Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 февраля 2011 г. N Ф09-478/11-С1 по делу N А47-91/2010
Дело N А47-91/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.09.2010 по делу N А47-91/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 по указанному делу.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - Министерство) - Узяков А.Д. (доверенность от 12.11.2010 N 27).
Представители иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным предписания управления от 14.12.2009 N 53-03-07/72-4087 в части признания незаконным использования средств федерального бюджета в сумме 21 109 123 руб. и требования о возмещении данной суммы в доход федерального бюджета.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерство финансов Оренбургской области и Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда от 07.09.2010 (судья Савинова М.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что обеспечение обновления муниципального пассажирского автомобильного парка относится исключительно к полномочиям органов местного самоуправления и должно осуществляться за счет средств соответствующих муниципальных бюджетов, а не за счет средств субвенций, предоставленных из федерального бюджета. Кроме того, управление указывает на то, что трансферты выделялись по кодам Бюджетной классификации Российской Федерации, определяющим их использование на социальные выплаты гражданам, а приобретение для муниципалитетов подвижного состава автобусного парка не является социальной выплатой гражданам либо иным, разрешенным направлением расходования средств согласно положений бюджетного законодательства. Помимо изложенного, управление ссылается на необоснованность принятия судами во внимание при вынесении оспариваемых судебных актов письма Министерства финансов Российской Федерации от 09.03.2010 N 06-02-06 и решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19.04.2010.
Как следует из материалов дела, в период с 01.10.2009 по 25.11.2009 управлением проведена проверка Министерства на предмет целевого использования субвенций, перечисленных бюджету Оренбургской области из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, за период с 01.01.2007 по 31.12.2008.
Итоги проверки отражены в акте от 25.11.2009, из которого следует, что по данным отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя бюджетных средств формы 0503127 на 01.01.2008 по кодам бюджетной классификации 1101, 5170000, 578, 251 (субвенции бюджетам на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан) исполнено через финансовые органы всего на 37 884,4 тыс. руб., не исполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств составили 21 109,1 тыс. руб. Остаток бюджетных средств на 01.01.2008 Министерство распределило между муниципальными образованиями исходя из наличия автобусного парка и потребности его обновления.
По результатам проверки управлением в адрес заявителя вынесено предписание от 14.12.2009 N 53-03-07/72-4087 по устранению выявленных нарушений, связанных с установленным фактом нецелевого использования средств федерального бюджета путем возмещения в доход федерального бюджета средств в сумме 21109123 руб.
Не согласившись с предписанием управления, Министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия нецелевого характера расходования Министерством средств федерального бюджета.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" (далее - Закон N 238-ФЗ) утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4 250 735,2 тыс. рублей с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению 21 к данному Федеральному закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Из приложения 21 к Закону N 238-ФЗ следует, что Оренбургской области на 2007 г. было выделено субвенций в сумме 50,9 млн.руб.
Согласно приложению N 37 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов" распределение межбюджетных трансфертов бюджету Оренбургской области на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, произведено в размере 55,4 млн.руб.
В ходе проверки управлением установлено, что объем бюджетных средств, полученных Министерством на обеспечение указанных целей в 2007 г. составил 58,99 млн. руб., в 2008 г. - 76,5 млн. руб.
Согласно материалам дела по данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств формы 0503127 на 01.01.2008 г. по кодам бюджетной классификации 1101, 5170000, 578, 251 (субвенции бюджетам на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан) исполнено через финансовые органы всего на 37884,4 тыс. руб., неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств составили 21 109,1 тыс.руб.
Остаток бюджетных средств на 01.01.2008 в указанной сумме Министерство распределило между муниципальными образованиями (г. Новотроицк, Оренбург и Орск) на обновление подвижного состава автобусного парка.
На основании приказа Министерства промышленной политики и инноваций Оренбургской области от 18.11.2008 N 303 о/д "О распределении межбюджетных трансфертов" было произведено распределение бюджетных средств муниципальному образованию г. Новотроицк - 4 485 127 руб., муниципальному образованию г. Оренбург - 9 579 886,33 руб., муниципальному образованию г. Орск-7 044 110 руб.
Бюджетные средства перечислены на лицевые счета финансовых управлений муниципальных образований платежными поручениями от 27.11.2008 N 83 на сумму 4 485 127 руб., от 27.11.2008 N 84 на сумму 9 579 886,33 руб., от 27.11.2008 N 85 на сумму 7 044 110 руб., что подтверждается материалами дела.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи управлением Министерству предписания от 14.12.2009 N 53-03-07/72-4087 по устранению выявленных нарушений, связанных с уставленным фактом нецелевого использования средств федерального бюджета, путем возмещения в доход федерального бюджета средств в сумме 21 109 123 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании п. 1 данных Правил межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - Правила), устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Правилами и Законом Оренбургской области от 28.12.2007 N 1850/373-IV-OЗ "Об областном бюджете на 2008 год" Правительством Оренбургской области было принято Постановление от 26.02.2008 N 70-П "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Оренбургской области", которым были утверждены Порядок обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Оренбургской области и Порядок расходования и учета межбюджетных трансфертов местными бюджетами на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Оренбургской области (далее - Порядок расходования и учета межбюджетных трансфертов).
