Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 3 марта 2011 г. N А60-2661/2011
Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2011 года
Полный текст решения изготовлен 03 марта 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению прокуратуры Новолялинского района к обществу с ограниченной ответственностью "Ретал" (ОГРН 1069647004063; ИНН 6647003930) о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
Заявитель извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда, в судебное заседание представители не явились.
от заинтересованного лица: О.Л. Храбрых, генеральный директор, паспорт.
Дело рассматривается в порядке, установленном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие заявителя.
Объявлен состав суда. Отвода суду не заявлено. Права разъяснены.
Прокурор Новолялинского района И.В. Ишеев обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ретал" к административной ответственности по ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Заинтересованное лицо в представленных возражениях просит в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с существенными нарушениями порядка привлечения к административной ответственности. Общество также указывает на малозначительность совершенного правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Территориальным отделом в г. Серове, Серовском районе, Гаринском районе, Новолялинском районе и Верхотруском уезде Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области на основании распоряжения N 01-730 от 07.12.2010 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Ретал" по соблюдению требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей с испытаниями в винно-водочном отделе магазина "Уралочка", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Новая Ляля, ул. Лермонтова, д. 15, в результате чего были отобраны образцы алкогольной продукции: водка "Причал на березовых почках", дата выработки 03.02.2010, объем партии: 5 бут. по 0,5 л., вино специальное "Портвейн 777", дата выработки 02.10.2010, объем партии: 17 бут. по 0,7 л., вино игристое газированное "Российское" полусладкое, дата выработки 24.09.2010, объем партии: 20 бут. по 0,75 л. (акт отбора проб продовольственного сырья, пищевых продуктов от 08.12.2010).
Согласно протоколу лабораторных испытаний N 14071 от 17.12.2010 в алкогольной продукции - вино специальное "Портвейн 777", дата выработки 02.10.2010, объем партии: 17 бут. по 0,7 л., не соответствует требованиям ГОСТ Р 52404-2005 "Вина специальные и виноматериалы специальные. Общие технические условия" по показателю: массовая концентрация приведенного экстракта составила 14,3+1,0 г/дм3 при величине допустимого уровня не менее 16 г/дм3 Обществу выдано предписание N 01.25.09/4743 об изъятии из оборота указанной продукции.
На основании данных проверки, по факту оборота алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, 01.02.2011 прокурором Новолялинского района И.В. Ишеевым вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Ретал"" дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы административного дела и соответствующее заявление были направлены прокуратурой в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении ООО "Ретал" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить по следующим основаниям.
В силу ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа.
Пунктом 7 ст. 2 данного Федерального закона установлено, что алкогольной продукцией является пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" требования к качеству пищевых продуктов, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке таких продуктов, материалов и изделий.
Нормами п. 4.1.3.5 ГОСТ Р 52404-2005 "Вина специальные и виноматериалы специальные. Общие технические условия" предусмотрено, что массовая концентрация приведенного экстракта в специальных винах и специальных виноматериалах должна быть не менее 16,0 г/дм3, в специальных выдержанных - не менее 18,0 г/дм3.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Ретал" допущены нарушения требований ГОСТ Р 52404-2005 "Вина специальные и виноматериалы специальные. Общие технические условия" при обороте алкогольной продукции - вино специальное "Портвейн 777", дата выработки 02.10.2010, объем партии: 17 бут. по 0,7 л.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина общества в его совершении доказаны административным органом и подтверждаются материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Аналогичное требование содержится в ст. 22 Федерального закона N 29-ФЗ, пунктом 2 которой установлено, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
В соответствии с п. 2.4 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, производственный контроль включает, в частности, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
Из перечисленных положений законодательства следует, что общество должно было исполнить названные требования по организации и проведению производственного контроля, однако, не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению указанных норм, осуществив оборот не соответствующей требованиям ГОСТа алкогольной продукции. Осуществляя приемку алкогольной продукции, общество не проверило соответствие товара требованиям указанных ГОСТов, что повлекло за собой оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов.
Доказательств, опровергающих материалы проверки и выводы административного органа заинтересованным лицом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено ни в ходе проверки, ни в судебное заседание.
В материалах дела также имеются объяснения главного бухгалтера общества Шерстобитовой Е.С., которая пояснила, что с нарушением согласна, общество обязано было выполнить требования законодательства по организации и проведению производственного контроля при обороте алкогольной продукции. Вину в совершенном правонарушении признала.
Довод заинтересованного лица о том, что главный бухгалтер не был уполномочен давать объяснения по делу, судом отклоняется, так как в п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Довод ООО "Ретал" об отсутствии его вины ввиду того, что все необходимые документы, подтверждающие качество алкогольной продукции, были получены от поставщика алкогольной продукции, судом не принимается.
Наличие у общества сертификатов соответствия, удостоверения качества и соответствия безопасности на реализуемую алкогольную продукцию, выданных ее изготовителем не исключает возможность приобретения с целью последующей реализации продукции, несоответствующей установленным государственными стандартами и санитарными правилами требованиям, и не устраняет обязанность проводить собственные мероприятия, направленные на обеспечение оборота продукции надлежащего качества, соблюдая при этом требования санитарных правил. Необходимо отметить, что сертификат соответствия выдается на вид продукции и на определенный период времени (до 5 лет), поэтому не характеризует качество каждой партии продукции.
Наличие указанных документов не освобождает общество от проведения производственного контроля алкогольной продукции.
При указанных обстоятельствах, требование заявителя о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит удовлетворению. Учитывая наличие смягчающего ответственность обстоятельства - совершение правонарушения впервые, обществу следует назначить административное наказание в пределах минимального размера санкции, предусмотренной ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 100000 руб.
Согласно ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о защите прав потребителей по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку требования государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, распространяющиеся на изготавливаемые, ввозимые и находящиеся в обороте на территории РФ этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, непосредственно направлены на защиту предусмотренных законодательством прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества, постановление по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть в силу ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в течение одного года со дня обнаружения административного правонарушения, носящего длящийся характер.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент принятия решения не истек.
Заинтересованное лицо ссылается на процессуальные нарушения, допущенные административным органом в ходе проверки и привлечения ООО "Ретал" к административной ответственности (несоблюдение процедурных вопросов, выразившиеся в нарушении срока вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении, отсутствии объяснений законного представителя юридического лица, не разъяснении ему прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, отсутствии подписи законного представителя в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении).
Указанные доводы исследованы судом и отклоняются по следующим основаниям.
В рассматриваемом случае административным органом проведена проверка соблюдения ООО "Ретал" установленных законодательством обязательных требований в области защиты прав потребителей в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В связи с чем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях на данную ситуацию не распространяется.
Согласно статье 2 данного Федерального закона государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Из смысла данной статьи следует, что нормы Федерального закона N 294-ФЗ, направленные на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются при осуществлении государственными контролирующими органами проверок по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к товарам, работам, услугам.
Территориальный отдел в г. Серове, Серовском районе, Гаринском районе, Новолялинском районе и Верхотруском уезде Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области при проведении проверки действовал в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно ст. 16 данного Федерального закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (п. 3).
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Из материалов дела следует, что в отношении общества проводилась внеплановая проверка с испытаниями на основании распоряжения согласно поручению прокуратуры Новолялинского района N 3990 от 02.12.2010, в результате чего были отобраны пробы, исследование которых проводилось ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области".
Распоряжение о проведении внеплановой проверки 08.12.2010 получено на руки представителем ООО "Ретал" Е.С. Шерстобитовой, действующей на основании доверенности, выданной генеральным директором 08.12.2010 на участие в конкретном административном деле, о чем имеется соответствующая отметка.
Отраженные в протоколе лабораторных испытаний от 17.12.2010 нарушения заинтересованным лицом требований государственных стандартов в области оборота алкогольной продукции послужили поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и вынесении постановления о возбуждении в отношении ООО "Ретал"" дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются в том числе, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В акте проверки, постановлении перечислено правонарушение, выявленное в ходе проверки, а также имеется ссылка на законодательные акты, которые нарушило предприятие. Период проверки и ее цель указаны в распоряжении Территориального отдела в г. Серове, Серовском районе, Гаринском районе, Новолялинском районе и Верхотруском уезде Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области N 07-730 от 07.12.2010.
В указанных процессуальных документах имеется ссылка на протокол лабораторных испытаний.
Вместе с тем, протокол подписан заинтересованным лицом без каких-либо возражений, указаний на нарушения при проведении лабораторных испытаний не имеется.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.02.2011 составлено в присутствии законного представителя Общества Е.С. Шерстобитовой, действующей на основании доверенности от 08.12.2010, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем сделана соответствующая запись в постановлении.
В материалах дела имеется требование от 27.01.2011 N 190 о вызове ООО "Ретал" для участия законного представителя в процессуальных действиях при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на 31.01.2011. Требование получено 27.01.2011 продавцом О.Ю. Ступаковой для передачи генеральному директору Храбрых О.Л.
Вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 01.02.2011 не нарушило законных прав общества, поскольку составлено в присутствии законного представителя Общества. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Указанное постановление получено на руки представителем общества, действующим по доверенности.
Оснований для применения в данном случае положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности не имеется в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, совершение такого правонарушения ставит под угрозу здоровье граждан. Наличие вреда в данном случае не является обязательным условием для привлечения к ответственности.
В части конфискации алкогольной продукции вино виноградное специальное белое "Портвейин 777" в количестве 17 бутылок следует отказать, поскольку в материалы дела не представлено доказательств изъятия данной алкогольной продукции. В предписании об изъятии из оборота от 17.12.2010 обществу предложено изъять данную продукцию из оборота и обеспечить ее хранение. Однако из информации о выполнении данного предписания следует, что вино виноградное специальное белое "Портвейн 777" на 17.12.2010 отсутствует. Иного материалы дела не содержат.
Руководствуясь статьями 167-171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Ретал" (ОГРН 1069647004063; ИНН 6647003930; 624440, Свердловская область, г. Новая Ляля, ул. Лермонтова, д. 15, к. 99) к административной ответственности по статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа 100000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.
В части конфискации алкогольной продукции отказать.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области)
ИНН 6658033077
КПП 665801001
ОКАТО 65401364000
Счет N 40101810500000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России Свердловской области.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" "http://ekaterinburg.arbitr.ru".
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 3 марта 2011 г. N А60-2661/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника