Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 февраля 2011 г. N Ф09-11636/10-С5 по делу N A34-1796/2010
Дело N A34-1796/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Пановой Л.А., судей Вербенко Т.Л., Гайдука А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Курганской области (далее - Военный комиссариат) на решение Арбитражного суда Курганской области от 13.08.2010 по делу N А34-1796/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Департамента городского хозяйства администрации г. Кургана - Шангина И.А. (доверенность от 13.09.2010 N 99);
Военного комиссариата - Дюрягин С.Н. (доверенность от 11.01.2011 N 6); Петрова И.С. (доверенность от 11.01.2011 N 2).
Ходатайство Правительства Курганской области о рассмотрении дела в отсутствие его представителя рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент городского хозяйства Администрации города Кургана (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области к Военному комиссариату с иском о взыскании 45780 руб. расходов на изготовление и монтаж памятника Герою Советского Союза, участнику Великой Отечественной войны Миронову В.П. за счет средств федерального бюджета.
Определением суда от 07.06.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Курганской области.
Решением суда от 13.08.2010 (судья Маклакова О.И.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 (судьи Ширяева Е.В., Фотина О.Б., Соколова Т.В.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Военный комиссариат просит решение и постановление отменить. По мнению заявителя жалобы, судами не было принято во внимание постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 N 217 "О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", а именно пункт 2, устанавливающий 18-месячный срок для установки памятника; пункт 3, согласно которому надгробие изготавливается и сооружается на могиле при условии, что на 01.01.1993 на могиле не было установлено постоянное надгробие другого образца. Военный комиссариат полагает, что Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 270 "О некоторых вопросах увековечивания памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы" подлежит применению в рассматриваемой ситуации, так как не ограничивает, а расширяет действие Федерального закона "О статусе военнослужащих". Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников", согласно которому максимальный размер нормы расходов на момент установки памятника составлял 15000 руб. Также заявитель ссылается на то, что в Военном комиссариате бюджетной сметой не предусмотрены денежные средства на компенсацию расходов на изготовление и установку надгробных памятников, в связи с чем возмещение расходов истца из средств федерального бюджета через ответчика считает неправомерным.
Как установлено судами при рассмотрении дела, по договору от 11.06.2009 закрытое акционерное общество "Военно-мемориальная компания" (исполнитель) обязалось по заказу Департамента на возмездной основе выполнить работы по изготовлению и монтажу памятника Герою Советского Союза Миронову В.П. на кладбище в п. Рябково по адресу: г. Курган, ул. Черняховского, 161. Факт выполнения работ на сумму 45780 руб. подтвержден актом от 01.09.2009 N С12 и фотографией.
Платежными поручениями от 30.11.2009 N 1487, от 08.12.2009 N 1553 работы по изготовлению и монтажу памятника оплачены в полном объеме.
Отказ Военного комиссариата возместить понесенные заказчиком расходов послужил основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из установленного действующим законодательством Российской Федерации порядка возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, пришли к выводу о правомерном характере заявленного Департаментом требования.
Данный вывод судов является обоснованным.
Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" закреплено, что расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Подпунктом "г" п. 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы"; далее - Порядок) порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета (п. 35 Порядка).
С учетом положений указанных норм права довод Военного комиссариата о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, ошибочен.
Оценив в совокупности представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений документы, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на наличие оснований для возмещения Департаменту понесенных им затрат в заявленной сумме за счет Военного комиссариата.
Ссылка ответчика на постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 N 217 "О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 270 "О некоторых вопросах увековечивания памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы" отклонена апелляционным судом обоснованно.
Судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных сторонами доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, включая ссылку на то, что в Военном комиссариате бюджетной сметой не предусмотрены денежные средства на компенсацию расходов на изготовление и установку надгробных памятников, сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 13.08.2010 по делу N А34-1796/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "г" п. 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы"; далее - Порядок) порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета (п. 35 Порядка).
...
Ссылка ответчика на постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 N 217 "О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 270 "О некоторых вопросах увековечивания памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы" отклонена апелляционным судом обоснованно."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2011 г. N Ф09-11636/10-С5 по делу N A34-1796/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11636/10-С5