Пунктом 1 Порядка расходования и учета межбюджетных трансфертов установлено, что данным Порядком определяется механизм расходования и учета из областного бюджета межбюджетных трансфертов бюджетами муниципальных образований на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Оренбургской области.
Как следует из п. 2 названного Порядка межбюджетные трансферты направляются муниципальным образованиям при условии обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории муниципального образования для категорий граждан, указанных в п. 1 данного Порядка.
Из п. 4 Порядка расходования и учета межбюджетных трансфертов следует, что Министерство промышленной политики и инноваций Оренбургской области распределяет между муниципальными образованиями межбюджетные трансферты исходя из фактического количества реализованных единых льготных проездных билетов гражданам федерального и регионального регистров в предшествующем финансовом году, за исключением остатка средств федерального бюджета, образовавшегося по состоянию на 1 января 2008 года в связи с неполным их использованием, доводит до муниципальных образований уведомления о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) в порядке, определенном порядком составления и ведения бюджетной росписи, утвержденным приказом министерства финансов Оренбургской области от 17.12.2007 N 64 (зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу 24.12.2007 N RU 56000200700427). Остаток средств федерального бюджета, образовавшийся по состоянию на 1 января 2008 года, министерство распределяет между муниципальными образованиями исходя из наличия автобусного парка и потребности в его обновлении и в установленном порядке доводит до муниципальных образований уведомления о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) (в ред. постановления Правительства Оренбургской области от 02.07.2008 N 258-п).
Органами местного самоуправления межбюджетные трансферты направляются на возмещение расходов, связанных, в частности, с обновлением подвижного состава автобусного парка (п. 7 Порядка расходования и учета межбюджетных трансфертов).
Таким образом, суды правильно указали, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования средств для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на соответствующей территории, включая их расходование на приобретение нового подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что действия Министерства по распределению остатка неиспользованных бюджетных средств по состоянию на 01.01.2008 в сумме 21 109,1 тыс. руб. между муниципальными образованиями Оренбургской области для целей обновления подвижного состава автобусного парка не противоречат целевому назначению субвенций, выделенных из федерального бюджета бюджету Оренбургской области.
Следовательно, суды правомерно удовлетворили заявленные требования и признали недействительным предписание управления от 14.12.2009 N 53-03-07/72-4087.
Ссылка, изложенная в кассационной жалобе, относительно того, что суды при принятии судебных актов необоснованно руководствовались решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19.03.2010, где предметом оценки являлось постановление Правительства Оренбургской области от 23.06.2009 N 301-п "О распределении неиспользованных в 2008 г. средств федерального бюджета, предоставленных на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации", поскольку оно не является обязательным для Арбитражного суда Оренбургской области подлежит отклонению. Действительно, данное решение не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, однако суды, с учетом принципа согласованности правовых выводов, а также того, что судебные акты не должны вступать в противоречие и порождать новые споры, правильно учли правовую позицию, изложенную в решении Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19.03.2010.
Довод управления о необоснованности ссылок суда первой инстанции на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 09.03.2010 N 06-02-06, подписанном директором Департамента Межбюджетных отношений, поскольку оно не является нормативным актом, уже был предметом исследования суда апелляционной инстанции и правомерно им отклонен по основаниям того, что данное письмо учтено судом лишь как изложение мнения государственного органа, уполномоченного на предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, наряду с другими доказательствами по делу.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, основания для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.09.2010 по делу N А47-91/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из п. 4 Порядка расходования и учета межбюджетных трансфертов следует, что Министерство промышленной политики и инноваций Оренбургской области распределяет между муниципальными образованиями межбюджетные трансферты исходя из фактического количества реализованных единых льготных проездных билетов гражданам федерального и регионального регистров в предшествующем финансовом году, за исключением остатка средств федерального бюджета, образовавшегося по состоянию на 1 января 2008 года в связи с неполным их использованием, доводит до муниципальных образований уведомления о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) в порядке, определенном порядком составления и ведения бюджетной росписи, утвержденным приказом министерства финансов Оренбургской области от 17.12.2007 N 64 (зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу 24.12.2007 N RU 56000200700427). Остаток средств федерального бюджета, образовавшийся по состоянию на 1 января 2008 года, министерство распределяет между муниципальными образованиями исходя из наличия автобусного парка и потребности в его обновлении и в установленном порядке доводит до муниципальных образований уведомления о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) (в ред. постановления Правительства Оренбургской области от 02.07.2008 N 258-п).
Органами местного самоуправления межбюджетные трансферты направляются на возмещение расходов, связанных, в частности, с обновлением подвижного состава автобусного парка (п. 7 Порядка расходования и учета межбюджетных трансфертов).
...
Ссылка, изложенная в кассационной жалобе, относительно того, что суды при принятии судебных актов необоснованно руководствовались решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19.03.2010, где предметом оценки являлось постановление Правительства Оренбургской области от 23.06.2009 N 301-п "О распределении неиспользованных в 2008 г. средств федерального бюджета, предоставленных на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации", поскольку оно не является обязательным для Арбитражного суда Оренбургской области подлежит отклонению. Действительно, данное решение не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, однако суды, с учетом принципа согласованности правовых выводов, а также того, что судебные акты не должны вступать в противоречие и порождать новые споры, правильно учли правовую позицию, изложенную в решении Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19.03.2010."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 февраля 2011 г. N Ф09-478/11-С1 по делу N А47-91/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-478/11-С1