Вопрос: Организация осуществляла деятельность в течение определенного времени по месту нахождения ее обособленного подразделения без постановки на учет в налоговом органе. 1. Правомерно ли при привлечении организации к ответственности в соответствии со ст. 117 НК РФ и определении размера штрафа от доходов, полученных в период деятельности организации без постановки на налоговый учет, определять доход в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ? 2. Освобождает ли привлечение к ответственности по ст. 117 НК РФ от обязанности по представлению в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за период деятельности без постановки на учет в налоговом органе?
1. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных п. 4 ст. 83 НК РФ.
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе влечет ответственность, установленную ст. 117 НК РФ.
Так, ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40000 руб. (п. 2 ст. 117 НК РФ).
В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц" и "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Глава 25 НК РФ не предусматривает специального порядка определения и оценки экономической выгоды при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Вместе с этим, в п. 1 ст. 248 НК РФ указано, что к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров, работ, услуг, имущественных прав.
Учитывая изложенное, при привлечении организации к ответственности в соответствии со ст. 117 НК РФ и определении размера штрафа от доходов, полученных в период деятельности организации без постановки на учет в налоговом органе, следует учитывать доход, определяемый в порядке, предусмотренном в п. 1 ст. 248 НК РФ.
2. Привлечение организации к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 117 НК РФ, не освобождает ее от обязанности по представлению в налоговый орган налоговой декларации (расчета) за период деятельности без постановки на учет в налоговом органе.
В силу пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
На основании пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
Основание. Письмо Минфина России от 26.11.2008 N 03-02-07/1-477.
Февраль 2009 г.
Журнал "Налоговой Навигатор", N 3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.