Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 февраля 2011 г. N Ф09-210/11-С4 по делу N А07-5836/2010
Дело N А07-5836/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кондратьевой Л.И., судей Матанцева И.В., Азанова П.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Гайсина Галимжана Гадлановича на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.09.2010 по делу N А07-5836/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 по тому же делу о признании сельскохозяйственного производственного кооператива имени Марселя Хузина несостоятельным (банкротом).
Представители лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратился Гайсин Г.Г. с заявлением о включении в реестр требований кредиторов сельскохозяйственного производственного кооператива имени Марселя Хузина (далее - кооператив, должник) суммы 645 813 руб., представляющей стоимость имущественного пая заявителя.
Определением суда от 21.09.2010 (судья Султанов В.И.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 (судьи Серкова З.Н., Бабкина С.А., Румянцев А.А.) определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Гайсин Г.Г. не согласен с принятыми судебными актами, в кассационной жалобе просит их отменить, направить требование на новое рассмотрение. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не исследован вопрос о сумме денежных средств, являющихся приращенным паем, сформированным сверх паевого взноса за счет кооперативных выплат и иных средств кооператива, а также размере обязательства кооператива перед Гайсиным Г.Г.
Как следует из материалов дела, 03.06.2010 между членом кооператива Садыковым Майлыбаем Гайпназаровичем и Гайсиным Г.Г. заключен договор N 2 уступки прав требования (цессии), по условиям которого Садыков М.Г. уступил Гайсину Г.Г. права к кооперативу по имущественному (645 813 руб.) и земельному (7 гектаров) паю.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2010 кооператив признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Сообщение о признании кооператива банкротом опубликовано в печатном издании "Коммерсанта" 15.05.2010.
Гайсин Г.Г. 14.06.2010 обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Указывая на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Гайсин Г.Г. не является конкурсным кредитором должника, поскольку его требование к кооперативу возникло не из денежного обязательства, а из отношений, связанных с участием в кооперативе.
Выводы судов являются верными, основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно абз. 8 ст. 8 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов; граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда; имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия). Из абз. 4 ст. 2 данного закона следует, что для целей законодательства о банкротстве под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо абзаца 8 статьи 8 имеется в виду абзац 8 статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Из смысла абз. 8 ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что признание лица конкурсным кредитором возможно в том случае, если обязательство должника перед кредитором является денежным. Требование Гайсина Г.Г. к кооперативу не вытекает из гражданско-правовой сделки либо иного предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации или бюджетным законодательством основания, а представляет из себя требование, связанное с участием в кооперативе.
Как следует из ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 44 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", в случае ликвидации кооператива в первую очередь подлежат удовлетворению требования кредиторов, и лишь после их полного удовлетворения оставшееся имущество передается членам кооператива и распределяется между ними.
Требование Гайсина Г.Г. к кооперативу представляет собой право требования, связанное с участием в кооперативе, поэтому Гайсин Г.Г. не является конкурсным кредитором должника, его требование не подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Таким образом, в удовлетворении заявленного Гайсиным Г.Г. требования отказано правомерно.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, допущено не было.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судами не исследован вопрос о составе пая Гайсина Г.Г., а также размере обязательств кооператива перед Гайсиным Г.Г., отклоняется судом кассационной инстанции. Вне зависимости от состава и размера пая члена кооператива требование, вытекающее из участия в кооперативе, не является требованием конкурсного кредитора, не подлежит включению в реестр требований кредиторов должника и может быть удовлетворено лишь после полного удовлетворения требований конкурсных кредиторов должника.
С учетом изложенного определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.09.2010 по делу N А07-5836/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.09.2010 по делу N А07-5836/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Гайсина Галимжана Гадлановича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абз. 8 ст. 8 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов; граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда; имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия). Из абз. 4 ст. 2 данного закона следует, что для целей законодательства о банкротстве под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию.
Из смысла абз. 8 ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что признание лица конкурсным кредитором возможно в том случае, если обязательство должника перед кредитором является денежным. Требование Гайсина Г.Г. к кооперативу не вытекает из гражданско-правовой сделки либо иного предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации или бюджетным законодательством основания, а представляет из себя требование, связанное с участием в кооперативе.
Как следует из ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 44 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", в случае ликвидации кооператива в первую очередь подлежат удовлетворению требования кредиторов, и лишь после их полного удовлетворения оставшееся имущество передается членам кооператива и распределяется между ними."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 февраля 2011 г. N Ф09-210/11-С4 по делу N А07-5836/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2011 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2966/2011
15.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-210/11-С4
27.10.2010 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-5836/10
24.06.2010 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-5836/10
22.04.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-5836/10