Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 декабря 2010 г. N Ф09-10690/10-С1 по делу N А76-10001/10-58-362
Дело N А76-10001/10-58-362
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Челябинской области (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2010 по делу N А76-10001/10-58-362 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприятием заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Данное ходатайство судом удовлетворено.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - управление) от 13.05.2010 N 213 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации).
Решением суда от 19.07.2010 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявления отказано. В части требования предприятия о признании незаконным и отмене предписания управления от 28.04.2010 N 199/1/1/-6 производство по делу прекращено судом, в связи с отказом предприятия от указанного требования.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2010 (судьи Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на недоказанность управлением вины предприятия в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Кроме того, заявитель указывает на наличие процессуальных нарушений, допущенных управлением при привлечении предприятия к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 31.03.2010 N 199 в период с 16.04.2010 по 28.04.2010 проведена проверка в отношении предприятия, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Сатка, ул. Российская, д. 18, по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре в неисправном состоянии, договор на обслуживание не заключен; провода линий системы оповещения не выполнены в коробках из негорючих материалов; не оборудованы эвакуационные пути и выходы фосфоресцирующими знаками пожарной безопасности; не выполнены в соответствии с ГОСТ Р12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае пожара; на окнах первого этажа эксплуатируются глухие металлические решетки; дверь складского помещения не соответствует требуемому пределу огнестойкости.
Указанные факты нарушений зафиксированы в акте проверки от 28.04.2010 N 199 (л. д. 44-46).
По результатам проверки управлением составлен протокол об административном правонарушении от 28.04.2010 N 213, на основании которого вынесено постановление от 13.05.2010 N 213 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что данное постановление незаконно, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
На основании ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в распоряжении от 31.03.2010 указано, что обследование объекта будет произведено по месту фактического осуществления деятельности юридического лица. Согласно акту проверки от 28.04.2010 N 199 помещение предприятия расположено по адресу: Челябинская область, г. Сатка, ул. Российская, д. 18. При этом в акте проверки не зафиксировано замечаний представителя предприятия по поводу проведения проверки в помещениях, не принадлежащих предприятию. Доказательств проверки помещений, не принадлежащих предприятию, в материалах дела не имеется.
Таким образом, как правильно указано судами, именно предприятие обязано соблюдать Правила пожарной безопасности в здании, расположенном по названному адресу.
Судами установлены и материалами дела подтверждаются перечисленные в протоколе об административном правонарушении от 28.04.2010 N 213 и постановлении от 13.05.2010 N 213 о привлечении к административной ответственности факты нарушения предприятием требований пожарной безопасности.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса.
Суды с учетом положений ч. 1 ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 Кодекса правомерно отметили, что вина предприятия в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на предотвращение совершения административного правонарушения.
Кроме того, правильными являются выводы судов о соблюдении управлением порядка привлечения предприятия к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
В силу ч. 3, 4 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Эти нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса.
Из материалов дела следует, что письмом от 20.04.2010 N 514-2-17 управление уведомило предприятие о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 28.04.2010 N 213. Указанное определение получено предприятием 27.04.2010, что подтверждается выпиской с интернет-сайта (л. д. 62, 66 - 68).
Судом апелляционной инстанции верно указано, что предприятие, с учетом получения письма от 27.04.2010, имело возможность направить своего представителя для участия в составлении протокола об административном правонарушении, либо направить в административный орган ходатайство об отложении рассмотрения дела. В порядке п. 2 ст. 25.1 Кодекса какого - либо ходатайства об отложении рассмотрения дела от предприятия не поступало.
Таким образом, суды пришли к правильным выводам, что административным органом были приняты надлежащие меры по извещению предприятия о дате составления протокола.
В материалах дела также имеются доказательства надлежащего извещения предприятия о времени и месте вынесения оспариваемого постановления.
Доводы заявителя судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2010 по делу N А76-10001/2010-58-362 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 3, 4 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса.
...
Судом апелляционной инстанции верно указано, что предприятие, с учетом получения письма от 27.04.2010, имело возможность направить своего представителя для участия в составлении протокола об административном правонарушении, либо направить в административный орган ходатайство об отложении рассмотрения дела. В порядке п. 2 ст. 25.1 Кодекса какого - либо ходатайства об отложении рассмотрения дела от предприятия не поступало."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2010 г. N Ф09-10690/10-С1 по делу N А76-10001/10-58-362
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника