Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 2 марта 2011 г. N А60-40598/2010
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 7 сентября 2011 г. N А60-13085/2011
Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 02 марта 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи, секретарем судебного заседания рассмотрел 17-22 февраля 2011 г. дело N А60-40598/2010-С 5 по заявлению Потребительский кооператив "Дачный потребительский кооператив "Мариинские пруды" (далее - ПК "ДПК "Мариинские пруды", заявитель) к Администрация городского округа Ревда (далее - администрация, заинтересованное лицо)
третье лицо: открытое акционерное общество "Северский трубный завод" (далее - ОАО "Северский трубный завод")
о признании ненормативных актов недействительными,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Р.Р. Аглеев - представитель по доверенности от 10.11.2010 г., В.В. Вафин - представитель по доверенности N 2 от 01.02.2011 г., А.А. Абрамов - представитель по доверенности N 1 от 01.02.2011 г.,
от заинтересованного лица: О. В. Гвоздикова - представитель по доверенности N 01-97 от 20.01.2011 г.,
от третьего лица: Д.М. Бузук - представитель по доверенности СТ-49 от 01.01.2011 г.
Потребительский кооператив "Дачный потребительский кооператив "Мариинские пруды" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями к Администрация городского округа Ревда о признании недействительным постановления администрации городского округа Ревда от 03.11.2010 N 2565 "Об отмене постановления от 15.10.2010 N 2404" полностью и о признании недействительным постановления администрации городского округа Ревда от 15.10.2010 г. N 2404 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:1301001:53, 66:21:1204002:61" в части пунктов 2, 3, 4, 5.
Указанные заявления приняты арбитражным судом к производству (дела N А60-43136/2010 и N А60-40598/2010 соответственно).
Определением от 25 января 2011 г. дела N А60-40598/2010 и N А60-40598/2010 по ходатайству заявителя объединены в одно производство. Оба заявления рассматриваются в рамках дела N А60-40598/2010.
От заявителя поступило заявление о распределении судебных расходов. Заявление судом принято.
Заявитель ходатайствует о приобщении к материалам дела письменных объяснений. Ходатайство удовлетворено.
Заинтересованное лицо ходатайствует о приобщении к материалам дела дополнения к отзыву с приложенными к нему документами, а так же копий Устава городского округа Ревда и положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе Ревда. Ходатайство удовлетворено.
Третье лицо ходатайствует о приобщении к материалам дела документов, свидетельствующих о его правах на объект, расположенный на спорном земельном участке. Ходатайство судом удовлетворено.
Кроме того, в судебном заседании к материалам дела приобщены представленное заявителем письмо Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 г. и представленные заинтересованным лицом схемы земельных участков.
В судебном заседании 17.02.2011 г. объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 22.02.2011 г. После перерыва рассмотрение дела продолжено.
Заинтересованное лицо ходатайствует о приобщении к материалам дела дополнения к отзыву и дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме, просит признать недействительными постановления администрации городского округа Ревда от 03.11.2010 N 2565 "Об отмене постановления от 15.10.2010 N 2404" полностью и от 15.10.2010 г. N 2404 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:1301001:53, 66:21:1204002:61" в части пунктов 2, 3, 4, 5.
Представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласен, просит отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица не присоединился к позиции ни одной из сторон.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
ПК "ДПК "Мариинские пруды" на основании договоров от 25.01.2010 г. о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков N 61 от 16.11.2009 г. и N 62 от 16.11.2009 г. на праве аренды принадлежат земельные участки, расположенные в г. Ревде севернее п. Ледянка, площадью 844459 кв.м. с кадастровым номером 66:21:1301001:53 и площадью 455334 кв.м. с кадастровым номером 66:21:1204002:61.
Постановлением администрации городского округа Ревда N 2404 от 15.10.2010 г. "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:1301001:53, 66:21:1204002:61" изменен вид разрешенного использования указанных земельных участков с "для создания крестьянского (фермерского) хозяйства" на "для ведения дачного хозяйства".
Также данным постановлением установлено, что разрешенное использование земельных участков "для ведения дачного хозяйства" не распространяется на лесные участки (участки, занятые лесными насаждениями), расположенные в границах земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:1301001:53 и 66:21:1204002:61 (п. 2 постановления).
ПК "ДПК "Мариинские пруды" предписано произвести размежевание земельных участков с целью исключения из них площади лесных участков (п. 3 постановления), обратиться в муниципальное учреждение городского округа Ревда "Ревдинское городское лесничество" по вопросу организации землепользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах арендованных участков в соответствии с действующим лесным законодательством (п. 4 постановления), обеспечить свободный доступ на лесные участки неограниченному кругу лиц в соответствии с действующим лесным законодательством (п. 5 постановления).
Постановлением N 2565 от 03.11.2010 г. постановление N 2404 от 15.10.2010 г. отменено.
Полагая, что постановления N 2404 от 15.10.2010 г. в части п. 2, 3, 4, 5 и N 2565 от 03.11.2010 г. полностью не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, ПК "ДПК "Мариинские пруды" обратилось в арбитражный суд.
В обоснование своей правовой позиции относительно того, что постановлением N 2404 от 15.10.2010 г. в части п. 2, 3, 4, 5 администрация незаконно возложила на него дополнительные обязанности, заявитель ссылается на то, что п. 2 постановления не соответствует действующему законодательству, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 66:21:1301001:53 и 66:21:1204002:61 относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и не входят в состав земель лесного фонда, образование земельных участков относящихся к двум категориям земель, недопустимо, следовательно, на него незаконно возложены обязанности произвести размежевание земельных участков в целях исключения из них площади лесных участков, обратиться в муниципальное учреждение городского округа Ревда "Ревдинское городское лесничество" по вопросу организации землепользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах арендованных участков, обеспечить свободный доступ на лесные участки неограниченному кругу лиц в соответствии с действующим лесным законодательством.
Относительно незаконности постановления N 2565 от 03.11.2010 г. "Об отмене постановления N 2404 от 15.10.2010 г." заявитель указывает на то, что из вводной части оспариваемого постановления следует, что оно принято в связи с вводом в эксплуатацию ВЛ 220 кВ Емелино - СТЗ ОАО "Северский трубный завод" и регистрацией права собственности на данный объект. Однако, по мнению заявителя, данное обстоятельство не может служить основанием для изменения вида разрешенного использования земельных участков. Кроме того, администрацией нарушен порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:1301001:53 и 66:21:1204002:61, а именно не проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования, как того требуют положения устава городского округа Ревда.
В обоснование возражений относительно заявленных требований заинтересованное лицо ссылается на то, что постановление N 2404 от 15.10.2010 г. отменено постановлением N 2565 от 03.11.2010 г. поскольку оно противоречило действующим нормам права, было принято с нарушением порядка и сроков принятия, а так же противоречило итогам публичных слушаний.
Рассмотрев материалы дела, оценив его фактические обстоятельства, выслушав доводы представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования следует удовлетворить в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
При этом, поскольку органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в соответствии с законом, в качестве основания для отмены муниципального правового акта должны быть указаны основания, свидетельствующие о грубом нарушении действующего законодательства при принятии отменяемого акта.
По настоящему делу в оспариваемом постановлении Администрации городского округа Ревда N 2565 от 03.11.2010 года "Об отмене постановления от 15.10.2010 года N 2404", заинтересованное лицо в качестве основания для отмены постановления от 15.10.2010 года N 2404 указывает на ввод в эксплуатацию объекта ВЛ 220 кВ Емелино - СТЗ и регистрацией права собственности на данный объект. Однако указанное обстоятельство не свидетельствует о существенном и грубом нарушении действующего законодательства Администрацией городского округа Ревда при принятии постановления от 15.10.2010 года N 2404. Как следует из пояснений представителя третьего лица в судебном заседании, наличие объекта ВЛ 220 кВ, лишь должно быть учтено заявителем и произведены соответствующие согласования при утверждении проектной документации при использовании спорных территорий для ведения дачного хозяйства. Суд полагает, что основания, указанные заинтересованным лицом в оспариваемом постановлении в качестве основания для его вынесения, не могут служить таким основанием для отмены ранее вынесенного постановления.
Доводы заинтересованного лица, связанные с наличием иных оснований для отмены постановления от 15.10.2010 года N 2404, судом не принимаются, поскольку такие основания не указаны в спорном постановлении, а, соответственно, заинтересованное лицо не представило надлежащих доказательств в обоснование своей позиции. Кроме того, судом приняты во внимание обстоятельства, связанные с оценкой законности постановления от 15.10.2010 года N 2404, изложенные ниже.
Далее, как следует из пунктов 2, 3, 4, 5 постановления от 15.10.2010 года N 2404, разрешенное использование земельных участков не распространяется на лесные участки (участки, занятые лесными насаждениями), расположенные в границах земельного участка площадью 844459,00 кв.м., земельного участка площадью 455334,00 кв.м., в связи с тем, что разрешенное использование лесных участков установлено лесохозяйственным регламентом МУ "Ревдинское городское лесничество". Заявителю предложено произвести размежевание земельных участков с целью исключения из них площади лесных участков, а также обратиться в МУ "Ревдинское городское лесничество" по вопросу организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах арендованных участков и обеспечить свободный доступ на лесные участки неограниченному кругу лиц.
Суд считает, что оспариваемые пункты постановления от 15.10.2010 года N 2404 также не соответствуют законодательству и подлежат признанию недействительными исходя из следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 года, изменение разрешенного использования земельного участка, на которого градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
По настоящему делу такие публичные слушания были проведены 26.08.2010 года.
Учитывая изложенное, заявитель, вправе был изменить вид разрешенного использования земельного участка "для крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
Указанные фактические обстоятельства и правовые основания содержатся в пункте 1 постановления от 15.10.2010 года N 2404, который предусматривает установление разрешенного использования земельных участков - для ведения дачного хозяйства.
При этом суд отмечает, что действующее законодательство не предусматривает при изменении разрешенного использования земельного участка установление дополнительных ограничений, либо возложение на землепользователя дополнительных обязанностей.
Соответственно, суд рассматривает положения, содержащиеся в пункте 2 постановления от 15.10.2010 года N 2404 как противоречащие решению, содержащемуся в пункте 1 постановления, а дополнительные обязанности, возложенные на заявителя в пунктах 3, 4, 5, как не соответствующие действующему законодательству.
Доводы заинтересованного лица, связанные с наличием на спорных участках лесной растительности, судом не принимаются исходя из следующего.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 года "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Из указанных положений закона следует, что участки с лесной растительностью на территории муниципального образования не могут быть выделены в указанные зоны.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства выделения таких зон и включения в них на территории муниципального образования городского округа Ревда спорных земельных участков.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 года "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", действующее законодательство содержит запрет на размещение дачных некоммерческих объединений граждан на землях лесного фонда. Однако спорные участки не относятся к землям лесного фонда.
Доводы заинтересованного лица, связанные с наличием в составе спорных земельных участков земель водоохранного назначения, судом не принимаются, поскольку не представлено надлежащих доказательств наличия указанных земель, их конфигурации и установленных границ.
В связи с тем, что заявленные требования удовлетворены в полном объеме, взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежит 30000 рублей в возмещение расходов на оплату услуг представителя и 2000 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить полностью.
2. Признать недействительными постановление администрации городского округа Ревда от 03.11.2010 N 2565 "Об отмене постановления от 15.10.2010 N 2404" полностью и постановление администрации городского округа Ревда от 15.10.2010 г. N 2404 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:1301001:53, 66:21:1204002:61" в части пунктов 2, 3, 4, 5.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Администрация городского округа Ревда в пользу Потребительский кооператив "Дачный потребительский кооператив "Мариинские пруды", в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 рублей и в возмещение расходов на оплату услуг представителя 30000 рублей.
4. Взыскать с Администрация городского округа Ревда в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 2 марта 2011 г. N А60-40598/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника