряжению объектом нежилого фонда, должно было убедиться, что получает помещение в пользование на законных основаниях, предполагающих наличие согласия собственника на передачу объекта в аренду, и передачу имущества в установленном порядке.
Исследовав материалы дела, суды установили, что на момент заключения договора субаренды общество знало о том, что предметом договора аренды является федеральное недвижимое имущество, являющееся объектом культурного наследия федерального значения. Данные сведения содержатся в договоре субаренды от 01.02.2010 N 07/КМ.
Вместе с тем доказательств того, что названным обществом были предприняты все надлежащие меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о доказанности вины общества в совершении вменяемого правонарушения.
Оснований для переоценки установленных судами фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы об истечении срока давности, установленного ст. 4.5 Кодекса, на момент привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса был предметом исследования апелляционного суда и обоснованно им отклонен в связи с неправильным толкованием норм материального права.
Поскольку срок привлечения к административной ответственности определяется с 23.06.2010 (со дня вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), то общество привлечено к административной ответственности решением суда от 26.07.2010 с соблюдением срока давности привлечения к ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2010 по делу N А60-22916/2010-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческое предприятие "Книжный мир" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Положению о постоянно действующей комиссии по распоряжению объектами культурного наследия, закрепленными за Федеральным государственным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на праве оперативного управления, утвержденного Приказом Роскультуры от 05.10.2006 N 517, комиссия принимает решения по обращениям Учреждения о передаче в аренду или безвозмездное пользование объектов, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, которые носят рекомендательный характер для руководителя Роскультуры.
...
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Довод заявителя кассационной жалобы об истечении срока давности, установленного ст. 4.5 Кодекса, на момент привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса был предметом исследования апелляционного суда и обоснованно им отклонен в связи с неправильным толкованием норм материального права.
Поскольку срок привлечения к административной ответственности определяется с 23.06.2010 (со дня вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), то общество привлечено к административной ответственности решением суда от 26.07.2010 с соблюдением срока давности привлечения к ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 декабря 2010 г. N Ф09-10523/10-С1 по делу N А60-22916/2010-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника