Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 марта 2011 г. N Ф09-11148/10-С2 по делу N А71-6505/2010Г33
Дело N А71-6505/2010Г33
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Артемьевой Н.А., судей Беликова М.Б., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.08.2010 по делу N А71-6505/2010Г33 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2010 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - общество "Удмуртская энергосбытовая компания") к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики и Отделу социальной защиты населения в Селтинском районе Удмуртской Республики о взыскании убытков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество "Удмуртская энергосбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики и Отделу социальной защиты населения в Селтинском районе Удмуртской Республики с иском о взыскании на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации 3990 руб. 14 коп. расходов, понесенных в результате предоставления льгот по оплате электрической энергии ветеранам Великой отечественной войны, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (с учетом уменьшения размера исковых требований).
Решением суда от 18.08.2010 (судья Бакулев С.Ю.) принят отказ истца от иска в отношении Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики и Отдела социальной защиты населения в Селтинском районе Удмуртской Республики, производство по делу в этой части прекращено. Исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества "Удмуртская энергосбытовая компания" взысканы 3381 руб. 47 коп. ущерба. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2010 (судьи Риб Л.Х., Ясикова Е.Ю., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит указанные решение и постановление в части удовлетворения исковых требований отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации". Заявитель жалобы указывает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Удмуртская Республика, правительством которой принят нормативный акт о предоставлении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Министерство финансов Российской Федерации также полагает, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов по оплате услуг по электроснабжению на территории субъекта Российской Федерации направлено не на исполнение расходных обязательств Российской Федерации, а является средством финансовой помощи субъектам Российской Федерации и дополнительной гарантией по сохранению ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. Кроме того, заявитель полагает, что судами не дана оценка доказательствам, подтверждающим, что из федерального бюджета выделено достаточно средств для возмещения расходов истца.
Как следует из материалов дела, между Отделом социальной защиты населения в Селтинском районе Удмуртской Республики и обществом "Удмуртская энергосбытовая компания" заключен договор от 26.03.2007 N 9/02 о возмещении расходов от предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых в 2007 г. ветеранам Великой отечественной войны, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне.
Согласно п. 1.2 договора возмещение расходов данного общества, понесенных от предоставления указанных мер социальной поддержки, производится Отделом социальной защиты населения в Селтинском районе Удмуртской Республики в соответствии с Правилами расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652, и Положением о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.02.2005 N 21.
Дополнительным соглашением к договору от 11.01.2009 N 5/02 срок действия договора продлен до 31.12.2009.
Общество "Удмуртская энергосбытовая компания" в декабре 2009 г. предоставляло названным категориям граждан льготы по оплате электроэнергии, установленные федеральными законами.
Ссылаясь на неполную компенсацию расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот гражданам общество "Удмуртская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды обеих инстанций исходили из наличия оснований для взыскания суммы убытков за вычетом налога на добавленную стоимость.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" предусмотрено предоставление названным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг, в том числе электроэнергии, в размере 50%. Названная мера социальной поддержки данных категорий граждан является расходным обязательством Российской Федерации.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 и утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции. Данные Правила определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 названного Кодекса).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Удмуртская энергосбытовая компания" в декабре 2009 г. предоставляло льготы по оплате электроэнергии ветеранам и гражданам, подвергшимся радиационному воздействию. Согласно акту сверки расчетов общества "Удмуртская энергосбытовая компания" с Отделом социальной защиты населения в Селтинском районе Удмуртской Республики от 12.08.2010 сумма долга за указанный период составила 3990 руб. 14 коп. Фактические расходы истца по предоставлению льгот ему не возмещены.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили исковые требования, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества "Удмуртская энергосбытовая компания" 3381 руб. 47 коп. убытков.
Все обстоятельства спора судами исследованы и получили правовую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при рассмотрении дела судами не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.08.2010 по делу N А71-6505/2010Г33 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 и утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции. Данные Правила определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 названного Кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2011 г. N Ф09-11148/10-С2 по делу N А71-6505/2010Г33
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11148/10-С2