Вопрос: Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ, вступающим в силу 01.01.2009, ст. 346.26 НК РФ дополнена п. 2.2, согласно которому на уплату ЕНВД не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек. По сути, данный Федеральный закон связывает применение или неприменение специального налогового режима в 2009 г. с показателем среднесписочной численности работников налогоплательщика в предшествующем, то есть в 2008 г. Таким образом, по мнению организации, Федеральному закону от 22.07.2008 N 155-ФЗ придана обратная сила, что является нарушением ст. 54 Конституции РФ, а также п. 2 ст. 5 ПК РФ. Учитывая изложенное, вправе ли организация применять специальный режим налогообложения в виде ЕНВД в 2009 г. в случае, если среднесписочная численность работников организации за 2008 г. составит 130 человек?
Согласно п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") на уплату единого налога на вмененный доход c 1 января 2009 г. не переводятся в том числе организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
В этой связи организация, применяющая в 2008 г. систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, среднесписочная численность работников которой за 2008 г. превысит 100 человек, обязана с 1 января 2009 г. перейти на применение общего режима налогообложения либо на упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что положения п. 2 ст. 5 НК РФ, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют, означают то, что указанные акты не должны распространять свои положения на те отношения, которые уже существовали до момента их вступления в юридическую силу.
Учитывая, что Федеральный закон от 22.07.2008 N 155-ФЗ вступает в силу с 1 января 2009 г. и распространяется на правоотношения, возникающие с указанной даты, нарушения прав налогоплательщиков в рассматриваемом случае не возникает.
Основание. Письмо Минфина России от 25.09.2008 N 03-11-04/3/445.
Ноябрь 2008 г.
Журнал "Налоговый Навигатор", N 21
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.