Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 1 марта 2011 г. N А60-907/2011
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 01 марта 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Территориальный отдел Управления Федеральной Службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральске, Шалинском районе и поселке Староуткинск) (ИНН: 6670083677; ОГРН: 1056603541565) к Обществу с ограниченной ответственностью "Восток" (ИНН: 6625036393, ОГРН: 1056601540896) о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Антропов И.В., представитель по доверенности N 05-28/416 от 24.12.2010 г,
от заинтересованного лица: Гвоздева О.А., представитель по доверенности от 01.02.2011 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
От заинтересованного лица поступил письменный отзыв. Приобщен к материалам дела.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Восток" (ИНН: 6625036393, ОГРН: 1056601540896; 623013; юридический адрес: Шалинский район, д. Гора, ул. Заречная, д. 10) к административной ответственности по ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Заинтересованное лицо заявленные требования признает.
Другие заявления и ходатайства не поступили.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской на основании распоряжения N 01-22-01-03/4742 от 20.10.2010 г проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Восток" (ИНН: 6625036393, ОГРН: 1056601540896; 623013; юридический адрес: Шалинский район, д. Гора, ул. Заречная, д. 10) на предмет соблюдения хозяйствующим субъектом санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей на объекте общества: магазин N 6 общества с ограниченной ответственностью "Восток" (Шалинский район, п. Шамары, ул. Октябрьская, д. 10).
В результате проверки установлен факт реализации и хранения алкогольной продукции (вино столовое полусладкое белое "Светленькое", в стекл. бут., емкостью 0,7 л., об доля этилового спирта 10-12 %, дата розлива 29.10.2008 г, изготовитель: ООО "Винодельческая компания "РОДЕН КРАЙ", Брянская область, г. Почеп, пер. Володарского, д. 20) с наличием осадка и с посторонними включениями в виде мелких светлых частиц в осмотренных бутылках; составлен акт отбора проб продовольственного сырья, пищевых продуктов от 02.11.2010 г, в соответствии с которым отобраны пробы вина "Светленькое" в количестве 4 бут. (размер партии 18 бут.).
Указанная алкогольная продукция на основании предписания о проведении экспертизы от 20.10.2010 г N 01-22-01-04/2/4743 направлена в аккредитованный испытательный центр ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" для проведения лабораторных исследований.
Согласно листу органолептической оценки от 03.11.2010 образца N 12617 и протоколу лабораторных испытаний N 5069 от 01.06.2010 в исследуемой алкогольной продукции обнаружено содержание легкого осадка и посторонних включений в виде мелких светлых и белых частиц, что является нарушением требований ГОСТ Р 52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия", СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" по органолептическим показателям (наличие осадка и посторонних включений).
Как следует из материалов дела, листом органолептической оценки и протоколом лабораторных испытаний установлено несоответствие по органолептическим показателям образцов изъятой алкогольной продукции ГОСТ Р 52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия", СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".
На основании полученных в ходе проверки и зафиксированных листом органолептической оценки и протоколом лабораторных испытаний данных составлен акт проверки от 29.11.2010 г.
Ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Первоуральск, Шалинском районе и п. Староуткинск Журавлевой В.А. составлен протокол от 16.12.2010 в отношении ООО "Восток" (ИНН 6625036393, ОГРН 1056603541565, место нахождения: Свердловская область, Шалинский район, д. Гора, ул. Заречная, д. 10) об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность представленных в материалы дела доказательств (товарно-транспортная накладная от 13.10.2010 N 101300010, акт отбора проб продовольственного сырья, пищевых продуктов от 02.11.2010, лист органолептической оценки от 03.11.2010 образца 12617, протокол лабораторных испытаний от 12.11.2010 N 12617, акт проверки от 29.11.2010, протокол об административном правонарушении от 16.12.2010) по мнению заявителя подтверждают факт наличия в обороте алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам, следовательно, в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ в виде наложения штрафной санкции и конфискации алкогольной продукции.
В силу ст. 6.14 Кодекса производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, влечет наложение административной ответственности на юридических лиц в виде штрафа юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
Объективной стороной указанного правонарушения является производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов.
Алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, считается находящейся в незаконным обороте, ее реализация запрещена. В случае нарушения установленных запретов такая продукция подлежит изъятию, конфискации (ст.ст. 25, 26 Закона N 171-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что под оборотом понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа.
В соответствии с п. 7 ст. 2 данного закона алкогольной продукцией является пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке таких продуктов, материалов и изделий.
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" требования к качеству пищевых продуктов, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Статьей 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Аналогичное требование содержится в ст. 22 Закона N 29-ФЗ, пунктом 2 которой установлено, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
В соответствии с пунктом 2.4 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, производственный контроль включает, в частности, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Однако ни в ходе проверки, ни в судебном заседании обществом не представлены суду доказательства проведения мероприятий производственного контроля в отношении спорной партии алкогольной продукции, что свидетельствует о наличии вины последнего, которая выразилась в непринятии всех зависящих от юридического лица мер по соблюдению установленных норм.
Кроме того, из пункта 2.1 СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", следует, что пищевые продукты должны отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических, радиологических, биологически активных веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений. Вместе с тем в ходе проверки установлено и обществом документально не опровергнуто, что вино столовое полусладкое белое "Светленькое", не соответствует требованиям ГОСТ Р 52404-2005. Данный факт заинтересованным лицом документально не опровергнут.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, общество при возможности исполнения требований законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, не предприняло все зависящие от него меры по его соблюдению, не осуществило контроль за качеством алкогольной продукции в процессе реализации, что свидетельствует о вине заинтересованного лица.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что в представленных на исследование пробах несоответствие алкогольной продукции по органолептическим показателям (посторонние включения в виде мелких светлых и белых частиц) обнаружено именно по внешнему виду, соответственно могли быть выявлено обществом при визуальном осмотре. Указанное обстоятельство свидетельствует о недостаточности мер, принимаемых заинтересованных лицом к недопущению рассматриваемого правонарушения.
Более того, как следует из отзыва, а также из пояснений представителя, данных им в ходе судебного заседания, заинтересованное лицо наличие своей вины в совершении вменяемого правонарушения не оспаривает.
Процессуальных нарушений административным органом в ходе производства по делу об административным правонарушении не допущено.
Таким образом, оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и фактические обстоятельства , суд пришел к выводу о том, что в действиях заинтересованного лица имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 6.14 КоАП РФ.
Учитывая, что общество с ограниченной ответственностью "Восток" свою вину признает, данных повторности совершения рассматриваемого правонарушения материалы дела не содержат, суд полагает возможным применить минимальную меру наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей с конфискацией алкогольной продукции - вино "Светленькое" в объеме 4 (четыре) бутылки, изъятых по акту отбора проб продовольственного сырья, пищевых продуктов от 02.11.2010 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Территориальный отдел Управления Федеральной Службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральске, Шалинском районе и поселке Староуткинск ) удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Восток" (ИНН: 6625036393, ОГРН: 1056601540896; юридический адрес: 623013; Шалинский район, д. Гора, ул. Заречная, д. 10) к административной ответственности по статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа 100000 (сто тысяч) рублей 00 копеек с конфискацией алкогольной продукции - вино "Светленькое" в объеме 4 (четыре) бутылки, изъятых по акту отбора проб продовольственного сырья, пищевых продуктов от 02.11.2010 г.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по СО)
ИНН: 6670083677 КПП: 667001001
Код ОКАТО: 65257000000
Номер счета получателя платежа: 40101810500000010010
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург
БИК: 046577001
Наименование платежа: Административный штраф Управления Роспотребнадзора по СО
Код бюджетной классификации: 141 1 16 08 000 01 0000 140
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 1 марта 2011 г. N А60-907/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника