Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 февраля 2011 г. N А60-40397/2010-С6
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 августа 2011 г. N Ф09-5099/11 по делу N А60-40397/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "БИЗНЕС АЛЬЯНС" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решений и требования налогового органа
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Майоров А.М., директор, паспорт; Федорова Л.А., представитель, доверенность от 20.01.2011;
от заинтересованного лица - Ковалева О.А., представитель, доверенность N 09-04 от 20.12.2010; Федореева Н.Ю., представитель, доверенность N 09-02 от 29.12.2010; Курчавова Н.В., представитель, доверенность N 09-02 от 11.01.2011.
Отводов суду не заявлено. В судебном заседании 01.02.2011 объявлен перерыв до 07.02.2011 до 15 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Общество с ограниченной ответственностью "БИЗНЕС АЛЬЯНС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга N 03-61 от 28.07.2010 г., а также выставленного на основании решения требования о взыскании налогов, сборов, штрафов, пеней N 8789 от 26.08.2010 г. и принятого на том же основании решения N 25936 о взыскании налогов, сборов пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках от 06.10.2010 г.
ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга представила отзыв на заявление, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Кроме того, ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга заявлено ходатайство о вызове в качестве свидетелей сотрудников УНП ГУВД по Свердловской области, проводивших оперативно-розыскные мероприятия в отношении ООО "Бизнес-Альянс" (Рябинин А.С, Ловцов П. Е., Загребин А.Е., Ползунов СВ., Дадонов Д.А., Красильников И.В., Жунев О.В., Дмитриев М.В., Побойкин А.В., Пермин Е.Ю., Зараева М.Ю.), а также главного бухгалтера ООО "Промсталь Инвест" Перминову Елену Владимировну, директора ООО "Промстрой групп" Зиновьеву Валентину Васильевну, директора ООО "Уралфинансгрупп" Сивкова Сергея Всеволодовича, а также должностных лиц, организаций, участвующих в сделках с ООО "Бизнес-Альянс".
В удовлетворении ходатайства судом отказано.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга проведена выездная налоговая проверка ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" по налогам и сборам за период с 14.11.2007 по 31.12.2008. По результатам проверки налоговым органом оформлен акт проверки N 03-61 от 21.05.2010 г и вынесено решение N 03-61 от 28.07.2010 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлено следующее:
- неуплата налога на прибыль в сумме 3 453 559 руб.,
завышение НДС, предъявленного к возмещению из бюджета в общей сумме 41 145 290,89 руб., в том числе: за 3 квартал 2008 года - 7 158 883, 42 руб., и 4 квартал 2008 года -33 986 407,47 руб.,
общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль 6 90 711,80 руб. и начислены пени в сумме 1 144 018,54 руб.
ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" обжаловано решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, в порядке п. 3. ст. 101.2 , п. 2 ст. 139 НК РФ, в Управление ФНС России по Свердловской области. Решением Управления ФНС России по Свердловской области N 1338 от 29.10.2010 оспариваемое решение оставлено без изменения.
На основании решения N 03-61 от 21.05.2010 налоговым органом направлено в адрес ООО "БИЗНЕС Альянс" требование N 8789 об уплате налога сбора, штрафа от 26.08.2010 с предложением уплатить недоимку по налогу на прибыль и НДС в размере 44598849,89 рублей, пени в размере 962 277,25 руб. (с учетом решения N 03-61/1 об исправлении технической ошибки) и штрафа в размере 690 711,80 рублей.
В связи с неисполнением ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" требования N 8789 от 26.08.2010, ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга принято решение N 25936 о взыскании налогов, сборов пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках от 06.10.2010 г.
Считая решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга N 03-61 от 21.05.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требование N 8789 об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 26.08.2010, а также решение N 25936 от 06.10.2010, ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Как следует из текста решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга N 03-61 от 25.05.2010, обществом, в нарушение ст.ст. 248, 249, п.п. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ, неправомерно не отражены в составе доходов за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2008 года лизинговые платежи по договору лизинга от 27.08.2008 г N 4-Л с ООО "Востокнефтегазстрой".
В связи с указанным обстоятельством инспекцией установлено занижение налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 год в сумме 14 389 830,51 руб., что привело к неуплате налога на прибыль в сумме 3 453 559 рублей.
В соответствии со ст. 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ) под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
На основании ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.
Таким образом, учитывая, что лизинговые платежи - это плата лизингополучателя за временное пользование предметом лизинга, их сумма является для Общества доходом от реализации услуг по предоставлению принадлежащего ему имущества в аренду. Эта сумма подлежит учету в составе доходной части налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль в зависимости от выбранного Обществом метода признания доходов и расходов.
В подпункте 3 п. 4 ст. 271 Кодекса установлено, что для внереализационных доходов от сдачи имущества в аренду моментом признания доходов является дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.
Учитывая, что договор финансовой аренды (лизинга) является подвидом договора аренды и в ст. 271 Кодекса не определено специальных правил в отношении учета доходов в виде лизинговых платежей, такие платежи учитываются на дату осуществления расчетов согласно условиям договора лизинга (графиком лизинговых платежей) либо в последний день отчетного (налогового) периода.
Из материалов налоговой проверки следует, что между ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" (покупатель) и ООО "Востокнефтегазстрой" (продавец) 27.08.2008 заключен договор купли-продажи N 3-КП, согласно которому продавец передает в собственность, а покупатель принимает и оплачивает буровую установку типа ЗД-86 КД 14040.00.010 в количестве одного комплекта.
Стоимость и условия оплаты буровой установки определены в спецификации N 1 к договору купли-продажи N 3-КП, которая содержит условия оплаты за поставленное оборудование в размере установленных платежей в октябре 2008 года в сумме 19000000 рублей и до 31.01.2009 г. в сумме 140 291 902,26 рублей.
Приобретенное ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" оборудование - буровая установка типа ЗД-86 КД, в дальнейшем, передается ООО "Востокнефтегазстрой" по договору лизинга от 27.08.2008 N 4-Л. Стоимость договора лизинга составляет 254 700 000 рублей (с учетом НДС 38 852 542,37 рублей).
Согласно договору лизинга N 4-Л сторонами предусмотрен график платежей в течение 60 месяцев. Оборудование передается в месте его последующей эксплуатации, из указанных обстоятельств, по мнению инспекции, следует, что ООО "Востокнефтегазстрой" получило оборудование и эксплуатирует его, начиная с сентября 2008 года.
Поскольку ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" не представлены налоговому органу документы, свидетельствующие об оплате переданных ему товаров в полном объеме, инспекция указывает, что намерения о возмездности договора были закреплены только дополнительным соглашением от 20.01.2009 N 1, что в свою очередь указывает на согласованность действий между продавцом ООО "Востокнефтегазстрой" и покупателем ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС", с целью занижения налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом заинтересованное лицо указывает, что налогоплательщик в составе доходов за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2008 года не отразил лизинговые платежи по договору лизинга от 27.08.2008 N 4-Л, заключенного с ООО "Востокнефтегазстрой". Стоимость договора лизинга составляет 215 847 457,63 рублей (без НДС), срок лизинга 60 месяцев, срок фактического нахождения оборудования в лизинге составляет 4 месяца. Таким образом, инспекцией установлено занижение налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 год в сумме 14 389 830,51 рублей (215 847 457,63 /60x4), обществу доначислен к уплате налог на прибыль в сумме 3 453 559 рублей.
ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" считает, что изложенные в решении выводы налогового органа противоречат фактическим взаимоотношениям сторон, представленным на проверку документам, нормам налогового и гражданского законодательства.
При этом, общество, ссылаясь на положения ст.ст. 608, 625, 665 ГК РФ, указывает, что право собственности на буровое оборудование, а, следовательно, и право сдачи оборудования в финансовую аренду перешло к ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" по договору купли-продажи N 3-КП от 27.08.2008 только 22.12.2008 на основании Акта приема-передачи оборудования от 22.12.2008.
До этого времени право собственности на оборудование принадлежало ООО "Востокнефтегазстрой", оборудование находилось на балансе контрагента, эксплуатировалось как собственное, на него начислялась амортизация.
Передача ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" бурового оборудования в лизинг ООО "Востокнефтегазстрой" по Договору N 4-Л от 28.08.2008 г. состоялась по акту от 22.12.2008. В соответствии п. 2.2. указанного Договора лизинга первым месяцем начала срока лизинга считается месяц, следующий за месяцем, в котором был подписан Акт приема-передачи оборудования в лизинг, т.е. январь 2009 года.
Как следует из материалов дела, и пояснений представителей заявителя, в 2008 году выручка ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" формировалась согласно правил формирования информации о доходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами, установленных Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 r.N 32н
В соответствии с вышеуказанным Положением (п. 12а) одним из условий признания выручки в бухгалтерском учете является право организации на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим способом".
Заявитель считает, что у ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНСА" право начислять, предъявлять к оплате, учитывать как выручку лизинговые платежи по оборудованию, принадлежащему на праве собственности другому юридическому лицу, за период сентябрь-декабрь 2008 года отсутствовало, а возникло только с января 2009 года, т.е. за пределами проверяемого налогового периода.
Ссылка заинтересованного лица на положения ст. 271 НК РФ, в рассматриваемом случае, не может быть принята, как основание доначисления и расчета доначисленного налога на прибыль, поскольку в силу указанной нормы "доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств".
Вместе с тем до приобретения права собственности на буровое оборудование по Договору купли-продажи N 3-КП от 27.08.2008 г. и до его передачи в лизинг по Акту приема-передачи в лизинг от 28.12.2008 г. у ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" отсутствовали доходы в виде лизинговых платежей.
С учетом изложенного суд считает, что доначисление налоговым органом ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" налога на прибыль в сумме 3 453 559 рублей, пени по налогу на прибыль в сумме 1 144 018,54 руб. и штрафа за неполную уплату налога на прибыль в сумме 690 711,80 руб. является неправомерным.
Как следует из оспариваемого решения, в ходе проверки налоговым органом также установлено, что обществом, в нарушение п. 2 ст. 172 НК РФ, действующей в редакции Федеральных законов N 166-ФЗ от 29.12.2000 г и N 119-ФЗ от 22.07.2005 г, от 28.02.2006 г N 28-ФЗ, не правомерно приняты к вычету суммы входного НДС по товарам (автотехника), расчет по которым состоялся собственными векселями ООО "Бизнес-Альянс".
В результате чего обществом, по мнению инспекции, завышена сумма НДС, подлежащая вычету в общей сумме 8004715,62 рублей (52475358,00*18/1 18), в том числе: за 3 квартал 2008 года в размере 7 158 883,42 руб. и за 4 квартал 2008 года в размере 845 832,20 рублей,
Из материалов налоговой проверки следует, что ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" в книге покупок за 3 квартал 2008 года отражены хозяйственные операции и представлены налоговому органу в ходе проверки выставленные поставщиками счета-фактуры по приобретению товаров (работ, услуг) на общую сумму 84 508 695,24 руб., в том числе заявленный к вычету НДС в сумме 12 888 411,13 рублей.
В ходе проверки налоговым органом не принят заявленный налогоплательщиком к вычету НДС за 3 квартал 2008 года в сумме 7 158 883,42 руб., в том числе: НДС в размере 5 441 335,62 руб. по приобретенным для передачи в лизинг ООО "ВостокТранс" кранам автомобильным "Ивановец" в количестве 6 шт.; НДС в размере 1 023 780,51 руб. по приобретенным для передачи в лизинг ООО "ВостокТранс" автомобилям Toyota Land Cruiser в количестве 3 штук; НДС в размере 693 767,29 руб. по приобретенному для передачи в лизинг ООО "ВостокТранс" автомобилю LEXUS LX 570 в количестве 1 шт.
Кроме того, налоговым органом не принят к вычету отраженный ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" в книге покупок за 4 квартал 2008 и заявленный к вычету в 4 квартале 2008 года НДС в размере 845 832,20 рублей по приобретенным для передачи в лизинг ООО "ВостокТранс" автомобилям Toyota Land Cruiser в количестве 2 штук.
В подтверждение налоговых вычетов ООО "БИЗНЕС-АЛЬЯНС" представлен договор лизинга N 12-08 от 18.08.2008 с ООО "Восток Транс", договор купли продажи N 81 от 18.08.2008 с ООО "Промсталь Инвест", акты прима передачи от 18.08.2008, товарные накладные, счета-фактуры, документы бухгалтерского учета.
В счет оплаты вышеназванной техники, полученной по договору купли-продажи N 81 от 18.08.2008, переданы собственные векселя ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" в количестве 12 штук на сумму 52 475 358 рублей со сроком платежа "по предъявлении, но не ранее 03.02.2009 года".
Ввиду того, что в Актах приема-передачи векселей указано условие об их передаче "в качестве оплаты по договору купли-продажи", а в карточке счета 60 отражена бухгалтерская проводка Д60.01 К 60.03, указанная операция квалифицирована налоговым органом как зачет встречных требований, в связи с чем принятие к вычету НДС в указанном размере за соответствующий период признано необоснованным.
Как следует из заявления налогоплательщика, ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" зачетов встречных однородных требований по данным операциям ни на бумаге, ни фактически не производило: соглашения об этом с продавцом не заключалось, уведомлений о зачете в адрес продавца не направлялось.
По мнению общества, если бы такие действия со стороны Общества были предприняты, сделка взаимозачета не только была бы ничтожна, как не соответствующая гражданскому законодательству, но и не давала бы Обществу право на предъявления НДС к вычету до его оплаты поставщику отдельным платежным поручением в силу прямого указания абз.2 п. 4. ст. 168 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемый период.
Согласно пояснениям налогоплательщика, бухгалтерская проводка Д 60.01 К 60.03 свидетельствует не о проведении взаимозачета, а об обеспечении Обществом аналитического учета выданных собственных векселей на счете 60 в соответствии с указаниями, изложенными в Письме Министерства финансов РФ N 142 от 31.10.1994 г. N 142 "О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги".
Основанием для непринятия заявленного ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" вычета по НДС за 3 квартал и 4 квартал 2008 года послужило несоблюдение, по мнению налогового органа, порядка его применения, предусмотренного п. 2 ст. 172 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 172 НК РФ при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.
При использовании налогоплательщиком векселедателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) собственного векселя (либо векселя третьего лица, полученного в обмен на собственный вексель) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком-векселедателем при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю.
При этом, абз. 2 п. 4. ст. 168 НК РФ, введенным Федеральным законом N 119- ФЗ от 22.07.2005 г. и действовавшим в проверяемом периоде, было предусмотрено, что "сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг".
Федеральным Законом N 225-ФЗ от 04.11.2007 г. абзац 2 п. 2. ст. 172 НК РФ, касающийся применения в расчетах собственного векселя был отменен, а в абз.1 внесены изменения, установившие для налогоплательщиков, использующих в расчетах собственное имущество (в том числе вексель третьего лица), порядок применения налоговых вычетов, предусмотренный п. 4 ст. 168 НК РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "255-ФЗ"
Таким образом, с 01.01.2008 г. (даты вступления в силу Федерального закона N 255-ФЗ от 04.11.2007 г.) при использовании в расчетах за принятые к учету с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. товары собственного векселя вычеты сумм налога, предъявленных продавцом, производятся в общеустановленном порядке.
Аналогичная позиция изложена в Письме ФНС России N ШС-22-3/215 от 23.03.2009 г., "О порядке применения вычетов по НДС при безденежных формах расчетов в переходный период" и подтверждена Письмом Минфина РФ N 03-07-11/230 от 17.09.2009 г.
Предусмотренные ст. 171, 172 НК РФ условия получения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость (приобретение имущества для осуществления предпринимательской деятельности, предъявленные продавцом счета-фактуры, принятие товаров к учету) Обществом соблюдены.
Учитывая вышеизложенное, уменьшение предъявленного Обществом к вычету налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 года на сумму 7 158 883,42 рубля и за 4 квартал на сумму 845 832,20 руб. является неправомерным.
Как следует из оспариваемого решения, налогоплательщик, в нарушение ст. ст. 170, 171, 172 НК РФ не правомерно приняты вычеты за 4 квартал 2008 года в сумме 33 140 575,27 рублей по оборудованию, приобретенному ООО "Бизнес-Альянс" у ООО "Востокнефтегазстрой". Указанный вычет признан необоснованным, поскольку ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС", по мнению налогового органа, является участником схемы по получению необоснованной налоговой выгоды.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.10.1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее "Закон о лизинге") "договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование".
ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС", осуществляя лизинговую деятельность в качестве своей основной деятельности, в проверяемом периоде заключало лизинговые сделки по приобретению и последующей передаче в лизинг строительной техники, автомобилей, бурового оборудования, в т.ч. Договор купли-продажи бурового оборудования N 9-КП от 04.12.2008 г. с ООО "Востокнефтегазстрой" и передача последнему приобретенного оборудования в лизинг (возвратный лизинг) по Договору лизинга N 11 -Л от 04.12.2008 г.
Пунктом 1 ст. 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшать общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия к учету вышеуказанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
В момент принятия к учету приобретенного имущества лизингодатель вправе принять к вычету сумму "входного" НДС. Необходимым условием для этого является счет-фактура продавца (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
В книге покупок" за 4 квартал 2008 года ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС отражены и представлены на проверку выставленные поставщиком счета-фактуры по приобретению оборудования N 140 от 22.12.2008 на сумму 3 129 300 руб. (НДС 18% 447 446,95 руб.) и N 139 от 22.12.2008 на сумму 214 124 952 руб. (НДС 18% 32 663 128,32 руб.)
По результатам проверки налоговым органом не принят к вычету НДС в сумме 33 140 575,27 рублей, в том числе: НДС в сумме 32 663 128,28 руб. по приобретенной для передачи в лизинг ООО "Востокнефтегазстрой" буровой установке; НДС в сумме 477 446,95 руб. по приобретенному и переданному в лизинг в составе бурового оборудования ротору.
Основанием для непринятия налога в указанном размере послужили выводы налогового органа, изложенные в акте выездной налоговой проверки, а именно ООО "Востокнефтегазстрой" через цепочку СХЕМЫ предприятий, деятельность которых направлена для завышения стоимости оборудования, приобрело буровое оборудование у ООО "Промстрой групп" по договору поставки бурового оборудования от 01 июля 2008г. N 2-КП
Из схемы "Товарные потоки по буровому оборудованию" (стр.22 Решения) следует, что движение оборудования, осуществлявшееся только на бумаге и является результатом спланированных действий всех участников СХЕМЫ в лице непосредственных учредителей и исполнителей организаций. Слаженность действий организаций направлена на получение ООО "Бизнес Альянс" налогового вычета по НДС, в отсутствии осуществления реальной экономической деятельности.
При этом заинтересованное лицо указывает, что у ООО "Бизнес Альянс" отсутствуют собственные основные средства, для осуществления финансово-хозяйственной деятельности (транспортные средства, складские помещения (логистические комплексы), при том что, помещение для осуществления основного вида деятельности содержит признаки формального, организации не размещает информацию во внешних источниках, а так же в интернете.
Оборудование, приобретено у ООО "Востокнефтегазстрой" по договору купли продажи N N 9 -КП от 04.12.2008 г., для его последующей передачи в лизинг ООО "Востокнефтегазстрой", (663430, Красноярский край, Богучанский район, с. Богучаны, ул. Переноса, д.30), именуемое в дальнейшем "Лизингополучатель", с которым заключен договор лизинга N 11-Л от 04.12.2008 г., Оборудование в связи с отсутствием складских помещений у ООО "Бизнес Альянс" так и находилось на территории ООО "Востокнефтегазстрой". Оплата по договору не производилась. Лизинговые платежи в момент принятия товаров на учет не предъявлялись.
Порядок и условия применения налоговых вычетов установлены в ст. ст. 171 и 172 НК РФ
Пунктом 1 ст. 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика НДС уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Во втором абзаце данной нормы указано, что вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой (п. 1).
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом (п. 2).
В счете-фактуре должны быть указаны, в том числе наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя (п. 5).
Согласно статье 9 Федерального закона 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Согласно п. 3 ст. 1 указанного Закона, бухгалтерский учет формируется организациями на основании полной и достоверной информации. При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, должны соответствовать фактическим обстоятельствам.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в названном пункте (пункт 2).
Из анализа указанных норм права следует, что первичные документы налогоплательщика, а также счета-фактуры должны содержать достоверные сведения.
В определении Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 года N 138-О указано, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, и обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщика возложена на налоговые органы.
По смыслу Постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 года N 24-П под добросовестным налогоплательщиком понимается лицо, надлежаще исполнившее налоговые обязанности.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ N 53 от 12.10.2006 г. судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и(или) противоречивы (п. 1).
Под налоговой выгодой для целей данного постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Таким образом, инспекция должна представить сведения, бесспорно подтверждающие, что действия налогоплательщика не имели экономического обоснования, направлены исключительно на искусственное создание условий для возмещения налога из бюджета и, следовательно, являются недобросовестными.
Как следует из материалов дела, в подтверждение обоснованности заявленных вычетов обществом представлены следующие документы: договор купли продажи N 9-КП от 04.12.2008, спецификация N 1 от 04.12.08 к договору купли-продажи, акт приема передачи оборудования от 22.12.2008, дополнительное соглашение N 1 к договору купли продажи, накладную N 74 от 22.12.2008, счета - фактуры по оприходованию буровой установки и ротора к буровой установке N 139 от 22.12.2008 и N 140 от 22.12.2008. Оплата по договору купли-продажи N 9-КП от 04.122.2008 г. произведена обществом частично безналичным путем через ФКБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" в г. Тюмени платежными поручениями N 102 от 25.05.2009 на сумму 15 000000 рублей.
В дальнейшем буровая установка "БУ ЗД-86" передается лизингополучателю ООО "Востокнефтегазстрой" по договору лизинга N 11-Л от 04.12.2008, что подтверждается актом приема-передачи оборудования в лизинг, уплатой авансового лизингового платежа в 4 квартале 2008 в размере 20 000000 рублей по счету фактуре N А0000000007 от 30.12.2008 платежным поручением N 1780 от 02.10.2008, на основании п. 5 договора лизинга.
Представленные заявителем в обоснование налогового вычета счета-фактуры N 139 от 22.12.2008 и N 140 от 22.12.2008 соответствует требованиям, предъявляемым статьей 169 НК РФ, обратного налоговым органом не установлено.
Факт поставки налогоплательщиком лизингополучателю оборудования, приобретенного по заявке последнего у ООО "Промстрой групп" подтверждается материалами дела.
Ссылка инспекции на взаимозависимость продавца оборудования для заявителя - ООО "Промстрой групп" и лизингополучателя оборудования - ООО "Востокнефтегазстрой" по признаку родства, поскольку учредитель ООО "Промстрой групп" Скобелев А.Е. является братом руководителя ООО "Востокнефтегазстрой" - Скобелева Д.Е., не принимается судом во внимание, поскольку факта нахождения во взаимной зависимости ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" с данными организациями не установлено. Вывод об умышленном совершении налогоплательщиком сделок с названными контрагентами носит предположительный характер, так как не подтвержден соответствующими доказательствами.
Вывод налогового органа о невозможности осуществления заявителем хозяйственных операций, так как у общества отсутствуют основные средства, для осуществления финансово-хозяйственной деятельности (транспортные средства, складские помещения (логистические комплексы), не является достаточно обоснованным, поскольку доводов о необходимости транспортных средств и складских помещений для совершения сделок по приобретению оборудования и его передачи в лизинг, инспекцией не приведено. Не учтено налоговым органом и то обстоятельство, что налогоплательщик не осуществляет непосредственной производственной деятельности.
Рассмотрев представленные сторонами доказательства и оценив их в порядке ст. 71 АПК РФ и учитывая, что налоговым органом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что представленные налогоплательщиком сведения о совершенных хозяйственных операциях является недостоверными и противоречивыми, а также свидетельствующие, что главной целью, преследуемой обществом, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, либо свидетельствующие о наличии у налогоплательщика умысла на создание схемы ухода от налогообложения, суд считает неправомерным отказ ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС" в применении налоговых вычетов по НДС в размере 33 140 575,22 руб.
В связи с изложенным, суд считает, что требования заявителя о признать недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга N 03-61 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.07.2010 подлежат удовлетворению.
Вместе с тем суд по изложенным выше основаниям считает неправомерным требование N 8789 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.08.2010., а также решение N 25936 о взыскании налогов, сборов пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках от 06.10.2010 г.
В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым возложить на налоговый орган обязанность по устранению допущенных нарушений прав налогоплательщика.
Расходы по государственной пошлине, уплаченной истцом подаче иска, подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "БИЗНЕС АЛЬЯНС" требования удовлетворить.
Признать недействительными решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга N 03-61 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.07.2010, требование N 8789 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.08.2010, решение N 25936 о взыскании налогов, сборов пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках от 06.10.2010 г.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "БИЗНЕС АЛЬЯНС" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 февраля 2011 г. N А60-40397/2010-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 августа 2011 г. N Ф09-5099/11 по делу N А60-40397/2010 настоящее решение оставлено без изменения