Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 декабря 2010 г. N А60-36267/2010-С8
Постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г. N 17АП-1128/11и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2011 г. N Ф09-3638/11 по делу N А60-36267/2010 настоящее решение оставлено без изменения
См. дополнительную информацию к настоящему решению
Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2010 года
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Седова Романа Сергеевича (далее ИП Седов Р.С.) к Финансовому управлению в Муниципальном образовании "город Алапаевск", Начальнику Финансового управления в Муниципальном образовании город Алапаевск о признании незаконным бездействия
Третьи лица:
МУ "Служба единого заказчика" Муниципального образования город Алапаевск, Муниципальное образование город Алапаевск в лице Администрации Муниципального образования город Алапаевск.
При участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица Финансового управления в Муниципальном образовании город Алапаевск: Путилов Е.А. - специалист по доверенностям от 01.08.2010.
Заявитель, заинтересованное лицо - начальник Финансового управления в МО г. Алапаевск и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя, заинтересованного лица - начальника Финансового управления в МО город Алапаевск и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представителю заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не заявлено.
К материалам дела по ходатайству заинтересованного лица приобщены: письменный отзыв от 23.12.2010, копия письма от 26.08.2009 N 01-01/540, копия письма от 09.09.2009 N 309-Д, копия письма от 09.09.2009 N 308-Д, копия письма от 26.08.2009 N 1473, ответ от 06.10.2009 N 15-19-85, заключение комиссии по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Думы МО "город Алапаевск" от 22.10.2009 N 117, копия письма от 15.04.2010 N 215, копия письма от 15.04.2010 N 214, заключение комиссии по экономической политике, бюджету, финансам и налогам от 22.04.2010 N 29, протест Алапаевского городского прокурора от 16.02.2009, от 23.07.2010 N 712, копия письма от 07.09.2009 N 1538, ответ Министерства финансов Российской Федерации от 12.10.2009 N 02-03-10/4782, свод расходов местного бюджета на 2010 г., копия письма от 25.08.2010 N 270, данные исполнительных листов с 17.02.2006 года.
В деле имеется заявление ИП Седова Р.С. об истребовании доказательств от 03.12.2010 N 029. В удовлетворении заявления отказано. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Индивидуальный предприниматель просит:
- признать незаконным бездействие Финансового управления МО "город Алапаевск", начальника Финансового управления МО "город Алапаевск" по исполнению решения Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2009 по делу N А60-57332/2009-С1 в сроки, установленные п. 7 ст. 242.5, п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- обязать начальника Финансового управления в МО "город Алапаевск" изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете города Алапаевска в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2010 по делу N А60-57332/2009-С1 в размере неисполненной части требований исполнительного листа серии АС N 001058535 от 05.04.2010;
- обязать начальника Финансового управления в МО город Алапаевск произвести уточнение прогноза кассовых выплат из бюджета г.Алапаевска одновременно с внесением в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете г. Алапаевска в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2010 по делу N А60-57332/2009-С1 в размере неисполненной части требований исполнительного листа АС N 001058535 от 05.04.2010;
- обязать Финансовое управление в МО город Алапаевск организовать исполнение бюджета города Алапаевска по расходам бюджета на основе измененных показателей сводной бюджетной росписи и уточненного прогноза кассовых выплат для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2010 по делу N А60-57332/2009-С1 в размере неисполненной части требований исполнительного листа АС N 001058535 от 05.04.2010;
- обязать Финансовое управление в МО "город Алапаевск" осуществить кассовую выплату с лицевого счета N 40204810600000126235 в размере неисполненной части требований исполнительного листа АС N 001058535 от 05.04.2010, для чего представить в орган УФК по Свердловской области, где Финансовому управлению в МО город Алапаевск открыт лицевой счет, соответствующее платежное поручение.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что в нарушение требований п. 6 ст. 242.2 БК РФ Финансовое управление МО "город Алапаевск" не исполнило судебный акт в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа.
Заявитель также считает, что в п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность финансового органа по изменению бюджетной росписи по решению руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - в пределах бюджетных ассигнований, с одновременным внесением изменений в кассовый план для исполнения бюджета по расходам. В нарушение указанной нормы заинтересованными лицами не представлено доказательств выполнения названной обязанности.
Финансовое управление МО "город Алапаевск" против удовлетворения заявленных требований возражает.
В обоснование возражений ссылается на то, что все предусмотренные Бюджетным кодексом РФ требования и действия Финансовое управление исполнило.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, отзыв на заявление не представили.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, суд установил:
Решением Арбитражного суда Свердловской области 15.02.2010 по делу N А60-57332/2009-С1 с Муниципального учреждения "Служба единого заказчика" МО город Алапаевск, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "город Алапаевск" в пользу ИП Жулимова Игоря Анатольевича взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 539402 рубля 04 копейки, а также, 8 966 рублей 44 копейки - расходы по оплате государственной пошлины.
На основании указанного решения 05.04.2010 арбитражным судом выдан исполнительный лист АС N 001058535.
ИП Жулимов И.А. направил 28.04.2010 исполнительный лист для исполнения в Финансовое управление МО "город Алапаевск". Исполнительный лист поступил в Финансовое управление МО "город Алапаевск" 06.05.2010.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 01.07.2010 по делу N А60-57332/2009-С1 с учетом определения от 16.07.2010 об исправлении опечаток произведена замена взыскателя по исполнительному листу серии АС N 001058535 от 05.04.2010 с - ИП Жулимова И.А. на Индивидуального предпринимателя Седова Романа Сергеевича в части взыскания процентов в размере 539 402 рубля 04 копеек.
В судебном заседании установлено, что между ИП Жулимовым И.А. (продавец) и ИП Седовым Р.С. (покупателем) 31.05.2010 заключен договор купли-продажи прав требования, в соответствии с которым продавец передает, а покупатель принимает в полном объеме право требования к Муниципальному учреждению "Служба единого заказчика" МО "г. Алапаевск" и в субсидиарном порядке к Муниципальному образованию город Алапаевск процентов в размере 539402 рубля 04 копейки. Правом требования продавец располагает на основании решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-57332/2009-С1.
До настоящего времени исполнительный лист АС N 001058535 от 05.04.2010 в полном объеме не исполнен.
Полагая, что неисполнение требований исполнительного листа в установленные ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации сроки является незаконным бездействием заинтересованных лиц, чем нарушаются права заявителя, ИП Седов Р.С. обратился с настоящим заявлением в суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителя заинтересованных лиц, суд считает, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать, исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, предусмотрен ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 указанной статьи орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя; при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Пунктом 3 данной статьи на должника возложены обязанности в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу (если выплаты имеют периодический характер).
Этим же пунктом установлено, что для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
На орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, в соответствии с п.п. 9, 10, 11 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации возложены также следующие обязанности: в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направить в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом (п. 9); при исполнении в полном объеме исполнительного документа направить исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ (п. 10); вести учет и осуществлять хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в установленном порядке (п. 11).
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм следует, что при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск").
Согласно п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ), утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Этим же пунктом установлено, что в случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
С учетом даты получения исполнительного листа Финансовым Управлением МО город Алапаевск (опись вложения в ценное письмо от 28.04.2010, уведомление о вручении 06.05.2010) срок его исполнения за счет средств МУ "Служба единого заказчика" Муниципального образования город Алапаевск истек 06.08.2010, в связи с чем, с указанной даты исполнение по исполнительному листу производится в субсидиарном порядке с муниципального образования "город Алапаевск" за счет средств казны муниципального образования.
Из материалов дела и пояснений заинтересованного лица следует, что проектом бюджета муниципального образования "город Алапаевск" на 2010 год предусмотрено на погашение кредиторской задолженности по судебным актам в сумме 77373 тыс. рублей. На данный проект бюджета комиссией по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Думы МО город Алапаевск было вынесено заключение от 22.10.2009 N 117, согласно которому отвлечение суммы 77373 тыс. рублей на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, повлечет за собой исполнение вопросов местного значения не в полном объеме. Так же в заключении предложено: расходы на исполнение решений Арбитражного суда определить в сумме не более 5500 тыс. рублей. В итоге решением Думы МО от 24.12.2009 на погашение задолженности по судебным актам утверждено в сумме 5322 тыс. рублей.
При этом на момент выдачи исполнительного документа АС N 001058535 на исполнении в финансовом органе находились неисполненные исполнительные документы о взыскании сумм задолженности бюджетных учреждений МО город Алапаевск и казны Муниципального образования.
Согласно письмам Финансового управления МО "город Алапаевск" от 26.08.2009 N 01-01/540, Думы МО "города Алапаевск" от 09.09.2009 N 309-Д, 308-Д, от 26.08.2009 N 1473 в 2009 г. задолженность по исполнительным документам Муниципального образования город Алапаевск составляла около 80 млн. руб.
По данным МО "город Алапаевск" для исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с администрации МО "город Алапаевск" и с МО "город Алапаевск" за счет казны МО город Алапаевск при формировании бюджета на 2010 год необходимо предусмотреть выделение средств в размере 78890 тыс. рублей.
Учитывая, что на исполнении в финансовом органе находятся исполнительные документы с более ранними датами выдачи и предъявления к исполнению, а общая сумма задолженности по исполнительным документам (включая задолженность по исполнительному листу серия АСN 001058535 от 05.04.2010) значительно превышает запланированные как по статье 0920100, так и по разделу 0114 расходы, перераспределение расходов в пределах указанных статьи, раздела не привело бы к исполнению именно спорного исполнительного документа.
Направление же расходов иного вида на исполнение судебных актов, по мнению суда, невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.2009 N 1312-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Обществ с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Меркурий" и "Юридическая фирма "Пионер" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца пятого пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Материалами дела также подтверждается, что муниципальный бюджет МО "г. Алапаевск" является дотационным. Дума МО "г. Алапаевск" и администрация МО "г. Алапаевск" в 2009 г. обращались в Министерство финансов Свердловской области, Областную Думу Законодательного собрания Свердловской области с просьбой о выделении дополнительных средств из областного бюджета на погашение задолженности.
Думой муниципального образования г. Алапаевска в заключении комиссии по экономической политике, бюджету, финансам и налогам от 22.04.2010 N 29 финансовому управлению отказано в дополнительном финансировании на погашении задолженности по исполнительным листам в связи с отсутствием соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и невозможности сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц из материалов дела не усматривается.
В таком случае права, предоставленные руководителю финансового органа на внесение изменений в сводную бюджетную роспись изменение, предусмотренные п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации не возникли в виду недостаточности бюджетных ассигнований в сумме, превышающей 5 процентов общего объема.
Учитывая изложенное, суд полагает, что в удовлетворении требований Седова Р.С. о признании незаконным бездействия управления следует отказать.
Иные требования заявителя (о возложении на начальника Финансового управления в МО "город Алапаевск" обязанности изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете города Алапаевска в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2010 по делу N А60-57332/2009-С1 в размере неисполненной части требований исполнительного листа серии АС N 001058535 от 05.04.2010; о возложении на начальника Финансового управления в МО город Алапаевск обязанности произвести уточнение прогноза кассовых выплат из бюджета г.Алапаевска одновременно с внесением в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете г.Алапаевска в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2010 по делу N А60-57332/2009-С1 в размере неисполненной части требований исполнительного листа АС N 001058535 от 05.04.2010; о возложении на Финансовое управление в МО город Алапаевск обязанности организовать исполнение бюджета города Алапаевска по расходам бюджета на основе измененных показателей сводной бюджетной росписи и уточненного прогноза кассовых выплат для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2010 по делу N А60-57332/2009-С1 в размере неисполненной части требований исполнительного листа АС N 001058535 от 05.04.2010; о возложении на Финансовое управление в МО "город Алапаевск" обязанности осуществить кассовую выплату с лицевого счета N 40204810600000126235 в размере неисполненной части требований исполнительного листа АС N 001058535 от 05.04.2010, для чего представить в орган УФК по Свердловской области, где Финансовому управлению в МО город Алапаевск открыт лицевой счет, соответствующее платежное поручение) связаны с порядком устранения допущенных, по его мнению, нарушений заинтересованными лицами, в связи с чем, также не подлежат удовлетворению.
При этом, суд обращает внимание на то обстоятельство, что вышеуказанные действия являются организационно-техническими обязанностями соответствующих органов муниципальной власти и управления, совершение которых в случаи внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи предусмотрено нормами действующего законодательства и не требует дополнительно конкретизации в тесте судебного акта.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам судебного разбирательства судебные расходы по уплате госпошлины следует отнести на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 декабря 2010 г. N А60-36267/2010-С8
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г. N 17АП-1128/11и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2011 г. N Ф09-3638/11 по делу N А60-36267/2010 настоящее решение оставлено без изменения