Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 марта 2011 г. N Ф09-450/11-С6 по делу N А76-7791/2010-22-319
Дело N А76-7791/2010-22-319
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Смирнова А.Ю., судей Мындря Д.И., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ашинский химический завод" (далее - общество "АХЗ") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2010 по делу N А76-7791/2010-22-319 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района (далее - комитет) - Миндели А.А. (доверенность от 11.01.2011).
Комитет обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу "АХЗ" о взыскании 4680774 руб. 28 коп., из них 2463565 руб. 41 коп. задолженности по арендной плате, 2217208 руб. 87 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2010 (судья Соколова С.А.) исковые требования удовлетворены частично, с общества "АХЗ" в пользу комитета взыскано 2613565 руб. 41 коп., из них 2463565 руб. 41 коп. задолженности, 150000 руб. пени.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010 (судьи Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "АХЗ" просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, неправильное применение Закона Челябинской области от 24.04.2008 N 257-ОЗ, ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Заявитель считает необоснованным применение комитетом при расчете задолженности по арендной плате кадастровой стоимости земельного участка в виде произведения удельного показателя кадастровой стоимости и площади участка. Общество "АХЗ" ссылается при этом на то, что Правительством Челябинской области не утверждена кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного ему в аренду. Заявитель считает неправомерным использование значение удельного показателя кадастровой стоимости земель г. Челябинска, определенного в соответствии с Результатами государственной кадастровой оценки земель поселений г. Челябинска, утвержденными постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309, в связи с отсутствием официального опубликования названного нормативного акта.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В отзыве на кассационную жалобу комитет возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить в силе обжалуемый судебный акт.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждается, что на основании постановления главы администрации г. Аша от 26.05.1994 N 372/1 земельный участок общей площадью 125,33 га, расположенный в г. Аша, закреплен в постоянное пользование за акционерным обществом открытого типа "Ашинский пиролизно-химический завод".
На основании постановления главы г. Аша и Ашинского района от 06.11.1997 N 983 земельный участок общей площадью 81,3 га предоставлен открытому акционерному обществу "Ашинский пиролизно-химический завод" в аренду для эксплуатации. Государственный акт на право бессрочного постоянного пользования землей N ЧЛО-03-000016 признан утратившим силу с 01.11.1997.
Согласно Уставу общества "АХЗ" открытое акционерное общество "Ашинский пиролизно-химический завод" переименовано в общество "АХЗ".
Между комитетом (арендодатель) и обществом "АХЗ" 29.11.2002 заключен договор N 80 аренды земельного участка площадью 627187,1 кв.м, с кадастровым номером 74:03:10:16:001:0001, расположенного по адресу: г. Аша, ул. Суворова, д. 2, для эксплуатации зданий и сооружений основного производства. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке (т. 1, л.д. 14, 102).
Согласно п. 2.2 данного договора размер арендной платы за землю определяется в извещении и является неотъемлемой частью договора. Плата за аренду земли перечисляется арендатором ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала.
В соответствии с п. 5.3 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,5% от суммы платежа за каждый календарный день просрочки от суммы задолженности.
Дополнительным соглашением от 03.03.2004 сторонами изменена площадь арендуемого земельного участка на 494528 кв.м (т. 1, л.д. 17).
Комитетом обществу "АХЗ" направлен расчет арендной платы на 2009 год. При определении размера арендной платы за спорный период комитет руководствовался положениями Закона Челябинской области от 24.04.2008 N 257-ЗО, решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района от 20.06.2008 N 372 (т. 1, л.д. 116, 134).
Общество "АХЗ", не согласившись с указанным расчетом, в письме от 27.02.2009 N 26/290 попросило комитет осуществить перерасчет арендной платы (т. 1, л.д. 135).
Комитет, ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом "АХЗ" обязанностей по внесению арендной платы за период с 01.06.2009 по 01.03.2010, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим иском.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Исходя из положений ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором.
В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В абз. 5 п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Порядок определения размера годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ашинского муниципального поселения установлен Законом Челябинской области от 24.04.2008 N 257-ЗО (далее - Закон N 257-ЗО), решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района от 20.06.2008 N 372.
В ч. 1 ст. 1 Закона N 257-ЗО установлена формула определения размера годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с применением дифференцированных коэффициентов арендной платы (K1, K2, К3).
Суды, установив факт неисполнения обществом "АХЗ" обязательств по внесению арендной платы по договору аренды от 29.11.2002 N 80 за период с 01.06.2009 по 01.03.2010, проверив произведенный истцом расчет задолженности с применением дифференцированных коэффициентов ставок арендной платы (К1, К2, К3), примененных на основании решения Собрания депутатов Ашинского муниципального района от 20.06.2008 N 372, и признав его обоснованным, частично удовлетворили исковые требования, уменьшив размер истребуемой неустойки на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В силу п. 4, 8 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 74:03:1016001:5, площадью 494528 кв.м поставлен на кадастровый учет 25.05.2005 с видом разрешенного использования "для размещения объектов недвижимости общества "АХЗ", кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 164237694,08 руб. и утверждена на основании постановления Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309. При этом удельный показатель кадастровой стоимости определен для земель под промышленными объектами, что соответствует виду разрешенного использования спорного земельного участка.
Исчисление кадастровой стоимости предоставленного в аренду обществу "АХЗ" земельного участка путем произведения удельного показателя кадастровой стоимости и площади данного земельного участка при определении суммы задолженности по арендной плате также признано судами правомерным.
Учитывая, что определение кадастровой стоимости участка может осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который в свою очередь определяется с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного использования, суды сделали правильный вывод о соблюдении арендодателем (истцом) требований законодательства при определении размера арендной платы.
Довод общества "АХЗ" о том, что при установлении кадастровой стоимости земельного участка не может быть применено постановление Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309, поскольку оно не было опубликовано в полном объеме с Приложением в виде утвержденных удельных показателей кадастровой стоимости, подлежит отклонению.
Согласно п. 2.1, 2.2 договора аренды от 29.11.2002 арендодатель устанавливает размер арендной платы на 1 год и имеет право индексировать ее в течение года в соответствии с действующими нормативными актами. Размер арендной платы изменяется арендодателем путем письменного извещения.
Размер арендной платы за 2009 год во исполнение указанных положений договора рассчитан комитетом на основании постановления Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309. Порядок опубликования сведений о кадастровой стоимости земельных участков установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", согласно условиям которого предусмотрено размещение сведений о кадастровой стоимости земельных участков на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет. Кроме того, названным постановлением Правительства Российской Федерации на территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости возложена обязанность по предоставлению сведений о кадастровой стоимости земельных участков по письменному заявлению заинтересованного лица.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 N 1455-O-O "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Втортек" на нарушение конституционных прав и свобод Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что данное постановление, изданное в соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ) и закрепляющее порядок предоставления налогоплательщикам информации о кадастровой стоимости земельных участков, в том числе возможность использования ими данных, размещенных в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти, призвано обеспечить реализацию указанных конституционных требований и, соответственно, само по себе какие-либо конституционные права не нарушает.
Из текста кассационной жалобы общества "АХЗ" усматривается, что информация об удельных показателях кадастровой стоимости земель поселений Челябинской области опубликована на сайте Управления Роснедвижимости по Челябинской области с пометкой "справочно".
По условиям договора аренды от 29.11.2002 N 80 обязанность производить расчет арендной платы возложена на арендодателя, что он и сделал. На арендатора такой обязанности не возложено. При наличии сомнений в правильности расчетов, в том числе в правильности тех или иных показателей, положенных в основу расчета, арендатор вправе был ознакомиться с результатами кадастровой оценки земель в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52. Данных о том, что у общества "АХЗ" возникли какие-либо препятствия в осуществлении его прав, предусмотренных названным постановлением Правительства Российской Федерации, заявителем кассационной жалобы не представлено.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2010 по делу N А76-7791/2010-22-319 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ашинский химический завод" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 N 1455-O-O "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Втортек" на нарушение конституционных прав и свобод Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что данное постановление, изданное в соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ) и закрепляющее порядок предоставления налогоплательщикам информации о кадастровой стоимости земельных участков, в том числе возможность использования ими данных, размещенных в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти, призвано обеспечить реализацию указанных конституционных требований и, соответственно, само по себе какие-либо конституционные права не нарушает.
...
По условиям договора аренды от 29.11.2002 N 80 обязанность производить расчет арендной платы возложена на арендодателя, что он и сделал. На арендатора такой обязанности не возложено. При наличии сомнений в правильности расчетов, в том числе в правильности тех или иных показателей, положенных в основу расчета, арендатор вправе был ознакомиться с результатами кадастровой оценки земель в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52. Данных о том, что у общества "АХЗ" возникли какие-либо препятствия в осуществлении его прав, предусмотренных названным постановлением Правительства Российской Федерации, заявителем кассационной жалобы не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2011 г. N Ф09-450/11-С6 по делу N А76-7791/2010-22-319
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-450/11-С6