Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 марта 2011 г. N Ф09-11382/10-С2 по делу N А07-10751/2010
Дело N А07-10751/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Беликова М.Б., судей Наумовой Н.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.07.2010 по делу N А07-10751/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание своих представителей не направили.
Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционная юридическая компания "Авентин ЮристЪ" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 31.05.2010 N 6770 об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату пособия по беременности и родам в сумме 182 946 руб. 88 коп. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 26.07.2010 (судья Чернышева С.Л.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение учреждения признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2010 (судьи Кузнецов Ю.А., Малышев М.Б., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о нарушении учреждением процедуры рассмотрения материалов проверки, установленной Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008 N 110, Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на соблюдении им процедуры рассмотрения материалов проверки.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судами, общество обратилось в учреждение с заявлением о выделении средств на возмещение произведенных расходов по выплате пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 222 615 руб. 26 коп., в том числе выделить средства на возмещение произведенных расходов по выплате пособия по беременности и родам, выплаченное Огурцовой Е.А. в размере 144 516 руб. 13 коп. и Мухамадеевой О.З. в размере 78 099 руб. 13 коп.
Учреждением проведена камеральная проверка представленных документов, по результатам которой вынесен акт от 13.05.2010 N 6770, согласно которому обществу предложено возместить сумму 39 668 руб. 38 коп. и отказано в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 182 946 руб. 88 коп.
По результатам рассмотрения акта проверки учреждением принято решение от 13.05.2010 N 6770, согласно которому выделены средства на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 39 668 руб. 38 коп. В выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 182 946 руб. 88 коп. отказано.
Общество не согласилось с решением учреждения от 13.05.2010 N 6770, в связи с чем оспорило его в судебном порядке. Арбитражным судом Республики Башкортостан возбуждено производство по делу N А07-8753/2010. Основанием для признания решения незаконным послужило то обстоятельство, что учреждением допущены процессуальные нарушения при принятии решения.
Уведомлением от 13.05.2010 N 6766 учреждение направило в адрес страхователя уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов камеральной проверки (по акту от 13.05.2010 N 6766), которое состоится 31.05.2010.
31.05.2010 учреждением принято решение об отказе в выделение средств на осуществление расходов страхователя в сумме 182 946 руб. 88 коп. на основании акта камеральной проверки от 31.05.2010 N 6766.
Полагая, что решение учреждения от 31.05.2010 N 6770 принято повторно и фактически дублирует ранее принятое решение от 13.05.2010 N 6770, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования суды исходили из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 года N 165-ФЗ настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Процедура рассмотрения материалов проверки урегулирована в постановлении Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008 N 110 "Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно п. 12 Методических указаний по результатам камеральной проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицом, проводившим камеральную проверку, составляется акт камеральной проверки по установленной форме в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки. Акт камеральной проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и страхователем, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
Акт проверки должен быть вручен страхователю, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным страхователем (его представителем). Страхователь, в отношении которого проводилась камеральная проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить в соответствующее отделение (филиал отделения) фонда письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в отделение (филиал отделения) фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Материалы камеральной проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя, физического лица (их представителей). О времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение (филиал отделения) фонда извещает страхователя заблаговременно. Неявка страхователя, в отношении которого проводилась камеральная проверка, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого страхователя будет признано руководителем (заместителем руководителя) отделения (филиала отделения) фонда обязательным для рассмотрения этих материалов.
Пунктом 35 Методических рекомендаций предусмотрено, что при выявлении у страхователя по результатам камеральной проверки нарушения законодательства при расходовании средств обязательного социального страхования исполнительным органом фонда в течение 10 дней выносится решение о непринятии к зачету расходов с предложением внести корректировку в отчетность (в течение 10 дней со дня его вынесения направляется в соответствующий налоговый орган).
Аналогичные положения порядка проведения и рассмотрения результатов камеральной проверки установлены положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В рассматриваемом случае судами установлено, что решение от 31.05.2010 N 6770 принято с нарушением вышеуказанных требований Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и требований Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Кроме того, судами установлено, что решение от 31.05.2010 N 6770 дублирует решение от 13.05.2010 N 6770, что является повторным принятием решения по предмету рассмотрения, состоявшемуся ранее, соответственно является недопустимым в силу требований законодательства.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о нарушении фондом процессуального порядка рассмотрения материалов проверки, признав заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Оснований для переоценки установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.07.2010 по делу N А07-10751/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 12 Методических указаний по результатам камеральной проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицом, проводившим камеральную проверку, составляется акт камеральной проверки по установленной форме в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки. Акт камеральной проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и страхователем, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
...
Пунктом 35 Методических рекомендаций предусмотрено, что при выявлении у страхователя по результатам камеральной проверки нарушения законодательства при расходовании средств обязательного социального страхования исполнительным органом фонда в течение 10 дней выносится решение о непринятии к зачету расходов с предложением внести корректировку в отчетность (в течение 10 дней со дня его вынесения направляется в соответствующий налоговый орган).
Аналогичные положения порядка проведения и рассмотрения результатов камеральной проверки установлены положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В рассматриваемом случае судами установлено, что решение от 31.05.2010 N 6770 принято с нарушением вышеуказанных требований Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и требований Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2011 г. N Ф09-11382/10-С2 по делу N А07-10751/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника