Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 января 2011 г. N А60-41716/2010-С6
Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2010 года
Полный текст решения изготовлен 11 января 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Свердловской области к обществу с ограниченной ответственностью "Концерн Урал" о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Н.А. Канашевич, государственный налоговый инспектор, доверенность N 12 от 15 сентября 2010 г., Н.Р. Делялеева, начальник юридического отдела, доверенность N 7 от 02 сентября 2010 г.,
от заинтересованного лица: представитель в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Концерн Урал" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Отзыва на заявление заинтересованным лицом не представлено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
15 октября 2010 г. сотрудниками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Свердловской области совместно с сотрудниками ГБППР ОВД и прокуратуры по городскому округу Верхотурский была проведена проверка исполнения законодательства регламентирующего деятельность по организации и проведению азартных игр в лотерейном клубе, расположенном по адресу г. Верхотурье, ул. К. Маркса, 2 находящегося в пользовании на праве субаренды у общества с ограниченной ответственностью "Концерн Урал".
В ходе проверки установлено, что по вышеуказанному адресу в помещении расположен клуб, в котором находится 15 электронных устройств "Шанс-1".
Проверяющим органом сделан вывод о том что, обществом осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов в игорном заведении, открытом вне игорной зоны без специального разрешения.
На основании полученных в ходе проверки данных, по факту осуществления деятельности в отсутствие соответствующего разрешения, 18 октября 2010 г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы административного дела и соответствующее заявление были направлены налоговым органом в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. Азартной игрой является основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Деятельность по организации и проведению азартных игр это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (ст. 4 Закона N 244-ФЗ).
Согласно п. 8 ст. 4, п. 3 ст. 8 Закона N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемой в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. Организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр.
Статьей 13 Закона N 244-ФЗ установлено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов (ст. 16 Закона N 244-ФЗ).
Вне игорных зон действующим законодательством допускается осуществление деятельности юридическими лицами по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Такая деятельность в соответствии с подп. 104 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию. Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 451).
Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения и вне игорных зон образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для решения вопроса о том, образует ли деятельность общества по организации и проведению в качестве оператора стимулирующей лотереи событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо определить является ли фактически проводимая обществом деятельность, именуемая стимулирующей лотереей, азартной игрой, для осуществления которой законодателем установлено обязательное требование - наличие специального разрешения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" лотереей является игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В соответствии с п. 16 ст. 4 Закона N 244-ФЗ любые устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, признаются игровым оборудованием. Поэтому само по себе неиспользование при осуществлении такой деятельности специально предназначенного для этого оборудования (в том числе именно игровых аппаратов), а использование другого оборудования, не будет свидетельствовать о том, что обществом осуществляется проведение лотереи, а не организация азартных игр.
Как видно из материалов дела, организатором лотерей "Азарт-С" является общество с ограниченной ответственностью "Фри-Лот".
В соответствии с договором о проведении стимулирующей лотереи лотерею проводит общество с ограниченной ответственностью "Концерн Урал".
Условиями проведения стимулирующей лотереи предусмотрено следующее.
Лотерея по способу ее проведения является лотереей, проводимой иным способом, по способу формирования ее призового фонда - стимулирующей.
Суть стимулирующей лотереи состоит в следующем:
Согласно п. 7.1 условий проведения стимулирующей лотереи "Азарт - С" результат лотереи (количество лотерейных билетов на участие в региональной негосударственной бестиражной лотерее "Твоя удача", в региональной негосударственной бестиражной лотерее "Твой успех", которое может получить участник лотереи) определяется электронным устройством "Шанс-1" случайным образом.
Согласно п. 8.1. условий в случае признания участника выигравшим в соответствии с п.п. 6.4. - 6.6. п.п. 7.1. - 7.4. условий, участник получает от организатора в качестве приза лотерейные билеты указанных выше лотерей на сумму, равной сумме выигрыша, указанной на мониторе электронного устройства Шанс - 1. Указанные билеты участник вправе использовать для участия во Всероссийской негосударственной бестиражной (моментальной) лотерее "Азарт - С", либо, не нарушая защитного слоя полученных билетов, обменять эти билеты на деньги в сумме, соответствующей номинальной стоимости билетов.
Согласно п. 9 условий организатор информирует участников о сроках и условиях стимулирующей лотереи с помощью рекламы в сети Интернет, наружной рекламы вблизи мест проведения розыгрышей и иных местах по усмотрению организатора.
По показаниям администратора лотерейного клуба общества с ограниченной ответственностью "Концерн Урал" Е.И. Кирилаш электронные устройства предназначены для проведения стимулирующей лотереи "Азарт-С", которая также пояснила, что она работает в данной организации с 25 июля 2010 года, и занимается продажей лотерейных билетов, разъясняет покупателям (клиентам) правила игры в данную лотерею. При продаже лотерейных билетов администратор Кирилаш Е.И. участникам разъясняет следующее:
Когда участник покупает лотерейный билет (стоимость одного лотерейного билета - 100 рублей), ему предлагается вскрыть его, либо, не вскрывая лотерейный билет сыграть в стимулирующею лотерею "Азарт-С". В случае если участник выбирает вскрыть лотерейный билет, то он его вскрывает и смотрит выигрыш указанный, на лотерейном билете. В случае если лотерейный билет оказывается выигрышным, участнику предлагается взять деньги на всю сумму выигрыша, либо администратором с помощью игрового ключа переносятся данные выигрышные баллы в электронное устройство (один выигрышный рубль по билету соответствовал одному баллу), затем участник, нажимая кнопку на электронном оборудовании, сам запускает автомат и начинает игру. Если участник набирает определенную сумму баллов на электронном устройстве и больше не хочет играть, то также с помощью игрового ключа обнулялся результат, и из кассы выдавалась выигрышная сумма (один выигрышный балл соответствовал одному рублю).
Проверяющим органом сделан вывод о том, что игровое оборудование фактически используется участником азартной игры без участия организатора азартной игры, выигрыш без участия организатора игр (его сотрудников). Оборудование непосредственно используется участником игры, размер выигрыша определяется устройством, находящимся внутри оборудования. Таким образом, данная игра не является лотереей, установленные факты свидетельствуют об осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр.
Проверяющим органом установлено, что фактически участнику с использованием электронного оборудования "Шанс - 1" предоставляется право непосредственного розыгрыша денежного приза путем нажатия клавиш согласно активированному балансу в сумме, равной внесенной в кассу плате за приобретенную по явно несоразмерной цене лотерейных билетов, без участия в процессе организатора лотереи. А также участник стимулирующей лотереи не получает от организатора в качестве приза лотерейные билеты на сумму, равной сумме выигрыша, указанной на мониторе электронного устройства Шанс - 1. А фактически на электронном устройстве "Шанс - 1" выводится денежный приз, который выдается администратором в рублях, а не количество выигранных билетов.
Непосредственной целью участника, приобретающего лотерейный билет, является фактически не приобрести его и сыграть в лотерею, а принять участие в азартной игре, и создание для этого условий: при незначительном количестве лотерейных билетов, выставленных для продажи по явно несоразмерной их себестоимости цене и занимающем небольшую часть помещения, преобладающая площадь помещения занята электронным оборудованием в количестве 15 единиц, используемым для проведения игры. Вместе с тем, исходя из условий стимулирующей лотереи, ее цель - увеличение объема продаж определенной продукции, и для ее проведения достаточно одного лототрона.
Из анализа положений ст. 2, 3 Закона о лотереях, условий проведения лотереи "Азарт-С", технологии проведения розыгрыша следует, что указанная лотерея не соответствует требованиям, предъявляемым к стимулирующим лотереям.
Следовательно, рассматриваемая деятельность общества не является деятельностью по проведению стимулирующей лотереи, она не отвечает признакам лотереи, поименованным в Законе о лотереях, деятельность организована по принципу азартной игры.
Поскольку осуществление указанной деятельности проводится обществом в отсутствие специального разрешения, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является доказанным.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выразилась в том, что, являясь участником на рынке организации и проведения азартных игр, зная об изменениях в законодательстве, разрешающих вне игорных зон деятельность по организации и проведению азартных игр только в букмекерских конторах и тотализаторах при наличии лицензии, не являясь таковой, пренебрегая данным требованием закона, фактически осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса, не приняло все зависящие от него меры по прекращению данного вида деятельности. Обстоятельств, препятствующих тому, судом не установлено.
Напротив, сознательными и целенаправленными действиями общества под видом проведения стимулирующей лотереи в действительности осуществляло проведение азартных игр с использованием игровых автоматов при отсутствии соответствующего разрешения (лицензии), выдаваемого в установленном порядке, тогда как у него имелась возможность для соблюдения правил и норм Закона "О лотереях" и Закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами.
Общество с ограниченной ответственностью "Концерн Урал" подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей с конфискацией электронных устройств в количестве 15 штук, изъятых по протоколу изъятия от 18 октября 2010 г.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Заявленные Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Свердловской области требования удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Концерн Урал" (ИНН 6671214210 ОГРН 1076671002121, место нахождения: г. Екатеринбург, ул. Патриса Лумумбы, 4) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа 40000 (сорок тысяч) рублей с конфискацией изъятых по протоколу изъятия вещей и документов N 1 от 18 октября 2010 г. электронных устройств в количестве 15 штук N N 05091627, 05091626, 05091625, 05091613, 05091614, 05091615, 05091619, 05091616, 05091620, 05091621, 05091622, 05091617, 05091618, 05091623, 05091624.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 января 2011 г. N А60-41716/2010-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника