Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 февраля 2011 г. N Ф09-204/11-С1 по делу N А60-19113/2010-С9
Дело N А60-19113/2010-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Лимонова И.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - отделение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.08.2010 по делу N А60-19113/2010-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Серовский хлебокомбинат" (далее - общество) - Негашев А.С. (доверенность от 11.01.2010).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения от 19.04.2010 N 62-10-218/ПН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 23.08.2010 (судья Морозова Г.В.) заявленные требования удовлетворены. Постановление отделения от 19.04.2010 N 62-10-218/ПН признано незаконным и отменено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2010 (судьи Риб Л.Х., Ясикова Е.Ю., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отделение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доказанность наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, обоснованность привлечения общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса и соблюдение отделением порядка привлечения общества к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, в связи с непредставлением обществом в отделение информации и документов, обязанность по представлению и раскрытию которых предусмотрена Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), в адрес общества направлено предписание от 29.01.2010 года с требованием представить в отделение в течение десяти рабочих дней с даты получения указанного предписания следующие документы:
1) информационное письмо с данными об адресе страницы в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации;
2) скриншот страницы в сети Интернет (снимок экрана, показывающий то, что видит пользователь на экране монитора), подтверждающий размещение информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, в форме описи документов, а именно: годовой отчет за 2007, 2008 гг. (в случае его утверждения общим собранием акционеров общества); годовой бухгалтерский отчет общества в составе бухгалтерского баланса (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2), отчет об изменении капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она подлежит обязательному аудиту, за 2007, 2008 гг.; устав общества со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями; Список аффилированных лиц общества, составленных на даты окончания 2, 3, 4 кварталов 2009 г.;
3) скриншот страницы в сети Интернет информационного агентства, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на осуществление распространения информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, подтверждающий опубликование в ленте новостей сообщения о раскрытии в сети Интернет годового отчета за 2009 г., годовой бухгалтерской отчетности за 2009 г., текста списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 2, 3, 4 кварталов 2009 г., а также при наступлении соответствующих событий, дополнительных сведений, предусмотренных пунктом 8.7.1 Положения, а именно: - о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества; - об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации.
Неисполнение обществом в установленный срок названного предписания послужило основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 09.04.2010 и вынесения постановления от 19.04.2010 года N 62-10-218/ПН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 500000 руб.
Полагая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения и нарушения отделением порядка привлечения общества к административной ответственности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
На основании Положения о федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Пунктами 5.3.7, 6.1 названного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по финансовым рынкам вправе выдавать предписания, запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из ч. 4 ст. 1.5 Кодекса следует, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно материалам дела решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2009 по делу N А60-6319/2007-С11 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Шулякова Т.А.
В соответствии со ст. 128 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в газете "Коммерсантъ" от 12.12.2009 N 233(4288) опубликовано сообщение конкурсного управляющего об открытии конкурсного производства в отношении общества, в котором указан адрес для направления корреспонденции обществу: 620000, г. Екатеринбург, а/я 518.
Вместе с тем из имеющегося в материалах дела почтового уведомления следует, что предписание от 29.01.2009 направлено отделением по адресу: г. Серов, ул. Путейцев, 22А, на котором имеется нерасшифрованная подпись неизвестного лица. Доказательств отправки указанного предписания по адресу, указанному конкурсным управляющим в газетном сообщении, опубликованном в соответствии с законодательством о банкротстве, в материалах дела не имеется.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что административный орган не доказал наличия вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения. При этом суды правомерно исходили из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства получения обществом предписания от 29.01.2010, вследствие чего у заявителя отсутствовала возможность выполнить данное предписание в установленный срок.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании ч. 3 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе, и должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В силу п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что протокол об административном правонарушении составлен отделением 09.03.2010 в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом не извещенного о времени и месте составления названного протокола. Материалами дела подтверждается, что уведомление о времени и месте составления протокола от 09.03.2010 N 62-10-03/2893 направлено отделением обществу по адресу: г. Серов, ул. Путейцев, д. 22А и получено неизвестным лицом.
При указанных обстоятельствах вывод судов о незаконности постановления отделения от 19.04.2010 N 62-10-218/ПН о привлечении общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса за неисполнение предписания в установленный в нем срок, является правильным.
Следовательно, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как сводятся к переоценке представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.08.2010 по делу N А60-19113/2010-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
...
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что протокол об административном правонарушении составлен отделением 09.03.2010 в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом не извещенного о времени и месте составления названного протокола. Материалами дела подтверждается, что уведомление о времени и месте составления протокола от 09.03.2010 N 62-10-03/2893 направлено отделением обществу по адресу: ... А и получено неизвестным лицом.
При указанных обстоятельствах вывод судов о незаконности постановления отделения от 19.04.2010 N 62-10-218/ПН о привлечении общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса за неисполнение предписания в установленный в нем срок, является правильным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2011 г. N Ф09-204/11-С1 по делу N А60-19113/2010-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-204/11-С1