Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 января 2011 г. N Ф09-11347/10-C1 по делу N А76-34980/2009-59-795/345
Дело N А76-34980/2009-59-795/345
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Поротниковой Е.А., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - отделение, административный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2010 по делу N А76-34980/2009-59-795/345 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Открытое акционерное общество "Агротехсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения от 17.08.2009 N 62-09-225/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 500000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Карягин М.В., Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России".
Решением суда от 02.07.2010 (судья Зайцев С.В.) заявление общества удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 (судьи Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отделение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность вывода суда первой инстанции о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения, а также на то, что апелляционным судом неправильно применены положения ст. 1.7 Кодекса, поскольку ч. 9 ст. 19.5 Кодекса не изменялась.
Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за исполнением обществом законодательства на рынке ценных бумаг в части раскрытия информации об аффилированных лицах отделением было установлено, что общество не представило в регистрирующий орган списки аффилированных лиц за I квартал 2009 г.
В связи с выявленным нарушением отделением в адрес общества направлено предписание от 20.05.2009 N 62-09-СК-08/5050 об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в срок до 26.06.2009.
Поскольку в установленный срок указанное предписание общество не исполнило, административный орган 03.08.2009 составил протокол N 62-09-449/пр-ап об административном правонарушении, на основании которого вынес постановление от 17.08.2009 N 62-09-225/пн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 500000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции в силе. При этом апелляционный суд, применив положения ст. 1.7 Кодекса, исходил из отсутствия на момент вынесения оспариваемого постановления административного органа обязанности акционерных обществ представлять в регистрирующий орган список аффилированных лиц.
Выводы апелляционного суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 1.7 Кодекса закон смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
В соответствии с подп. 8.1.1. п. 8.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), в редакции, действующей до внесения изменений, все открытые акционерные общества обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества.
Согласно пунктам 8.5.1-8.5.3 Положения акционерное общество обязано было раскрыть информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц, который должен быть составлен по форме согласно приложению 24 к настоящему Положению и содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу. Акционерное общество обязано было представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Список аффилированных лиц, представляемый акционерным обществом в регистрирующий орган, должен быть представлен в письменной форме и подписан уполномоченным лицом акционерного общества, подтверждающим тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в определенный законом срок и в установленной форме сведения об аффилированных лицах акционерным обществом представлены не были, в связи с чем ему было направлено 20.04.2009 предписание об устранении допущенного нарушения.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 23.04.2009 N 9-14/пз-н внесены изменения в п. 8.5 Положения, обязанность представлять в регистрирующий орган список аффилированных лиц в письменной форме не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала исключена.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Приказа следует читать как "09-14/пз-н"
Исходя из анализа указанных выше норм права, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что у общества с 01.07.2009 (момента вступления в законную силу изменений п. 8.5 Положения) отсутствует обязанность представлять список аффилированных лиц в письменной форме, следовательно неисполнение предписания о его представлении исключает возможность привлечения к административной ответственности.
Таким образом, поскольку требования Положения на момент вынесения региональным отделением оспариваемого постановления изменены в сторону улучшения положения акционерных обществ, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, у регионального отделения не имелось.
Доводы административного органа об отсутствии у суда апелляционной инстанции правовых оснований для применения ст. 1.7 к спорным правоотношениям основаны на неверном толковании закона и противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 по делу N А76-34980/2009-59-795/345 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из анализа указанных выше норм права, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что у общества с 01.07.2009 (момента вступления в законную силу изменений п. 8.5 Положения) отсутствует обязанность представлять список аффилированных лиц в письменной форме, следовательно неисполнение предписания о его представлении исключает возможность привлечения к административной ответственности.
Таким образом, поскольку требования Положения на момент вынесения региональным отделением оспариваемого постановления изменены в сторону улучшения положения акционерных обществ, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, у регионального отделения не имелось.
Доводы административного органа об отсутствии у суда апелляционной инстанции правовых оснований для применения ст. 1.7 к спорным правоотношениям основаны на неверном толковании закона и противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 января 2011 г. N Ф09-11347/10-C1 по делу N А76-34980/2009-59-795/345
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11347/10-C1