В соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 г. N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст. 1044), от 29.12.2010 г. N 1910-ПП ("Областная газета", 2011, 18 января, N 7), от 17.09.2010 г. N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" ("Областная газета", 2010, 24 сентября, N 342-343), а также в целях создания условий повышения уровня комфортности проживания населения в Свердловской области в многоквартирных домах, создания благоприятных условий для развития детей различного возрастного уровня за счет строительства и реконструкции детских игровых и спортивных площадок, плоскостных сооружений Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию областной целевой программы "Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области - "Тысяча дворов" на 2011-2015 годы (далее - Программа).
2. Определить заказчиком Программы Министерство энергетики и жилищно-ко3ммунального хозяйства Свердловской области.
3. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Шевелев Ю.П.) обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в Правительство Свердловской области до 1 марта 2011 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Шевелева Ю.П.
5. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства |
А.Л. Гредин |
Концепция
областной целевой программы "Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области - "Тысяча дворов" на 2011-2015 годы
(утв. постановлением Правительства Свердловской области от 25 февраля 2011 г. N 163-ПП)
Глава 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной целевой программы "Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области "Тысяча дворов" на 2011-2015 годы соответствующим федеральным целевым программам, приоритетным задачам Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года
Концепция областной целевой программы "Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области - "Тысяча дворов" на 2011-2015 годы разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и во исполнение поручения Губернатора Свердловской области А.С. Мишарина о создании условий повышения уровня комфортности проживания населения, благоприятных достойных условий для развития детско-юношеского и спортивного воспитания, а также в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2010 г. N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" ("Областная газета", 2010, 24 сентября, N 342-343).
Согласно Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 г. N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст. 1044), от 29.12.2010 г. N 1910-ПП ("Областная газета", 2011,18 января, N 7), создание комфортной среды проживания и эффективного жилищно-коммунального хозяйства является приоритетным направлением развития Свердловской области, развития человеческого потенциала.
Формирование благоприятной среды жизнедеятельности является основной целью градостроительной политики, осуществляемой в пределах жилых территорий органами государственной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Наряду с градостроительными, архитектурными, техническими аспектами важное значение для формирования высоких архитектурно-художественных, функционально-планировочных, социально-бытовых, санитарно-гигиенических и экологических качеств имеет благоустройство территорий. Жилье не может считаться комфортным, если окружение здания не благоустроено.
Благоустройство жилых территорий является комплексной многоаспектной задачей. Понятие "благоустройство" включает комплекс мероприятий: по инженерному благоустройству (инженерная подготовка и инженерное оборудование, искусственное освещение), социально-бытовому благоустройству, внешнему благоустройству (озеленение, организация движения транспорта и пешеходов, оснащение территории малыми архитектурными формами и элементами благоустройства).
Областная целевая программа "Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области - "Тысяча дворов" на 2011-2015 годы (далее - Программа) позволит органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области выполнить мероприятия в сфере благоустройства. При ее реализации появится возможность повышения уровня благоустройства населения, проживающего в городах и иных населенных пунктах в Свердловской области, создания достойных условий для развития подрастающего поколения, привлечения новых идей в сферу архитектуры и реализации дизайнерских решений по комплексному благоустройству дворовых территорий.
Глава 2. Обоснование целесообразности решения проблемы комплексного благоустройства дворовых территорий программно-целевым методом
Комфортность проживания в многоквартирных жилых домах также определяется уровнем благоустройства придомовых территорий с учетом организации во дворах дорожно-тропиночной сети, реконструкции озеленения, устройства газонов и цветников, освещения территории двора, размещения элементов и малых архитектурных форм, детских спортивно-игровых площадок, комплектации дворов элементами городской мебели, организации площадок для выгула собак, устройства хозяйственных площадок для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода, упорядочения парковки индивидуального транспорта, обустройства мест сбора мусора.
Следует также отметить наличие проблем и в части технического содержания имеющихся дворовых сооружений и зеленых насаждений. В городах и населенных пунктах существуют бесхозяйные детские игровые и спортивные площадки, имеющие, как правило, высокий процент износа и представляющие опасность для жизни и здоровья.
В настоящее время 75 процентов спортивных сооружений от их общего количества имеют разрушение бортового камня и покрытия, 63 процента детских игровых площадок из размещенных во дворах Свердловской области не имеют ограждений от внутриквартальных проездов, 50 процентов оборудованных и обустроенных дворовых территорий от общего их количества не отвечают требованиям и решениям современного комплексного благоустройства. Имеются многочисленные обращения граждан по вопросам затененности жилых помещений и разрушения строительных конструкций жилых домов разросшимися зелеными насаждениями. На протяжении десятилетий не решаются вопросы организации внутридворовых автостоянок.
Одной из причин неблагоустроенности дворовых территорий является дефицит средств в местных бюджетах муниципальных образований в Свердловской области, ежегодно выделяемых на новое строительство и содержание объектов внешнего благоустройства.
Проблемой для решения вопроса комплексного благоустройства дворовых территорий является также застройка населенных пунктов жилыми домами средней и малой этажности, которая характеризуется небольшими расстояниями между зданиями, дробностью открытых пространств, высокой плотностью строений. На таких территориях население обеспечивается лишь минимальным комплексом функционально совместимых элементов благоустройства, не выдерживаются нормы, предъявляемые к размещению автостоянок и парковок (минимальное удаление от окон зданий составляет от 10 до 35 метров).
Изменение требований жителей к комфортности городского образа жизни и острота проблем, накопившихся в сфере благоустройства придомовых территорий, предполагают выведение этих вопросов в разряд первостепенных.
При этом использование программно-целевого метода для решения задач, направленных на повышение уровня благоустроенности дворов, определяется тем, что данные задачи:
входят в число приоритетов при формировании федеральных целевых программ;
требуют значительных бюджетных расходов и сроков реализации, превышающих один год;
носят комплексный характер;
их решение оказывает существенное влияние на социальное благополучие общества, позволяет создать условия для повышения уровня комфортности проживания за счет грамотного функционального зонирования территорий, решения вопросов озеленения, цветочного оформления, размещения игровых и спортивно-оздоровительных комплексов для детей и подростков разных возрастных групп, площадок для отдыха взрослых, выгула и дрессировки собак, организации дорожно-тропиночной сети, упорядочения размещения легкового автотранспорта на дворовых территориях.
При использовании программно-целевого метода возможно достижение соответствия нормативным показателям принятых решений и запланированных мероприятий по благоустройству, обеспечивающим:
полноту предоставления услуг в сфере социально-бытового благоустройства;
номенклатуру малых архитектурных форм и планировочных элементов, их размеры и доступность;
требуемые санитарно-гигиенические и экологические условия;
возможность создания условий, отвечающих современным требованиям, для физического и эстетического развития подрастающего поколения.
Глава 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающего сведения о действующих расходных обязательствах Свердловской области, а также о расходных обязательствах муниципальных образований в Свердловской области в сфере благоустройства
В настоящее время площадь жилищного фонда Свердловской области составляет более 97,8 млн. квадратных метров, в том числе более 80,5 млн. квадратных метров, или 82,3 процента, в городах и поселках городского типа и 17,3 млн. квадратных метров, или 17,7 процента, в сельской местности.
На территории Свердловской области насчитывается около 109 тыс. многоквартирных домов, более 37 тыс. дворов.
Согласно данным, поступившим от муниципальных образований в Свердловской области, о состоянии и обеспеченности детскими игровыми и спортивными комплексами в настоящее время детскими игровыми площадками оборудовано около 5 тыс. дворов, что составляет 14 процентов от их общего количества.
В населенных пунктах в Свердловской области имеются 59 площадок для выгула домашних животных, расположенных вне территории дворов с учетом обеспечения их доступности, что составляет менее одного процента от требуемого количества (7000 площадок).
На протяжении десятилетий не решаются вопросы организации внутридворовых автостоянок.
В соответствии с методиками, применяемыми для расчета межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам и установления критериев выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, стоимость расходных полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области на мероприятия по благоустройству в 2009 году составляла 211,9 рубля на одного человека, в 2010 году - 148,7 рубля на одного человека, в 2011 году планируется в размере 156,3 рубля на одного человека.
Если не использовать программно-целевой метод, в населенных пунктах в муниципальных образованиях в Свердловской области могут возникнуть риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением муниципальных программных мероприятий, невыполнением муниципальными образованиями в Свердловской области принятых обязательств по финансированию мероприятий, запланированных в муниципальных целевых программах по благоустройству дворовых территорий, что может привести к созданию не завершенных строительством объектов, невыполнению программных целей.
Глава 4. Возможные варианты решения проблемы комплексного благоустройства дворовых территорий, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Способами ограничения рисков, связанных с недостаточным ресурсным обеспечением муниципальных программных мероприятий, являются: осуществление постоянного мониторинга реализации программных мероприятий, своевременная корректировка мероприятий, показателей и индикаторов Программы, перераспределение финансовых ресурсов с учетом приоритетности мероприятий и в зависимости от темпов достижения поставленных целей, распределение функций, полномочий и ответственности исполнителей мероприятий Программы.
Глава 5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы комплексного благоустройства дворовых территорий программно-целевым методом
Выполнение Программы предполагается осуществлять с 1 апреля 2011 года по 31 декабря 2015 года.
Организация выполнения Программы не требует выделения отдельных этапов ее реализации.
Программа предполагает достижение повышения уровня благоустройства и комфортности проживания населения в Свердловской области к 2015 году.
Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения результатов реализации мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области.
Меньший срок реализации Программы не позволит в полной мере оценить полученный результат и эффективность принятых мер государственной поддержки для создания комфортной среды в муниципальных образованиях в Свердловской области.
Глава 6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основе
Целью Программы является создание условий для повышения уровня комфортности проживания за счет грамотного функционального зонирования территорий, решения вопросов озеленения, цветочного оформления, размещения игровых и спортивно-оздоровительных комплексов для детей и подростков разных возрастных групп, площадок для отдыха взрослых, выгула и дрессировки собак, организации дорожно-тропиночной сети, упорядочения размещения легкового автотранспорта на дворовых территориях.
Задачей Программы, направленной на достижение цели, связанной с осуществлением полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере благоустройства, является предоставление государственной поддержки муниципальным образованиям в Свердловской области на реализацию аналогичных муниципальных программ по комплексному благоустройству дворовых территорий за счет средств областного бюджета. Целевыми показателями и индикаторами Программы являются:
обеспечение государственной поддержки муниципальных образований в Свердловской области в реализации первоочередных мероприятий для повышения уровня комфортности проживания граждан за счет функционального зонирования дворовых территорий;
увеличение удельного веса площади дворовых территорий, оборудованных детскими игровыми площадками.
В целях объективной оценки достижения поставленных целей, выполнения основных задач и мероприятий Программы будут установлены количественные значения целевых показателей (индикаторов), которые определяются расчетным методом.
Глава 7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
По предварительным прогнозным данным, общий объем финансирования Программы на 2011-2015 годы составляет более 1,5 млрд. рублей.
Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета, средств бюджетов муниципальных образований в Свердловской области.
Объемы финансирования, включенные в Программу, за счет всех перечисленных выше источников, предполагается направить на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов внешнего благоустройства дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области.
При уменьшении объема финансирования инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства по результатам торгов объем субсидии из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства подлежит уменьшению в той же сумме.
При недостаточности средств местного бюджета средства областного бюджета не выделяются.
Глава 8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы комплексного благоустройства дворовых территорий
Оценка ожидаемой социально-экономической эффективности Программы производится по итогам ее выполнения за год и по окончании срока реализации Программы.
Реализация мероприятий Программы к 2015 году позволит:
1) повысить уровень комфортности проживания за счет функционального зонирования дворовых территорий;
2) увеличить площадь дворовых территорий, оборудованных детскими игровыми площадками.
Глава 9. Предложения по участию в Программе исполнительных органов государственной власти Свердловской области, ответственных за ее формирование и реализацию
Ответственным за формирование и реализацию Программы является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Глава 10. Предложения по заказчикам и разработчикам Программы
Заказчиком и разработчиком Программы является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Глава 11. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе
При планировании ресурсного обеспечения Программы будет учитываться реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на областном и местном уровнях, экономическая и социальная значимость проблемы, а также реальная возможность ее реализации с использованием эффективного взаимодействия всех участников Программы.
Средства бюджетов муниципальных образований в Свердловской области для реализации мероприятий Программы отражаются в соглашениях, заключаемых заказчиком Программы с администрациями муниципальных образований в Свердловской области.
Средства областного бюджета, предусмотренные на выполнение мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий в форме субсидий местным бюджетам, подлежат направлению на софинансирование объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта, находящихся в собственности муниципальных образований в Свердловской области.
Доля софинансирования из средств местного бюджета определяется исходя из бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Свердловской области.
Глава 12. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Разработка Программы предполагает использование следующих принципов, обеспечивающих обоснованный выбор мероприятий Программы и сбалансированное решение основного комплекса задач:
комплексный подход к решению первоочередных задач в сфере комплексного благоустройства, планируемых к реализации в рамках Программы;
эффективное целевое использование средств областного бюджета и муниципальных бюджетов, а также средств внебюджетных источников в соответствии с установленными приоритетами для достижения целевых индикаторов Программы;
недопустимость дублирования мероприятий, включенных в Программу, в других действующих областных целевых программах;
контроль соблюдения законодательства Российской Федерации и Свердловской области в сфере защиты окружающей среды.
Предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований в Свердловской области на софинансирование аналогичных программ по комплексному благоустройству на территориях муниципальных образований в Свердловской области осуществляется по результатам конкурсного отбора заявок, представленных администрациями муниципальных образований в Свердловской области, на основании критериев отбора, утверждаемых областной целевой программой "Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области - "Тысяча дворов" на 2011-2015 годы.
Глава 13. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Исполнителями Программы являются заказчики-застройщики объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов благоустройства дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области, которые представляют ежеквартальную отчетность по реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 25 февраля 2011 г. N 163-ПП "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области - "Тысяча дворов" на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 5 марта 2011 г. N 69 стр. 6, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 31 марта 2011 г., N 2-2 (2011), ст. 203