Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 февраля 2011 г. N А60-41316/2010
Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании 16 февраля 2011 года, дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Свердловской области к Думе Муниципального образования Байкаловского сельского поселения о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: М.М. Протасова, удостоверение ТО N 085450, представитель по доверенности N 8-18-10 от 09.07.10 г.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. В судебное заседание представитель не явился. На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Представителю заявителя, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. До судебного заседания от заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство судом удовлетворено и приобщено к материалам дела. К материалам дела приобщены дополнения к заявлению от 15.02.11 г. с приложением, газета "Районные будни" N 1 от 10.03.08 г. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Исполняющий обязанности прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующими п. 3 ст. 2 в части слов "либо юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, избранные в качестве специализированной службы на конкурсной основе, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших", абз. 1 п. 5 ст. 3 в части слов "по согласованию со специализированной службой", абз. 2 п. 5 ст. 3, абз. 3 п. 3 ст. 5 в части слов "по согласованию со специализированной службой по вопросам похоронного дела", п. 2 ст. 6 в части слов "и специализированной службой", п. 3 ст. 9, п. 6 ст. 9 в части слов "а также в случае получения специального на то разрешения от специализированной службы", п. 9 ст. 9 в части слов "с разрешения специализированной службы", п. 10 ст. 9, абз. 1 п. 11 ст. 9 в части слов "специализированной службой", абз. 2 п. 11 ст. 9 в части слов "специализированной службы", п. 15 ст. 9 в части слов "специализированной службой", п.п. 1 и 6 ст. 11 Положения о порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Байкаловского сельского поселения, утв. решением Думы муниципального образования Байкаловского сельского поселения N 2 от 31.01.2008.
Заинтересованное лицо в ходатайстве о рассмотрении дела в его отсутствие пояснило, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил:
В соответствии с Федеральными законами: от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на представление услуг по погребению умерших", СанПин 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", Уставом Байкаловского сельского поселения, в целях упорядочения деятельности по оказанию ритуальных услуг и определения порядка содержания мест захоронения, Дума муниципального образования Байкаловского сельского поселения решением от 31.01.2008 утвердила во втором чтении Положение о порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Байкаловского сельского поселения (далее - Положение).
Согласно пункту 1 статьи 1, содержащимся в главе 1 "Общие положения", Положение регулирует отношения, связанные с организацией похоронного дела (погребением), содержанием мест захоронения Байкаловского сельского поселения, порядком деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела. Положение опубликовано 10.03.2008 в газете "Районные будни".
Решение Думы муниципального образования Байкаловского сельского поселения от 31.01.2008 N 2 "Об утверждении Положения о порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Байкаловского сельского поселения" является нормативным правовым актом, поскольку издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52, частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полагая, что оспариваемые пункты Положения о порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Байкаловского сельского поселения, утв. решением Думы муниципального образования Байкаловского сельского поселения N 2 от 31.01.2008, не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права организаций и граждан, занимающихся деятельностью по оказанию услуг по погребению и ритуальных услуг, заявитель обратился в арбитражный суд.
По мнению заявителя, нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, на соответствие которым следует проверить оспариваемые пункты нормативного акта органа местного самоуправления, являются Федеральный закон N 8-ФЗ от 12.01.1996 "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), Федеральный закон N 125-ФЗ от 22.10.2004 "Об архивном деле в РФ" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Федеральный закон N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы для признания незаконным нормативного правового акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 22, 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, формирование и содержание муниципального архива, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Из содержания ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями, в частности, создают муниципальные предприятия и учреждения, финансируют муниципальные учреждения, формируют и размещают муниципальный заказ, устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Пунктом 2 ст. 25 Федерального закона N 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Из содержания указанных норм права в их совокупности следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как Федеральный закон N 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Таким образом, присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.
Из материалов дела следует, что п. 3 ст. 2 Положения о порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Байкаловского сельского поселения, утв. решением Думы муниципального образования Байкаловского сельского поселения N 2 от 31.01.2008 специализированная служба по вопросам похоронного дела - юридическое лицо, созданное в качестве специализированной службы органами местного самоуправления, либо юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, избранные в качестве специализированной службы на конкурсной основе, на которые возлагается обязанность по погребению умерших.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что п. 3 ст. 2 Положения о порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Байкаловского сельского поселения, утв. решением Думы муниципального образования Байкаловского сельского поселения N 2 от 31.01.2008 в части слов "либо юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, избранные в качестве специализированной службы на конкурсной основе, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших" противоречат требованиям Федерального закона N 8-ФЗ от 12.01.1996 "О погребении и похоронном деле".
Кроме того, суд приходит к выводу о наличии в данном случае нарушений прав и законных интересов неограниченного круга лиц - граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку каждый из названных субъектов имеет право на осуществление своих законных интересов в условиях соблюдения требований действующего законодательства третьими лицами.
Таким образом, требования и.о. прокурора о признании недействующим п. 3 ст. 2 Положения о порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Байкаловского сельского поселения, утв. решением Думы муниципального образования Байкаловского сельского поселения N 2 от 31.01.2008 в части слов "либо юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, избранные в качестве специализированной службы на конкурсной основе, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших" подлежат удовлетворению.
Из анализа Положения о порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Байкаловского сельского поселения, утв. решением Думы муниципального образования Байкаловского сельского поселения N 2 от 31.01.2008, следует, что непосредственное похоронное обслуживание на территории Байкаловского сельского поселения осуществляет Специализированная служба по вопросам похоронного дела. В силу п. 5 ст. 3, п. 3 ст. 5, п. 10 ст. 9 Положения решение о родственном захоронении подлежит согласованию со специализированной службой, возможность выполнения волеизъявления умершего определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела, согласно п. 2 ст. 6 Положения содержание кладбищ осуществляется специализированной службой, из п.п. 3, 6, 9 ст. 9 Положения следует, что заказы на захоронение определяются через специализированную службу, захоронения на закрытых участках кладбища, в существующее захоронение осуществляются после получения на то специального разрешения специализированной службы, в силу п.п. 11, 15 ст. 9 Положения регистрация каждого захоронения осуществляется специализированной службой, установка памятников регистрируется специализированной службой в специальной книге, пунктами 1 и 6 ст. 11 Положения определены обязанности специализированной службы по содержанию кладбища.
Из содержания оспариваемого нормативного акта не следует, что иные хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса специализированной службы по похоронному делу, вправе заниматься деятельностью по содержанию и эксплуатации кладбищ.
Тем самым оспариваемым нормативным актом специализированной службе, предоставлены преимущества по осуществлению на территории Байкаловского сельского поселения деятельности по содержанию мест захоронения, эксплуатации кладбищ и оказанию услуг по погребению по отношению к иным хозяйствующим субъектам, не имеющим статуса специализированной службы по похоронному делу.
Из смысла статьи 6, пунктов 1, 2, 4 статьи 9, пункта 1 статьи 10, статьи 12 Федерального закона N 8-ФЗ следует, что услуги по погребению умерших могут оказываться не только специализированной организацией, созданной органами местного самоуправления, но и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере.
Иное толкование указанных норм права противоречило бы принципу свободы экономической деятельности, закрепленному в статье 8 Конституции Российской Федерации, а также положениям части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим возможность хозяйствующих субъектов заниматься любыми видами деятельности, кроме тех, для осуществления которых требуется получение специального разрешения (лицензии).
Специализированные же службы создаются органами местного самоуправления с целью реализации предусмотренных ст. 9 Федерального закона N 8-ФЗ гарантий, которые заключаются в возможности бесплатного получения лицом, взявшим на себя обязанности по погребению, определенного указанной статьей перечня услуг, с последующим возмещением специализированной службе их стоимости в порядке, предусмотренном в п. 3 данной статьи.
Так, ст. 6 Федерального закона N 8-ФЗ установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из названных в ст. 5 Федерального закона N 8-ФЗ лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно ст. 9 Федерального закона N 8-ФЗ специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Статья 10 Федерального закона N 8-ФЗ предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.
Следовательно, Федеральный закон N 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
В соответствии с Санитарными правилами и нормами "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.04.2003, которые предназначены для организаций, занимающихся, в том числе эксплуатацией кладбищ, установлено, что требования настоящих Санитарных правил обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2007 004-93, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст, содержит код 93.03 "Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг", включает захоронение и кремацию трупов людей и животных и связанную с этим деятельность: подготовку к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронными бюро, предоставление услуг, связанных с захоронением или кремацией, сдачу в аренду оборудованных ритуальных залов, сдачу в аренду или продажу мест для захоронения и т.п.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2001, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст, содержит код 01.41.2 "Предоставление услуг по закладке, обработке и содержанию садов, парков и других зеленых насаждений", который включает такие виды деятельности, как предоставление услуг по закладке и содержанию декоративных садов и парков отдыха и развлечений, зеленых насаждений на спортивных площадках, кладбищах.
Таким образом, из содержания вышеуказанных положений не следует, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничен созданием специализированных служб, и другие хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по содержанию и эксплуатации кладбищ.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения. В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органа местного самоуправления.
Порядок расходования средств местного бюджета предусмотрен Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением о бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год и Федеральным законом N 94-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и(или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Поскольку содержание мест захоронения является вопросом местного значения, решаемым органом местного самоуправления самостоятельно, в том числе путем размещения муниципального заказа, а вид деятельности относится к конкурентным, орган местного самоуправления не вправе возлагать на хозяйствующий субъект обязанность по содержанию мест захоронения в административном порядке путем принятия нормативного правового акта. В случае невозможности организовать содержание кладбища собственными силами, орган местного самоуправления должен разместить муниципальный заказ в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 94-ФЗ.
В ч. 1 и ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ предусмотрено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме), за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 15 Федеральный закон N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Исходя из изложенного, суд полагает, что деятельность по эксплуатации, содержанию кладбищ является конкурентным видом деятельности. Действующее законодательство каких-либо специальных требований к субъектам, которые должны осуществлять содержание кладбищ, не устанавливает.
Кроме того, частью 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
По мнению суда, абз. 1 п. 5 ст. 3, абз. 2 п. 5 ст. 3, абз. 3 п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 6, п. 3 ст. 9, п. 6 ст. 9, п. 9 ст. 9, п. 10 ст. 9, абз. 1 п. 11 ст. 9, абз. 2 п. 11 ст. 9, п. 15 ст. 9, п.п. 1 и 6 ст. 11 Положения о порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Байкаловского сельского поселения, утв. решением Думы муниципального образования Байкаловского сельского поселения N 2 от 31.01.2008 создают дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих населению услуги по погребению по сравнению со специализированной организацией, которая совмещает в своем лице функции хозяйствующего субъекта на рынке услуг по погребению и часть функций органа местного самоуправления. Реализация абз. 1 п. 5 ст. 3, абз. 2 п. 5 ст. 3, абз. 3 п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 6, п. 3 ст. 9, п. 6 ст. 9, п. 9 ст. 9, п. 10 ст. 9, абз. 1 п. 11 ст. 9, п. 15 ст. 9, п.п. 1 и 6 ст. 11 Положения влечет необоснованное препятствование осуществлению деятельности в сфере предоставления услуг по погребению иными (кроме специализированной организации) хозяйствующими субъектами на территории Байкаловского сельского поселения, что запрещено пунктом 2 частью 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ и свидетельствует о нарушении прав этих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, абз. 1 п. 5 ст. 3, абз. 2 п. 5 ст. 3, абз. 3 п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 6, п. 3 ст. 9, п. 6 ст. 9, п. 9 ст. 9, п. 10 ст. 9, абз. 1 п. 11 ст. 9, п. 15 ст. 9, п.п. 1 и 6 ст. 11 Положения не соответствуют указанным выше нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" поскольку ограничивают возможность осуществления хозяйствующими субъектами деятельности в сфере предоставления услуг по погребению, ритуальных услуг, а также наделяют хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления по выдаче разрешений и согласований в специализированной службе, которая не наделена контрольными и надзорными функциями в отношении деятельности иных хозяйствующих субъектов.
Согласно абз. 2 п. 11 ст. 9 Положения книга учета захоронений храниться в архиве специализированной службы.
В силу п. 11 ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления или муниципальное учреждение, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов. Согласно п. 2 ст. 3 закона N 125-ФЗ архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителей и информации для граждан, общества и государства.
Таким образом, абз. 2 п. 11 ст. 9 Положения не соответствуют п. 2, 11 ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ от 22.10.2004 "Об архивном деле в РФ" поскольку документы по погребению являются архивными документами в силу их значимости для граждан, а потому подлежат хранению в соответствующем архиве муниципального образования. Деятельность по формированию и сохранности архивного фонда не является конкурентной и может осуществляться в силу прямого указания закона только структурными подразделениями органа местного самоуправления или специально созданным муниципальным учреждением, к которым специализированная служба по вопросам похоронного дела не относится.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
По смыслу подп. 1 п. 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской. Федерации прокуроры, и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
В силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку в арбитражный суд обратился прокурор с заявлением в защиту государственных и (или) общественных интересов, а органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в силу прямого указания закона, освобождены от уплаты государственной пошлины, у суда не имеется правовых оснований для взыскания с Думы муниципального образования Байкаловского сельского поселения государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействующими п. 3 ст. 2 в части слов "либо юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, избранные в качестве специализированной службы на конкурсной основе, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших", абз. 1 п. 5 ст. 3 в части слов "по согласованию со специализированной службой", абз. 2 п. 5 ст. 3, абз. 3 п. 3 ст. 5 в части слов "по согласованию со специализированной службой по вопросам похоронного дела", п. 2 ст. 6 в части слов "и специализированной службой", п. 3 ст. 9, п. 6 ст. 9 в части слов "а также в случае получения специального на то разрешения от специализированной службы", п. 9 ст. 9 в части слов "с разрешения специализированной службы", п. 10 ст. 9, абз. 1 п. 11 ст. 9 в части слов "специализированной службой", абз. 2 п. 11 ст. 9 в части слов "специализированной службы", п. 15 ст. 9 в части слов "специализированной службой", п.п. 1 и 6 ст. 11 Положения о порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Байкаловского сельского поселения, утв. решением Думы муниципального образования Байкаловского сельского поселения N 2 от 31.01.2008., как не соответствующие Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 8-ФЗ от 12.01.1996 "О погребении и похоронном деле", Федеральному закону N 125-ФЗ от 22.10.2004 "Об архивном деле в РФ", Федеральному закону N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федеральному закону N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 февраля 2011 г. N А60-41316/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника