Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 февраля 2011 г. N Ф09-132/11-С5 по делу N А50-9439/2010
Дело N А50-9439/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Васильченко Н.С., судей Вербенко Т.Л., Митиной М.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лысьвенское автотранспортное предприятие - Капитал" (далее - общество "ЛАТП - Капитал") на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.08.2010 по делу N А50-9439/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации Лысьвенского городского поселения (далее - администрация) - Бартов И.И. (доверенность от 12.01.2011 N 10), Ананин В.И. (доверенность от 28.12.2020 N 78);
общества с ограниченной ответственностью "Форвардтранс" (далее - общество "Форвардтранс") - Варданян А.Г. (доверенность от 14.02.2011 N 4);
предпринимателя Юшкова Александра Геннадьевича - Варданян А.Г. (доверенность от 14.02.2011 N 5).
От общества "ЛАТП - Капитал" в адрес Федерального арбитражного суда Уральского округа поступило ходатайство об отложении судебного заседания суда кассационной инстанции до вынесения постановления по кассационной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по делу N А50-13722/2010. Судом кассационной инстанции данное ходатайство рассмотрено и установлено, что оснований, предусмотренных ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отложения судебного разбирательства, не имеется.
Общество "ЛАТП - Капитал" и общество с ограниченной ответственностью "Вайт Моторс" (далее - общество "Вайт Моторс") обратились в Арбитражный суд Пермского края с иском к администрации, обществу "Форвардтранс" и предпринимателю Юшкову А.Г. о признании недействительным открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на поселенческих маршрутах регулярного сообщения в муниципальном образовании "Лысьвенское городское поселение" на 2010-2012 годы, состоявшегося 25.01.2010, а также применении последствий недействительности в виде расторжения договоров на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на поселенческих маршрутах регулярного сообщения в муниципальном образовании "Лысьвенское городское поселение" на 2010-2012 годы, заключенных по итогам недействительного конкурса с обществом "Форвардтранс" и предпринимателем Юшковым А.Г. (с учетом уточнения истцами исковых требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Единая комиссия по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Лысьвенского городского поселения (далее - Единая комиссия).
Решением суда от 26.08.2010 (судья Овчинникова С.А.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 (судьи Васева Е.Е., Гулякова Г.Н., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЛАТП - Капитал" просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение. Заявитель указывает, что выводы суда первой инстанции, сделанные на основании просмотра видеозаписи, являются ошибочными и не соответствующими действительности. По его мнению, открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования должен был производиться в строгом соответствии с Положением "О порядке проведения торгов (конкурсов) на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного и сезонного сообщения в Лысьвенском городском поселении", утвержденным постановлением администрации Лысьвенского городского поселения от 16.06.2006 N 6-га (далее - Положение) и Положением "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения городского поселения", утвержденным решением Думы Лысьвенского городского поселения от 28.03.2006 N 13. Заявитель также полагает, что наличие в конкурсной документации подкритерия 2.1 создает преимущества отдельным участникам конкурса.
Как установлено судом, в соответствии с решением Думы Лысьвенского городского поселения от 28.03.2006 N 13 "Об утверждении Положения "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного и сезонного сообщения городского поселения" разработано Положение о порядке проведения торгов (конкурсов) на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного и сезонного сообщения в Лысьвенском городском округе. Названное Положение утверждено постановлением главы администрации от 16.06.2006 N 6-га. Положение определяет порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок, условия участия в них, порядок определения победителей и заключения с ним соответствующих договоров.
Администрацией на официальном сайте в сети Интернет 24.11.2009 размещено извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на поселенческих маршрутах регулярного сообщения в муниципальном образовании "Лысьвенское городское поселение" на 2010-2012 годы.
Главой администрации 24.11.2009 утверждена конкурсная документация открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на поселенческих маршрутах регулярного сообщения в муниципальном образовании "Лысьвенское городское поселение" на 2010-2012 годы.
Конкурсная документация содержит сведения об условиях конкурса, образцы форм и документов для заполнения соискателям конкурса, типовую форму договора на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в городе Лысьва.
Конкурс проводился по 14 лотам. Из извещения о проведении открытого конкурса следует, что критериями оценки являются: качество выполнения перевозок и квалификация участника конкурса; цена договора (согласие осуществлять пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на поселенческих маршрутах регулярного сообщения по тарифам, не превышающим предельные тарифы, утверждаемые решениями Думы Лысьвенского городского поселения).
Общество "ЛАТП-Капитал" подало заявки на участие в конкурсе по лотам N 1, 2, 3, 13, общество "Вайт Моторс" подало заявку на участие в конкурсе по лоту N 11.
В соответствии с гл. 1 конкурсной документации конкурсной комиссией является Единая комиссия.
Рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе состоялось 01.01.2010. По итогам рассмотрения заявок приняты следующие решения. К участию в конкурсе по лоту N 1 и лоту N 2 допущено общество "Форвардтранс". Обществу "ЛАТП-Капитал" отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием заявки требованиям конкурсной документации, а именно: наличию в представленных документах недостоверных сведений.
По лотам N 3, 11 подано две заявки от обществ "Форвардтранс" и "ЛАТП-Капитал", оба участника допущены к участию в конкурсе по указанным лотам.
По лоту N 13 заявки поданы обществами "Форвардтранс", "ЛАТП-Капитал" и предпринимателем Юшковым А.Г. Все участники допущены до участия в конкурсе.
Единой комиссией 25.01.2010 проведена оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе, что отражено в протоколе N 05\01 (т. 2 л. д. 153-155).
По результатам оценки и сопоставления заявок победителями признаны: по лоту N 3 - общество "Форвардтранс", по лоту N 11 - общество "Форвардтранс", по лоту N 13 - предприниматель Юшков А.Г.
С победителями конкурса по указанным лотам администрацией заключены договоры на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на поселенческих маршрутах регулярного сообщения (т. 2л. д. 163-197).
Истцы, полагая, что конкурс проведен с нарушением Положения, а также Положения "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения городского поселения", утвержденного решением Думы Лысьвенского городского поселения от 28.03.2006 N 13, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, придя к выводу о том, что истцы не доказали наличие таких нарушений при проведении торгов, которые бы ущемили их права, могли повлиять на результаты конкурса, на определение победителя и могли бы служить основанием для признания результатов конкурса недействительными.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В городе Лысьва Пермского края решение вопроса о выборе перевозчиков для оказания услуг по перевозкам пассажиров на маршрутах регулярного и сезонного сообщения осуществляется на конкурсной основе в порядке, утвержденном постановлением главы администрации Лысьвенского городского поселения от 16.06.2006 N 6-га.
Согласно п. 1.2 Положения торги на право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного и сезонного сообщения в Лысьвенском городском поселении (далее - торги) проводятся в целях определения единых требований к перевозчикам любой формы собственности; совершенствования системы организации пассажирских перевозок; экономии бюджетных средств городского поселения; в целях соблюдения безопасности дорожного движения.
Основными принципами проведения торгов являются: единство требований для всех участников, открытость и доступность информации о проведении торгов, гласность и состязательность при проведении торгов (п. 1.3 Положения).
Предметом торгов является право на заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного и сезонного сообщения Лысьвенского городского поселения (далее - договор на осуществление пассажирских перевозок).
В соответствии с разделом 5 Положения конкурсная документация представляет собой комплект документов, содержащий информацию об условиях проведения торгов.
Конкурсная документация должна содержать требования, установленные организатором, к качеству пассажирских перевозок, услуг, техническим характеристикам транспорта, требования к их безопасности и иные показатели, связанные с организацией пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения городского поселения. Конкурсная документация может содержать конкурсные условия по улучшению качества пассажирских перевозок, повышению ответственности перевозчиков. Окончательные конкурсные условия принимаются администрацией Лысьвенского городского поселения и указываются в конкурсной документации. Претендентом могут быть приняты дополнительные обязательства, улучшающие конкурсные условия.
Пункт 12.1 Положения предусматривает, что в случае несогласия с результатами торгов заинтересованные лица могут оспорить их в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом (ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами правомерно установлено, что истцы вправе оспаривать итоги конкурса по лотам N 1,2,3,11,13. Основания для обжалования остальных итогов конкурса у истцов отсутствуют, поскольку заявки на участие в конкурсе по остальным лотам не подавали.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако в обоснование заявленных требований истцами не представлено доказательств, подтверждающих факт проведения конкурса с нарушением норм действующего законодательства.
Основанием для отказа обществу "ЛАТП-Капитал" в допуске к участию в конкурсе по лоту N 1 и 2 послужил факт представления истцом документов, содержащих недостоверные сведения.
Так, по лоту N 1 обществом "ЛАТП-Капитал" представлены паспорта транспортных средств (автобусов), не принадлежащих истцу. По лоту N 2 обществом "ЛАТП-Капитал" не представлены копии паспорта транспортных средств.
Поскольку указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в материалах дела и обществом "ЛАТП-Капитал" не оспорены, суды пришли к правильному выводу о том, что заявки истца по данным лотам не соответствовали требованиям конкурсной документации (подп. 3 п. 6), в связи с чем обществу "ЛАТП-Капитал" правомерно отказано в допуске к участию в конкурсе.
Кроме того, суд апелляционной инстанции верно отметил, что в соответствии с ч. 5 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации конкурс, в котором участвовал только один участник, признается несостоявшимся. В силу норм ст.447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительными могут быть признаны только состоявшиеся торги. В данном случае в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по лотам N 1,2 конкурс признан несостоявшимся, поэтому конкурс по указанным лотам не может быть признан недействительным.
Оспаривая результаты конкурса по лотам N 3,11,13, общества "ЛАТП-Капитал" и "Вайт Моторс" ссылаются на то, что организатором торгов незаконно установлен в конкурсной документации подкритерий 2.1, а именно наличие опыта предшествующей работы участника конкурса, подавшего заявку, по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на поселенческих маршрутах регулярного сообщения.
При этом данный подкритерий предусматривает самостоятельное обслуживание участником конкурса маршрутов по прямым договорам с администрацией и обслуживание маршрутов по договору с предприятиями, обслуживающими самостоятельно маршруты по прямому договору с администрацией Лысьвенского городского поселения и Лысьвенского муниципального образования. В зависимости от наличия у участника либо отсутствия указанных критериев, предусмотрены соответствующие баллы.
Суды, отклоняя указанные доводы обществ "ЛАТП-Капитал" и "Вайт Моторс", правильно исходили из того, что включение в условие конкурса данного критерия направлено на выполнение цели проведения конкурса, установленной п. 1.2 Положения, - определения единых требований к перевозчикам любой формы собственности; совершенствования системы организации пассажирских перевозок; экономии бюджетных средств городского поселения; в целях соблюдения безопасности дорожного движения.
Установление такого условия конкурсного отбора перевозчиков не оказывает влияния на конкуренцию, так как в равной степени распространяется на всех перевозчиков, каждый потенциальный перевозчик самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе. Отбор перевозчика на определенных условиях позволяет выбрать претендента, наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах, отвечающего требованиям безопасности пассажирских перевозок на городском транспорте.
Кроме того, истцы не представили суду доказательств того, что наличие данного критерия могло повлиять на результат определения победителей конкурса и нарушило права истцов.
Так, из приложения N 1 к протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по лоту N 3 следует, что по данному критерию общества "ЛАТП-Капитал" и "Форвардтранс" набрали одинаковое количество баллов (т. 2 л. д. 156-157).
Суды также верно отметили, что указание в конкурсной документации срока эксплуатации транспортных средств до одного года, вместо "до двух лет" и т.д. не является нарушением порядка проведения торгов, поскольку каждому значению ответчик определил соответствующий балл, исходя из которого каждый участник конкурса мог определить свои возможности в данном конкурсе.
Таким образом, поскольку истцами не подтвержден факт проведения конкурса с нарушением действующего законодательства, исковые требования правомерно признаны судами необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что конкурсная документация противоречит положениям нормативных правовых актов Лысьвенского городского поселения, включение организатором конкурса в конкурсную документацию подкритерия 2.1 создает преимущества отдельным участникам конкурса, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что противоречит положениям ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26.08.2010 по делу N А50-9439/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лысьвенское автотранспортное предприятие - Капитал" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для отказа обществу "ЛАТП-Капитал" в допуске к участию в конкурсе по лоту N 1 и 2 послужил факт представления истцом документов, содержащих недостоверные сведения.
Так, по лоту N 1 обществом "ЛАТП-Капитал" представлены паспорта транспортных средств (автобусов), не принадлежащих истцу. По лоту N 2 обществом "ЛАТП-Капитал" не представлены копии паспорта транспортных средств.
Поскольку указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в материалах дела и обществом "ЛАТП-Капитал" не оспорены, суды пришли к правильному выводу о том, что заявки истца по данным лотам не соответствовали требованиям конкурсной документации (подп. 3 п. 6), в связи с чем обществу "ЛАТП-Капитал" правомерно отказано в допуске к участию в конкурсе.
Кроме того, суд апелляционной инстанции верно отметил, что в соответствии с ч. 5 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации конкурс, в котором участвовал только один участник, признается несостоявшимся. В силу норм ст.447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительными могут быть признаны только состоявшиеся торги. В данном случае в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по лотам N 1,2 конкурс признан несостоявшимся, поэтому конкурс по указанным лотам не может быть признан недействительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 февраля 2011 г. N Ф09-132/11-С5 по делу N А50-9439/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-132/11-С5