Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 февраля 2011 г. N А60-1973/2011
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело N А60-1973/2011 Прокурора Дзержинского района г. Н. Тагила к индивидуальному предпринимателю Куцепину Вячеславу Викторовичу о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Н.Н. Коваленко, представитель по удостоверению ТО N 088304,
от заинтересованного лица: представители в судебное заседание не явились.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений не поступило.
От индивидуального предпринимателя Куцепина Вячеслава Викторовича поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ходатайство судом удовлетворено.
Прокурор Дзержинского района г.Нижнего Тагила обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Куцепину Вячеславу Викторовичу о привлечении к административной ответственности ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Заинтересованное лицо отзыв не представило.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Сотрудниками прокуратуры Дзержинского района г. Нижнего Тагила и ОБППР и ИАЗ УВД по г. Нижнему Тагилу на основании поручения прокуратуры Дзержинского района г. Нижнего Тагила, выданного во исполнение задания прокуратуры Свердловской области о проведении проверки соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", 13.11.2010 проведена проверка деятельности интернет-кафе, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, Ленинградский пр., 40А.
Проведенной проверкой установлено, что в салоне, расположенном по указанному адресу, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Куцепину Вячеславу Викторовичу, под видом оказания телематических услуг (услуг доступа в сеть Интернет) осуществлялась в целях получения прибыли деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием 8 компьютеров, на которых имелись игровые программы, выигрыш в которых определялся случайным образом и не зависел от навыков, умений и способностей лица, принимавшего за плату участие в игре.
В ходе проверки составлен протокол осмотра помещений, территорий от 13.11.2010.
При проведении проверки изъяты в качестве предметов административного правонарушения 8 системных блоков, 8 мониторов, 8 клавиатур, 3 модема, денежные средства в сумме 2550 руб.), о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 13.11.2010.
По итогам проверки сделан вывод об осуществлении заинтересованным лицом деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, без специального разрешения (лицензии).
В отношении заинтересованного лица заявителем внесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.01.2011.
В связи с тем, что рассмотрение дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) отнесено к подведомственности арбитражных судов, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа должностных лиц - от четырех тысяч рублей до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное (ст. 2.4 Кодекса).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Основные понятия даны в ст. 4 Закона N 244-ФЗ, согласно которой азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; пари - это азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет; ставка - это денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; выигрышем признаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
В силу п. 5, 10, 16 ст. 4 Закона N 244-ФЗ организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; участник азартной игры - это физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.
Согласно п. 6 ст. 4, п. 3 ст. 5 указанного Закона деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Частями 1 и 2 ст. 5 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными федеральными законами.
Игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг). Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным Законом (ч. 4, ч. 11 ст. 5 Закона N 244-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо части 11 статьи 5 имеется в виду пункт 11 статьи 4 названного Федерального закона
Согласно ч. 2 ст. 9 названного Закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 3, п. 8 ст. 4, ст. 13 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, должна быть прекращена до 01.07.2009.
Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена (ч 3. ст. 5 Закона N 244-ФЗ).
Из вышеизложенного следует, что законодатель определил два обязательных условия осуществления предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр: первое - осуществление данной деятельности только при наличии соответствующего разрешения (лицензии); второе - осуществление данной деятельности только в определенных игорных зонах.
Соответственно, осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
Из материалов дела следует, что заинтересованное лицо в салоне, расположенном по адресу: г. Нижний Тагил, Ленинградский пр., 40А, в период времени с 01.09.2010 по 13.11.2010 под видом оказания телематических услуг (услуг доступа в сеть Интернет) осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, без специального разрешения (лицензии).
В салоне находилось 8 компьютеров, на которых имелись игровые программы, выигрыш в которых определялся случайным образом и не зависел от навыков, умений и способностей лица, принимавшего за плату участие в игре.
С постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении заинтересованное лицо согласно, о чем имеется отметка в постановлении.
Факт совершения заинтересованным лицом указанного правонарушения подтверждается материалами дела и заинтересованным лицом не оспаривается.
В силу ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Доказательств принятия всех необходимых мер для соблюдения обязательных требований заинтересованным лицом суду не представлено.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица содержится состав правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку совершенное заинтересованным лицом правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, является существенным по своему характеру, суд не усматривает оснований для освобождения заинтересованного лица от административной ответственности по признакам малозначительности на основании ст. 2.9 Кодекса.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
При таких обстоятельствах требование заявителя о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит удовлетворению.
В силу ч. 3 ст. 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, если в отношении их не применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению владельцу.
В п. 15.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат.
В силу подп. 77 п. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" до 30 июня 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования подлежала лицензированию, а после 01.07.2009 деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться только в игорных зонах на основании специального разрешения (Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О Государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Организация игры и установка игровых автоматов вне игорных зон запрещена, следовательно, оборудование, отвечающее признакам игровых автоматов, на территории Свердловской области находится в незаконном обороте, то есть изъятые в ходе проверки 8 системных блоков, 8 мониторов, 8 клавиатур, 3 модема по протоколу изъятия вещей и документов от 13.11.2010, как полагает суд, подлежат конфискации.
Однако, по мнению суда, изъятые протоколом изъятия вещей и документов от 13.11.2010 денежные средства в сумме 2550 руб. следует возвратить индивидуальному предпринимателю Куцепину Вячеславу Викторовичу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные прокурором Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области требования удовлетворить.
2. Привлечь индивидуального предпринимателя Куцепина Вячеслава Викторовича (место жительства: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Энтузиастов, д. 91, кв. 13, место рождения: Свердловская область, г. Нижний Тагил, дата рождения: 01.07.1974, ОГРН 308662301100021, ИНН 662314601177) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 4000 рублей с конфискацией вещей, указанных в протоколе изъятия вещей и документов от 13.11.2010.
Изъятые протоколом изъятия вещей и документов от 13.11.2010 денежные средства возвратить индивидуальному предпринимателю Куцепину Вячеславу Викторовичу.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель штрафа - УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области),
ИНН 6658033077,
КПП 665801001,
ОКАТО 65401000000
Р/счет N 40105810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области
БИК 046577001
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 февраля 2011 г. N А60-1973/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника