Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 февраля 2011 г. N Ф09-10067/10-С2 по делу N А60-7215/2010-С1
Дело N А60-7215/2010-С1
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 января 2013 г. N Ф09-10067/10 по делу N А60-7215/2010
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2012 г. N 17АП-8174/10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Артемьевой Н.А., судей Беликова М.Б., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.06.2010 по делу N А60-7215/2010-С1 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Производственно-ремонтное предприятие" (далее - общество "ПРП") к Министерству обороны Российской Федерации в лице Главного управления государственного заказчика капитального строительства, третье лицо - предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", о взыскании долга по государственному контракту.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество "ПРП" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Министерству обороны Российской Федерации в лице Главного управления государственного заказчика капитального строительства с иском о взыскании на основании ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации 57865505 руб. 69 коп. долга по государственному контракту от 26.04.2007 N 16/Г-КС-07.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации".
Решением суда от 23.06.2010 (судья Липина И.В.) исковые требования удовлетворены, с Министерства обороны Российской Федерации в лице Главного управления государственного заказчика капитального строительства в пользу общества "ПРП" взысканы 57865505 руб. 69 коп. основного долга.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 (судьи Мармазова С.И., Крымджанова М.С., Кощеева М.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" просит указанные решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку окончательный результат работ не сдан заказчику. Также считает, что судами неправильно применены ст. 424, 452, п. 6 ст. 709, п. 2 ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", так как с ответчика взыскана сумма долга за работы, превышающая установленную государственным контрактом от 26.04.2007 N 16/Г-КС-07 твердую цену.
Как следует из материалов дела, между 37 отделом капитального строительства Приволжско-Уральского военного округа (заказчик), федеральным государственным учреждением "Управление Приволжско-Уральского военного округа" (плательщик) и федеральным государственным унитарным предприятием "Производственно-ремонтное предприятие Министерства обороны Российской Федерации" (генподрядчик) заключен государственный контракт от 26.04.2007 N 16/Г-КС-07, по условиям которого генподрядчик обязался построить 348 военный госпиталь (объект по шифру (Т-госп), расположенный в г. Душанбе, и ввести его в эксплуатацию согласно утвержденного титульного списка капитального строительства на 2007 г. и в соответствии с проектно-сметной документацией; заказчик обязался произвести приемку работ и провести через плательщика их оплату.
Начальный срок выполнения работ - 02.04.2007, конечный - 30.06.2007 (п. 3.1 государственного контракта).
Стоимость работ установлена п. 2.1 государственного контракта и составляет 358362012 руб.
Дополнительным соглашением от 05.12.2008 N 1 к государственному контракту заказчик переименован в государственного заказчика, функции 37 ОКС Приволжско-Уральского военного округа, в том числе обязанность по окончательному расчету за выполненные работы, переданы Главному управлению государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации, федеральное государственное учреждение "Управление Приволжско-Уральского военного округа" исключено из числа сторон государственного контракта, заказчиком признано федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации".
Дополнительным соглашением от 17.02.2009 N 2 к государственному контракту функции заказчика переданы предприятию "Управление заказчика капитального строительства", генерального подрядчика - федеральному государственному унитарному предприятию "Производственно-ремонтное предприятие Министерства обороны Российской Федерации" (правопредшественник общества "ПРП"), государственного заказчика и плательщика - Главному управлению государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации.
Данным дополнительным соглашением определено, что стоимость работ, поручаемых генподрядчику на 2009 г., составляет 29509,872 тыс. руб., в том числе строительно-монтажных работ - 29509,872 тыс. руб.
По актам формы КС-2 за период с декабря 2007 г. по июнь 2009 г. государственным заказчиком приняты выполненные генподрядчиком работы на сумму 382310645 руб. 80 коп., сторонами также подписаны справки формы КС-3.
На основании двусторонних актов контрольного обмера, составленных сторонами по результатам контрольного осмотра выполненных работ, из стоимости работ исключены 6900420 руб.
Выполненные в период с декабря 2007 г. по июнь 2009 г. строительные работы оплачены государственным заказчиком частично в сумме 324445140 руб.
Ссылаясь на неоплату выполненных за указанный период работ на сумму 57865505 руб. 69 коп., общество "ПРП", являющееся правопреемником федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-ремонтное предприятие Министерства обороны Российской Федерации", обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании долга.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из их обоснованности.
В соответствии с п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По правилу, установленному ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, сдача результатов работы подрядчиком и приемка их заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Таким образом, основанием для возникновения у заказчика обязанности по оплате выполненных подрядчиком работ является факт их сдачи подрядчиком и приемки заказчиком, оформляемый актом о приемке выполненных работ.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности двусторонние акты формы КС-2, справки формы КС-3, суды сделали правильный вывод о доказанности истцом факта выполнения предусмотренных государственным контрактом работ и их принятия ответчиком, в связи с чем у последнего возникла обязанность по оплате выполненных работ.
Учитывая частичную оплату государственным заказчиком выполненных работ, суды правомерно удовлетворили исковые требования общества "ПРП", взыскав с Министерства обороны Российской Федерации в лице Главного управления государственного заказчика капитального строительства долг за работы в сумме 57865505 руб. 69 коп.
Все обстоятельства спора судами исследованы, им дана правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы заявителя жалобы выводов судов не опровергают и не могут быть положены в обоснование отказа генподрядчику в получении оплаты за выполненные и принятые заказчиком (государственным заказчиком) работы.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.06.2010 по делу N А60-7215/2010-С1 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По актам формы КС-2 за период с декабря 2007 г. по июнь 2009 г. государственным заказчиком приняты выполненные генподрядчиком работы на сумму 382310645 руб. 80 коп., сторонами также подписаны справки формы КС-3.
...
В соответствии с п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По правилу, установленному ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, сдача результатов работы подрядчиком и приемка их заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
...
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности двусторонние акты формы КС-2, справки формы КС-3, суды сделали правильный вывод о доказанности истцом факта выполнения предусмотренных государственным контрактом работ и их принятия ответчиком, в связи с чем у последнего возникла обязанность по оплате выполненных работ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 февраля 2011 г. N Ф09-10067/10-С2 по делу N А60-7215/2010-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10067/10-С2