В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 года N 1101-р, пунктом 4 распоряжения Правительства Свердловской области от 26.08.2010 года N 1123-РП "О разработке Программы Правительства Свердловской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", руководствуясь Уставом Новолялинского городского округа, постановляю:
1. Утвердить программу Новолялинского городского округа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, план мероприятий по реализации в 2011 году программы Новолялинского городского округа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
2. Опубликовать настоящее постановление в "Муниципальном вестнике Новолялинского городского округа".
3. Контроль исполнения постановления возложить на заместителя главы администрации Новолялинского городского округа по экономическим вопросам и управлению муниципальной собственностью Е.А. Атепалихину.
Глава округа |
С.А. Бондаренко |
Программа
Новолялинского городского округа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года
(утв. постановлением главы Новолялинского городского округа от 21 декабря 2010 г. N 1032)
Программа Новолялинского городского округа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Губернатора Свердловской области Законодательному Собранию Свердловской области от 08.07.2010 года, а также основными положениями Стратегии социально-экономического развития Новолялинского городского округа на период до 2020 года, утвержденными постановлением главы Новолялинского городского округа от 27.02.2009 года N 126, планом мероприятий администрации НГО на 2010-2012 годы по реализации бюджетного послания Губернатора Свердловской области "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики НГО на 2011 год", утвержденных постановлением главы Новолялинского городского округа от 18.10.2010 года N 786.
I. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Новолялинского городского округа.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
четкое определение сфер ответственности публично-правовых образований и органов местного самоуправления;
обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению муниципальных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований, и полномочиями органов местного самоуправления.
Для решения указанных задач в 2011-2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
переход к утверждению "программного" бюджета;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы).
II. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета в Новолялинском городском округе
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Новолялинского городского округа является необходимым условием решения задач Программы.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности, которая:
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;
ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;
определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития округа - роста уровня и качества жизни населения.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие экономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджета, то есть к сокращению возможностей публично-правовых образований не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.
Для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджета, основанных на реалистичных оценках;
ограничение бюджетного дефицита, муниципального долга;
стабильность и предсказуемость налоговой политики;
недопустимость увязки в ходе исполнения бюджета объемов расходов бюджета с определенными доходными источниками;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
систематический анализ и оценка рисков для бюджета, в том числе возникающих вследствие средне- и долгосрочных демографических тенденций, изменения внешнеэкономических условий, принятия условных обязательств;
создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов на местном уровне планируется реализовать следующие основные меры:
формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития и долгосрочной бюджетной стратегии;
использование для целей бюджетного планирования экономического прогноза;
совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения местного бюджета с установлением ответственности главных распорядителей средств местного бюджета за качество и соблюдение показателей кассового плана.
III. Совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности публично-правовых образований
Для реализации целей и задач Программы необходимо четкое определение полномочий (прав и ответственности) и принципов деятельности публично-правовых муниципальных образований.
Это является необходимым условием для устранения дублирования функций и полномочий между публично-правовыми образованиями и между органами местного самоуправления на уровне одного публично-правового образования, которое приводит как к увеличению бюджетных расходов, так и к размыванию ответственности за результаты деятельности.
К ним, в частности, относятся принципы установления и исполнения расходных обязательств, организации бюджетного процесса, заключения и исполнения муниципальных контрактов, правила размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, способы и формы оказания муниципальных услуг, организация муниципальной службы.
Одновременно планируется реализовать принцип администрирования бюджетных доходов, согласно которому главные администраторы бюджетных доходов, созданные соответствующими публично-правовыми образованиями, должны администрировать только доходы, поступающие в местный бюджет.
Необходимо рассмотреть вопрос о наделении публично-правовых образований статусом юридического лица, а также о том, что созданные ими органы управления и казенные учреждения должны выступать в гражданских правоотношениях только от имени соответствующего публично-правового образования. Большинство нынешних бюджетных учреждений, как и автономные учреждения, должны получить возможность действовать от своего имени, иметь собственное имущество и доходы, в том числе получая субсидии из бюджетов на оказание муниципальных услуг.
Учитывая изложенное, а также с целью повышения эффективности управления муниципальной собственностью предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности существования в составе вещных прав права хозяйственного ведения и права оперативного управления, исходя в том числе из возможности предоставления муниципального имущества на иных основаниях.
Кроме того, становится актуальной задача оптимизации структуры органов местного самоуправления с целью централизации исполнения специально созданными для этих целей организациями таких функций (непосредственно не связанных с муниципальным управлением), как поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, обеспечение органов местного самоуправления соответствующими кадрами, строительство объектов муниципальной собственности и т.п.
Эффективное решение обозначенных в разделе задач позволит получить реальное снижение бюджетных расходов на местное самоуправление.
IV. Программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности.
Программа Новолялинского городского округа (далее - программа) - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных Стратегией социально-экономического развития Новолялинского городского округа на период до 2020 года.
Общими принципами разработки и реализации программ являются:
формирование программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
определение органа местного самоуправления, отвечающего за реализацию программы (достижение конечных результатов);
установление для программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей программ;
наделение органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих управление программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
На местном уровне система программ должна формироваться исходя из целей Стратегии социально-экономического развития Новолялинского городского округа на период до 2020 года и плана мероприятий администрации НГО на 2010-2012 годы по реализации бюджетного послания Губернатора Свердловской области "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики НГО на 2011 год".
При этом увязка стратегических целей и среднесрочных задач будет осуществляться принятием такого документа, как Основные направления деятельности органов местного самоуправления - администрации Новолялинского городского округа, определяющие приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу.
Предполагается, что состав подпрограмм и планируемые результаты реализации подпрограмм будут определяться программой, а бюджетные ассигнования на их достижение будут утверждаться Решением Думы о бюджете Новолялинского городского округа.
Ответственными за разработку и реализацию программы на местном уровне являются органы местного самоуправления.
Инструментом стратегического и операционного планирования могут являться преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов местного самоуправления. Этот же инструмент целесообразно использовать и в качестве отчета о результатах деятельности, который должен носить публичный характер и размещаться в сети Интернет.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
1) утвердить порядок разработки, реализации и оценки эффективности программ с внесением соответствующих изменений в случае необходимости в порядок организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности органов местного самоуправления на период до 2012 года;
2) определить перечень программ и организовать подготовку проектов программ с отражением в них в том числе следующих основных вопросов:
обоснование цели и задач программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития Новолялинского городского округа;
анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
прогноз конечных результатов программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
перечень целевых индикаторов и показателей программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
сроки реализации программы в целом, основные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на первом этапе ее реализации;
перечень включенных в состав программы подпрограмм;
обоснование общего объема бюджетных ассигнований из местного бюджета по годам реализации программы;
3) определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований местного бюджета на реализацию программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
V. Переход к программной структуре расходов бюджетов
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджетов.
В соответствии с принципами разграничения полномочий по регулированию бюджетных правоотношений решение этих вопросов будет осуществляться каждым публично-правовым образованием самостоятельно. При этом, поскольку Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены общие требования к организации бюджетного процесса, потребуется внесение изменений, позволяющих публично-правовым образованиям определять целесообразность (исходя из степени подготовленности), порядок и сроки перехода от традиционных целевых статей к целевым статьям, отражающим состав муниципальных программ и их подпрограмм.
При этом предполагается, что в течение ближайших 2-3 бюджетных циклов будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов местного бюджета в соответствии с проектами программ с поэтапным расширением числа программ и подпрограмм, утвержденных в установленном порядке.
Утвержденные программы, а также в дальнейшем отчеты об их реализации предполагается представлять в Думу Новолялинского городского округа в составе сопроводительных материалов к проекту Решения Думы о бюджете.
Программная структура с самого начала должна охватывать большую часть расходов местного бюджета.
Одновременно с утверждением Решения Думы о бюджете Новолялинского городского округа приложения с распределением бюджетных ассигнований по программам и их подпрограммам в составе материалов, представляемых одновременно с Решением Думы о бюджете, планируется представлять приложение с распределением расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований.
VI. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы. Основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности органов местного управления, в том числе на применении его в процессе реализации программ и организации процедур внутреннего контроля деятельности соответствующих органов.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления (выполнения возложенных на них функций, в том числе по осуществлению юридически значимых действий) должны стать:
противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
оптимизация состава и полномочий органов местного самоуправления, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих;
передача функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
оптимизация в органах местного самоуправления соотношения численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы;
формирование "электронного правительства", в том числе переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления в электронной форме;
оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов местного самоуправления.
Органами местного самоуправления должны быть утверждены и реализованы отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов в сферах их ведения.
Кроме того, органами местного бюджета должны быть приняты планы повышения качества финансового менеджмента, а финансовыми органами - организованы его мониторинг и оценка.
Необходимо разработать методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в которых целесообразно предусмотреть параметры отчетности органов местного самоуправления об эффективности расходов, оценку результатов, достигнутых по отношению к планам, установление при возможности соответствующих критериев для измерения качества, количества и стоимости конечных результатов деятельности организаций и т.д.
Важной сферой оптимизации деятельности публично-правовых образований является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава имущества публично-правовых образований и обеспечение его учета;
инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества;
проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда;
оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий;
совершенствование приватизационных процедур;
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества.
VII. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить 3 взаимосвязанные задачи:
совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений будут проводиться путем реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений". Они направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для органов местного самоуправления по оптимизации подведомственной сети.
Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих муниципальные услуги:
перевести их с 1 января 2012 г. со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания;
предоставить право бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
исключить субсидиарную ответственность муниципального образования по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Создание нового типа муниципальных учреждений - казенного учреждения, статус которых, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные учреждения должна будет обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
В 2011 году будет установлен переходный период, который позволит как бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав), так и казенным учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет).
При этом первоначальные нормативы затрат на оказание услуг муниципальным бюджетным учреждением и нормативы затрат на содержание закрепленного за ним имущества должен определять орган местного самоуправления - главный распорядитель средств местного бюджета в отношении каждого из бюджетных учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, предоставленных данному муниципальному учреждению по смете в 2011 году.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
VIII. Развитие системы муниципального финансового контроля
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля, основанной на конституционных принципах разграничения предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления.
В этих целях необходимо:
организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
уточнить полномочия органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;
ввести понятия внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля, определив на законодательном уровне их формы, методы и объекты.
Муниципальный финансовый контроль предлагается определить как деятельность органов местного самоуправления, направленную на контроль:
соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
экономности, результативности и эффективности использования средств бюджета.
При этом под внешним муниципальным финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами и созданными ими органами муниципального финансового контроля, под внутренним муниципальным финансовым контролем - финансовый контроль, осуществляемый местными администрациями.
Правовое регулирование в сфере муниципального финансового контроля должно ориентироваться на осуществление контроля за участниками бюджетного процесса, прежде всего органами местного самоуправления в рамках бюджетного законодательства.
В свою очередь, бюджетное законодательство должно исходить из обязательности для участников бюджетного процесса в отношениях, не основанных на административном или ином властном подчинении, включения в разрабатываемые ими проекты договоров с контрагентами о предоставлении средств из бюджета (за исключением муниципальных) контрактов о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг) условий об их согласии на проведение проверок по соблюдению целей и условий предоставления целевых средств из бюджета. Проведение подобных проверок участниками бюджетного процесса должно рассматриваться не как их право, а как обязанность, вытекающая из бюджетного законодательства Российской Федераций по конкретным видам расходов, порядок осуществления которых является предметом муниципального финансового контроля.
Внедрение этого подхода означает перемещение основной ответственности за соблюдение положений бюджетного законодательства Российской Федерации как части административного права и, соответственно, ответственности за соблюдение условий предоставления целевых средств из бюджета (бюджетных кредитов, гарантий, субсидий) с юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, на органы местного самоуправления, на которые возложены функции по установлению порядка предоставления указанных средств, и на получателей бюджетных средств, заключающих гражданско-правовые договоры от имени соответствующих публично-правовых образований.
Финансовые органы муниципальных образований в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны обладать полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе при осуществлении санкционирования операций и использовании других методов предварительного бюджетного контроля применительно к главным администраторам (администраторам, главным распорядителям, получателям) средств соответствующих бюджетов.
Главные администраторы бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны осуществлять внутренний контроль (в том числе с правом создания структурных подразделений), направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
При этом необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, результаты которого должны быть доступны и местным администрациям. Кроме того, следует организовать координацию развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля.
IX. Формирование муниципальной контрактной системы
Первоочередными задачами на 2011-2012 годы являются обеспечение регламентации и структурирования всех стадий процесса муниципальных закупок, а именно - планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов, а также обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов.
В рамках прогноза социально-экономического развития будет вырабатываться прогноз муниципальных закупок, необходимых для реализации муниципальных функций и задач.
В целях формирования нормативного правового регулирования стадии планирования закупок для муниципальных нужд предлагается установить порядок:
определения объема и структуры муниципальных нужд, в том числе в натуральном выражении, исходя из расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и выполнения функций;
установления по наиболее крупным объектам муниципальных закупок перечня товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения муниципальных нужд в очередном финансовом году и плановом периоде;
определения начальных цен продукции для разных ее типов;
проведения мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.
При планировании муниципальных закупок необходимо принимать во внимание также стоимость последующей эксплуатации продукции, обладающей длительным жизненным циклом.
Нормативные правовые акты, регулирующие стадию размещения муниципального заказа, должны содержать положения о:
необходимости утверждения плана-графика закупок и графика заключения контрактов;
порядке составления требований к предмету закупки;
требованиях к обеспечению контрактов, в том числе в части разработки и утверждения типовых форм банковских гарантий и договоров поручительства;
порядке определения начальной цены муниципального контракта;
необходимости проведения мониторинга цен на товары, работы и услуги по заключенным муниципальным контрактам.
Изменения в нормативном правовом регулировании стадии исполнения муниципальных контрактов необходимо направить на:
регламентацию организации контроля со стороны заказчика за исполнением контракта, издание рекомендаций по приемке продукции в ходе исполнения муниципального контракта;
установление требований о предоставлении открытой информации об исполнении муниципальных контрактов и плана-графика муниципальных закупок (в том числе путем создания общероссийского реестра муниципальных контрактов, включающего в том числе информацию об исполнении контрактов);
установление обязанности заказчика применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;
регламентацию действий заказчика в случае уменьшения лимитов бюджетных обязательств.
Следует рассмотреть возможность создания в бюджетном процессе Новолялинского городского округа гибких инструментов, направленных на исполнение муниципальных контрактов с возможностью:
использования заказчиком средств от реализации финансового обеспечения при неисполнении либо ненадлежащем исполнении контракта поставщиком;
уменьшения заказчиком объема оплаты по контракту на сумму штрафных санкций, предъявленных к поставщику.
Дальнейшее развитие контрактных отношений будет направлено также на формирование системы продаж, аренды и другого использования движимого и недвижимого имущества публично-правовых образований.
Кроме того, в перспективе на контрактную основу будет переведено размещение муниципальных заданий (заказов) на оказание социально значимых услуг.
В целом развитие контрактных отношений с участием публично-правовых образований должно быть направлено на создание прозрачной справедливой среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов. Кроме того, комплексная муниципальная контрактная система позволит повышать качество и снижать издержки при реализации муниципальных услуг; исполнении функций и задач публично-правовых образований и бюджетных учреждений.
X. Реформирование системы бюджетных платежей
В настоящее время все средства сконцентрированы на едином счете бюджета, открытом в Федеральном казначействе, что повысило прозрачность и устойчивость финансовой системы в целом.
Реализация такого подхода:
позволит обеспечить ускорение поступлений в бюджет;
приведет к упрощению и унификации документооборота;
создаст возможность осуществления платежей в бюджет и из бюджета путем применения современных банковских и иных платежных технологий;
позволит оперативно обеспечить администраторов доходов бюджета персонифицированной информацией о платежах каждого плательщика налогов, сборов и иных обязательных платежей.
XI. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
В настоящее время сформированы основы современной системы управления муниципальными финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры Федерального казначейства и Министерства финансов Свердловской области, обеспечивающей полный охват денежных операций сектора муниципального управления.
В целях повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами (электронный бюджет), которая:
обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления, создание механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора муниципального управления, информации о стоимости предоставленных муниципальных услуг, в том числе информации в разрезе программ, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
повысит доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования, об их активах и обязательствах;
создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов программы и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг;
обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;
усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов муниципальной собственности.
В рамках развития системы электронного бюджета, в частности, потребуется создание информационных ресурсов и реестров, содержащих информацию об организациях муниципального сектора, муниципальных служащих, муниципальных заданиях, оказываемых услугах и деятельности муниципальных учреждений, имуществе и обязательствах публично-правовых образований.
Кроме того, необходимо продолжить модернизацию уже имеющихся информационных баз (реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр муниципальных контрактов и т.д.), создав технологии их взаимоувязки между собой, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета.
Для решения поставленных задач необходимо рассмотреть вопрос о реализации следующих мероприятий:
разработка нормативных правовых актов и методических материалов для обеспечения формирования и централизованного ведения реестров и информационных ресурсов, организации эффективного информационного межведомственного взаимодействия;
обеспечение проектирования системы электронного бюджета как комплекса взаимоувязанных компонентов, обеспечивающих функционирование системы;
создание единого портала муниципальных финансов (портал электронного бюджета) для обеспечения публичного доступа к информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, формируемой на основании сведений системы электронного бюджета.
Внедрение системы электронного бюджета позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
XII. Организация реализации Программы
Управление реализацией Программы планируется организовать по проектному принципу.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого плана.
Планы на 2011 и 2012 годы предлагается принимать соответственно в декабре 2010 года и в декабре 2011 года с учетом итогов предыдущих этапов реализации Программы.
В целях поддержки осуществления указанных программ необходимо разработать соответствующие методические рекомендации (типовую программу и критерии оценки ее реализации), а также рассмотреть возможность создания финансовых стимулов для повышения качества и результативности таких программ путем предоставления субсидий на конкурсной основе.
Реализация Программы будет согласована с мероприятиями, предусмотренными Стратегией социально-экономического развития Новолялинского городского округа на период до 2020 года, утвержденной постановлением главы Новолялинского городского округа от 27.02.2009 года N 126, планом мероприятий администрации НГО на 2010-2012 годы по реализации бюджетного послания Губернатора Свердловской области "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики НГО на 2011 год", утвержденный постановлением главы Новолялинского городского округа от 18.10.2010 года N 786.
План мероприятий
на 2011 год по реализации программы Новолялинского городского округа по повышению эффективности бюджетных расходов
(утв. постановлением главы Новолялинского городского округа от 21 декабря 2010 г. N 1032)
N п/п |
|
Вид документа |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета | ||||
1 |
Совершенствование организации и методологии кассового прогнозирования исполнения местного бюджета с целью повышения ответственности главных распорядителей средств местного бюджета за качество и соблюдение показателей кассового плана |
Ведомственный акт |
1 квартал |
Финансовый отдел администрации НГО |
2 |
Внесение изменений в нормативные правовые акты администрации НГО в части уточнения формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с увязкой с реестром муниципальных контрактов и с введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств |
Постановление главы НГО |
1 квартал |
Финансовый отдел администрации НГО, отдел по экономике и труду администрации НГО |
Муниципальные целевые программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов | ||||
3 |
Определение порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ |
Нормативно-правовые акты |
2 квартал |
Финансовый отдел, отдел по экономике и труду администрации НГО |
4 |
Внесение изменений в Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 г. N 239 |
Постановление главы НГО |
В 2-х месячный срок после утверждения порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ |
Финансовый отдел, отдел по экономике и труду администрации НГО |
Переход к программной структуре расходов бюджета | ||||
5 |
Разработка основных положений муниципальных программ городского округа и подпрограмм муниципальных программ городского округа |
Ведомственные нормативные акты |
3 квартал |
Ответственные исполнители муниципальных целевых программ |
6 |
Разработка проектов актов администрации городского округа и ведомственных актов, вытекающих из изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации |
Ведомственные нормативные акты |
в течение года |
Финансовый отдел администрации НГО, заинтересованные органы исполнительной власти |
Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг | ||||
7 |
Разработка проектов актов администрации Новолялинского городского округа и ведомственных актов, вытекающих из положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
Постановление главы НГО, ведомственные акты |
в течение года |
Финансовый отдел администрации НГО, заинтересованные органы исполнительной власти |
8 |
Утверждение расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание имущества |
Ведомственные акты |
4 квартал |
Местные органы исполнительной власти |
9 |
Утверждение и доведение до муниципальных учреждений муниципальных заданий и бюджетных ассигнований на их обеспечение в 2012 году |
Постановления муниципальных органов власти |
декабрь |
Муниципальные органы исполнительной власти |
Развитие системы муниципального финансового контроля | ||||
10 |
Разработка проектов актов администрации Новолялинского городского округа и ведомственных актов, вытекающих из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного (муниципального) контроля и механизмов ответственности за нарушения бюджетного законодательства |
Постановления главы НГО, ведомственные акты |
4 квартал |
финансовый отдел администрации НГО, заинтересованные органы исполнительной власти |
11 |
Утверждение порядка осуществления внутреннего контроля в муниципальных органах исполнительной власти |
Постановление главы НГО |
в течение года |
Финансовый отдел администрации НГО |
Формирование комплексной муниципальной системы | ||||
12 |
Разработка проектов актов администрации Новолялинского городского округа и ведомственных актов по вопросам планирования и исполнения муниципального заказа |
Постановление главы НГО, ведомственные акты |
В течение года |
Отдел по экономике и труду, финансовый отдел администрации НГО, органы исполнительной власти |
Организация реализации Программы | ||||
13 |
Утверждение методических рекомендаций по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов |
Постановление главы НГО |
3 квартал |
Финансовый отдел, отдел по экономике и труду администрации НГО |
14 |
Утверждение отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента |
Ведомственные акты |
4 квартал |
Местные органы исполнительной власти |
15 |
Утверждение методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов |
Постановление главы НГО |
3 квартал |
Финансовый отдел, отдел по экономике и труду администрации НГО |
16 |
Утверждение плана реализации мероприятий Программы в 2012 году |
Постановление главы НГО |
декабрь |
Финансовый отдел, отдел по экономике и труду администрации НГО, заинтересованные органы исполнительной власти |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цели программы заключаются в создании условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Базовым условием реализации программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Новолялинского городского округа.
Для достижения поставленных целей необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач: четкое определение сфер ответственности публично-правовых образований и органов местного самоуправления; обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей; и др.
Постановление главы Новолялинского городского округа Свердловской области от 21 декабря 2010 г. N 1032 "Об утверждении программы Новолялинского городского округа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года"
Текст постановления опубликован в газете "Муниципальный вестник Новолялинского городского округа" от 12 января 2011 г. N 1 стр. 20