Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 января 2011 г. N А60-37534/2010-С5
Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2011 года
Полный текст решения изготовлен 20 января 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании 17 января 2011 года дело по заявлению Открытого акционерного общества "Пивоваренная компания "Балтика" (ОГРН 1027801526433, ИНН 7830001405) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным ненормативного акта,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица ОАО "РЖД" Свердловская железная дорога
при участии в судебном заседании
от заявителя: В.В. Ена, паспорт 75 04 N 225998, представитель по доверенности N 688 от 01.01.2011 года;
от заинтересованного лица: Е.В. Никитина, паспорт 65 02 N 369755, представитель по доверенности N 08-18/1400 от 15.12.2010 года;
от третьего лица: А.А. Корчуганов, удостоверение N 1007627 от 08.09.09г., представитель по доверенности N 10/09-НЮ от 08.10.2010 года.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
До судебного заседания от заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копий дел правоустанавливающих документов. Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.
До судебного заседания от заявителя поступило заявление об уточнении заявленных требований и приобщении документов. Ходатайство об уточнении заявленных требований судом удовлетворено и приобщено к материалам дела. Доказательства отправки заявления приобщены к материалам дела. В удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела копии кадастрового паспорта от 24.09.10г. отказано, поскольку данный документ не представлялся в Росреестр при подаче заявления о внесении изменений в ЕГРП, получен после вынесения решения об отказе, в связи с чем не отвечает критерию относимости доказательств и не может быть приобщен к материалам дела (ч. 2 ст. 67 АПК РФ). Копия кадастрового паспорта от 24.09.10г. возвращена заявителю.
К материалам дела по ходатайству третьего лица приобщен отзыв от 17.01.11г. и акт от 04.06.93 г.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
Согласно принятому уточнению Открытое акционерное общество "Пивоваренная компания "Балтика" просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 21.07.2010 года N 01/003/2010-288 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в отношении объекта недвижимого имущества: подъездного железнодорожного пути необщего пользования, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, пер. Шоферов, д. 7б, литера 1, принадлежащего ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" и выдачи повторного свидетельства о государственной регистрации права, в связи с внесенными изменениями в описании указанного объекта недвижимого имущества и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области внести изменения в ЕГРП и выдать свидетельство о государственной регистрации права в связи с реконструкцией объекта недвижимого имущества - подъездный железнодорожный путь длиной 610,3 п. м., расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пер. Шоферов, д. 7б, литера 1.
Заявитель на уточненных требованиях настаивает.
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо представило отзыв, пояснило, что 27.05.2003 года была проведена проверка подъездного пути, принадлежащего заявителю, по данному факту был составлен акт комиссионной приемки в эксплуатацию пути от 27.05.2003 года.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
12 февраля 2010 года Открытое акционерное общество "Пивоваренная компания "Балтика" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав в отношении объекта недвижимого имущества: Подъездные железнодорожные пути длиной 574,3 п. м., назначение: нежилое, расположенные по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, пер. Шоферов, д. 76, литера 1 и с заявлением о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права, в связи с внесенными изменениями в описание указанного объекта недвижимого имуществ.
09 марта 2010 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области приостановило государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 07.04.2010 года, заявителю предложено представить дополнительные сведения для государственной регистрации.
26 марта Открытое акционерное общество "Пивоваренная компания "Балтика" подало заявление о приостановлении государственной регистрации до 23.06.2010 года в связи с доработкой документов. 26 марта 2010 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области приостановило государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
27 мая 2010 года Открытое акционерное общество "Пивоваренная компания "Балтика" предоставило в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области дополнительные документы.
По результатам рассмотрения представленных документов Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области вынесло решение N 01/003/2010-288 от 21.07.2010 года об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по следующим основаниям:
отсутствие разрешительных документов на реконструкцию подъездных ж/д путей;
составления акта комиссионной приемки в эксплуатацию подъездного д/ж пути с нарушением ст. 16 Закона о железнодорожном транспорте;
отсутствие в Акте государственной приемочной комиссии от 09.12.2003г N 382 сведений о реконструкции данного подъездного ж/д пути.
Считая, что данный отказ является незаконным, нарушающим права и законные интересы Открытого акционерного общества "Пивоваренная компания "Балтика", заявитель обратился в арбитражный суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) регистрационная служба осуществляет, в частности правовую экспертизу документов и проверку законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно сведениям из ЕГРП за заявителем на праве собственности зарегистрирован объект недвижимого имущества: подъездные железнодорожные пути, протяженностью: 574,3 п. м. (в том числе 1-ый путь протяженностью: 273,3 п. м.; 2-ой путь, протяженностью: 301 п. м.) с протяженностью рельсов: 614 п. м., назначение: нежилое, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шоферов, 7б.
На государственную регистрацию был представлен кадастровый паспорт сооружения от 27.11.2009г., согласно которому объект недвижимости описан как: железнодорожные подъездные пути, протяженностью: 610,3 м., назначение: транспортное, расположенные по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, пер. Шоферов, д. 76, литера 1. В примечании указано, что длина путей изменилась в связи с реконструкцией.
В пункте 38 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, разъяснено, что при проверке юридической силы правоустанавливающих документов регистрирующий орган проверяет: соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа. Аналогичные положения содержатся в пункте 93 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минюста Российской Федерации от 14.09.2006 N 293 (действовал на момент принятия решения Росреестром, утратил силу 24.10.2010).
Согласно материалам дела, земельный участок, на котором находится подъездной ж/д путь, принадлежит Открытому акционерному обществу "Пивоваренная компания "Балтика" на праве аренды по договору аренды N 283-н от 01.06.1996г. с дополнительным соглашением N 1 от 05.04.2002 и дополнительным соглашением N 2 от 25.06.2003г. сроком до 31.12.2016 г. Дополнительным соглашением N 2 арендодателем согласована реконструкция производственной базы со строительством склада готовой продукции в срок до 01.01.2004г.
Согласно Постановлению Главы города Екатеринбурга N 1180-ж от 31.10.2002 г. разрешена реконструкция производственной базы со строительством склада готовой продукции в срок до 01.01.2004 года, а также реконструкция дороги по ул. Шоферов от улицы Блюхера до ул. Новой до 01.07.2003 года по техническим условиям УБГ.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 N 115-ФЗ, - действовала на момент реконструкции и принятия железнодорожных путей в эксплуатацию) строительство и реконструкция железнодорожных путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определение мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают железнодорожные пути необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Согласно Положению о государственном архитектурно-строительном надзоре РСФСР (Госархстройнадзоре РСФСР), утвержденного Приказом Минархстроя РСФСР от 13.12.1991 N 4 "Об образовании органов Государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР и утверждении Положения об этих органах", главными задачами инспекций Госархстройнадзора РСФСР являются обеспечение участниками строительства организационно-правового порядка осуществления строительства на всех его стадиях, а также приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов. Инспекции Госархстройнадзора РСФСР выдают разрешения на производство строительно-монтажных работ на конкретных объектах, участвуют в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 N 115-ФЗ, - действовала на момент реконструкции и принятия железнодорожных путей в эксплуатацию) открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой железнодорожный путь железнодорожного подвижного состава осуществляются после принятия такого железнодорожного пути в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией, в состав которой входят представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь. Порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути.
Произведенные работы по реконструкции производственной базы со строительством склада готовой продукции подтверждаются актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта N 382 от 09.12.2003 г. (далее - акт от 09.12.2003г.). В акте от 09.12.2003г указано, что строительство ж/д путей осуществлялось подрядной организацией ООО "Еврожелдорстрой". ГУП "Уралжелдорпроект" выполняло проект реконструкции подъездных железнодорожных путей, согласно письму N НТП 35/108 от 22.10.2002 года ГУП "Уралжелдорпроект" согласовало проект реконструкции подъездных железнодорожных путей в установленном порядке в Федеральном государственном унитарном предприятии Свердловская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации,
Решением государственной приемочной комиссии предъявленные к приемке склад готовой продукции и газовая котельная после реконструкции базы по ул. Шоферов, 7-6, приняты в эксплуатацию (акт от 09.12.2003г.). Однако в акте от 09.12.2003 года нет сведений о приемке железнодорожных путей после реконструкции в эксплуатацию.
Акт комиссионной приемки в эксплуатацию ж.д. подъездного пути ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" по станции Аппаратная от 27.05.2003 года (далее - акт от 27.05.2003 года) также не содержит сведений о приемке железнодорожных путей после реконструкции в эксплуатацию. Актом от 27.05.2003 года отмечены недостатки (п. 1-11 акта), необходимые для устранения, только после чего, железнодорожный подъездной путь ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" в соответствии со ст. 16 Федерального закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации, подлежит принятию в эксплуатацию подвижным составом парка МПС РФ и маневровым локомотивом станции Аппаратная со скоростью не более 15 км/ч.
Заявителем в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств устранения отмеченных недостатков и приемке железнодорожных путей после реконструкции в эксплуатацию.
Заявитель считает, что в данном случае регистрирующий орган должен осуществить регистрации в соответствии с требованиями ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, однако заявителем на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие, что на проведение работ, в результате которых изменились технические характеристики объекта недвижимости, не требуется выдача разрешения на строительство и как следствие - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Предположение заявителя о том, что в данном случае регистрирующий орган должен осуществить регистрации в соответствии с требованиями ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ является ошибочным, основано на неверном толковании норм права и судом не принимается, так как в 2003 году требовалась выдача разрешения на реконструкцию железнодорожных путей.
Согласно письму Главархитектуры от 29.06.2010г. N 21-21/7020 к линейным объектам, при строительстве которых требуется оформление разрешения на строительство и, соответственно, разрешения на ввод в эксплуатацию, можно отнести железнодорожные линии (без разделения по значимости), прокладываемые по сформированным земельным участкам, предоставленных непосредственно для их строительства и которые утверждаются документацией по планировке территорий.
Создание имущества с нарушением требований законодательства не влечет возникновения права собственности. В отношении объектов, подпадающих по своим физическим характеристикам под понятие недвижимого имущества, созданных с нарушением требований законодательства, применяются положения статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 указанной статьи постройка признается самовольной при наличии одного из следующих обстоятельств: недвижимая вещь создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке; недвижимая вещь создана без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ документы, представляемые для проведения государственной регистрации, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать необходимую для государственной регистрации, а также содержать описание регистрируемого объекта.
Акт комиссионной приемки в эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" по станции Аппаратная от 27.05.2003г. (далее акт от 27.05.2003 года), согласно которому реконструкция подъездного пути ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" протяженностью 775 м. выполнена в соответствии с проектом N 69-084-02 ГУП "Уралжелдорпроект". Местоположение железнодорожного пути в акте от 27.05.2003 года не указано.
Также описание реконструированного объекта, указанного в акте от 27.05.2003 (протяженность 775м.) отличается от описания объекта недвижимого имущества, указанного в кадастровом паспорте объекта недвижимости - подъездного ж/д пути (протяженность 610,3 м.). Заявитель утверждает, что протяженность 775 м. указана в акте от 27.05.2003 года потому, что МПС РФ согласовала реконструкцию железнодорожного пути не общего пользования при полной замене полотна, протяженность которого и составляет 775 м., а право собственности возникает на 610,3 м. Однако из содержания акта от 27.05.2003 года этого не следует.
Кроме того, акт от 27.05.2003 года подписан рядом лиц, без расшифровки занимаемых должностей, без удостоверения подписей оттиском печати должностных и юридических лиц, не указан представитель Министерства путей сообщения Российской Федерации, входящий в состав комиссии, не указаны владелец железнодорожного пути не общего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь.
На основании сведений об объекте, содержащихся в представленных документах, невозможно установить, что Кадастровый паспорт и Акты приемки в эксплуатацию относятся к одному и тому же объекту недвижимого имущества.
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Судом установлено, что на государственную регистрацию не представлены документы на ввод реконструируемого объекта: Подъездные железнодорожные пути длиной 610,3 п. м., назначение: нежилое, расположенный по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, пер. Шоферов, д. 76, литера 1 в эксплуатацию.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с вышеизложенным, суд пришел к выводу о том, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 21.07.2010 года N 01/003/2010-288 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в отношении объекта недвижимого имущества: подъездного железнодорожного пути необщего пользования, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, пер. Шоферов, д. 7б, литера 1, принадлежащего ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Таким образом, у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области исходя из анализа представленного на регистрацию пакета документов не имелось оснований для выдачи повторного свидетельства о государственной регистрации права, в связи с внесенными изменениями в описании указанного объекта недвижимого имущества.
Требование об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области внести изменения в ЕГРП и выдать свидетельство о государственной регистрации права в связи с реконструкцией объекта недвижимого имущества - подъездный железнодорожный путь длиной 610,3 п. м., расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пер. Шоферов, д. 7б, литера 1 удовлетворению не подлежит, так как заявлено в качестве последствия признания недействительным ненормативного правового акта, а решение от 21.07.2010 года N 01/003/2010-288 признанно законным и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Отказать в удовлетворении заявленных требований.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 января 2011 г. N А60-37534/2010-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника