Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Состояние проблемы
Главной целью социальной политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг и, прежде всего, качественной медицинской помощи населению.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 мая 2004 года и от 25 апреля 2005 года обозначенные национальные цели признаны приоритетными и определены в качестве основных для реализации всеми уровнями государственной власти и муниципального управления.
Основная идея Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) заключается в содействии росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшение здоровья, создание условий для достойного труда и продуктивной занятости, усиление социальной защиты уязвимых групп населения.
Целью Программы является повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Данная цель отражает роль органов исполнительной власти и местного самоуправления в достижении стратегической цели страны: "Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения (включая повышение качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения, предупреждение заболеваний и других угрожающих жизни и здоровью состояний)".
В рамках реализации указанной цели предусматривается решить следующие тактические задачи:
1) Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения. В среднесрочном периоде предусматривается завершить перевод системы обязательного медицинского страхования и здравоохранения на страховые принципы. Задача повышения эффективности функционирования системы здравоохранения решается путем развития механизмов координации и взаимодействия различных субъектов управления в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, реструктуризации учреждений здравоохранения, широкого внедрения стационарозамещающих технологий, а также преобразования лечебных учреждений в новые организационно-правовые формы. Это будет способствовать уходу от сметной модели финансирования, позволит самостоятельно формировать доходную и расходную части бюджета медицинских организаций, появится большая гибкость в использовании имеющихся ресурсов, повысится конкурентоспособность лечебно-профилактических учреждений.
Повышение структурной эффективности функционирования системы здравоохранения направлено на переориентацию части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап с более широким развитием ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий. Центральным звеном системы здравоохранения должна стать первичная медико-санитарная помощь, обеспечивающая основную функцию по улучшению и сохранению здоровья населения.
2) Обеспечение доступности и качества медицинской помощи. Повышение доступности медицинской помощи будет обеспечиваться на основе законодательного установления государственных гарантий медицинской помощи населению по видам, объемам, порядку и условиям ее оказания.
Конкретизировать гарантируемые объемы медицинской помощи и повысить качество медицинских услуг позволит стандартизация медицинских технологий. Реализация государственных гарантий будет осуществляться в рамках стандартов с утвержденным тарифом на медицинские услуги и лекарственные средства. Будет законодательно установлена единая система стандартизации медицинской помощи и осуществлен переход от содержания лечебно-профилактических учреждений на принципы финансирования медицинской помощи по стандарту ее оказания, вне зависимости от места ее предоставления.
Основные меры по сохранению и укреплению здоровья граждан будут направлены на обеспечение доступности и качества профилактической и медицинской помощи на амбулаторном этапе, проведение диспансерного наблюдения, оздоровление и коррекцию имеющихся патологических состояний, санаторно-курортное лечение.
Планируется увеличить число посещений, в том числе профилактических, что будет способствовать раннему выявлению заболеваний, снижению числа обострений и осложнений при хронической патологии, а также уменьшению объемов стационарной помощи.
Предусматривается повысить эффективность использования коечного фонда (улучшить работу койки, увеличить оборот койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре, сократить необоснованные случаи госпитализации).
Повышение доступности для населения высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи будет осуществлено за счет внедрения новых технологий, снижения сроков ожидания этих видов помощи, развития высокотехнологичных медицинских услуг, создания новых медицинских центров.
"Совершенствование действующей законодательной и нормативной правовой базы, реализация приоритетных направлений развития здравоохранения позволит внедрить эффективные механизмы обеспечения доступной медицинской помощью населения на необходимом качественном уровне с целью сбалансированного и реального осуществления прав, обязанностей и ответственности граждан, всех участников системы охраны здоровья. Решение данной задачи отразится на уровне удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, в том числе диагностики, лечения и реабилитации, что в свою очередь будет способствовать снижению показателей заболеваемости и смертности, увеличению средней продолжительности жизни и улучшению качества жизни больных" 1.
Сохранение здоровья работающего населения как важнейший производственной силы общества, определяющей национальную безопасность страны и ее экономическое развитие, является одной из важнейших функций государства, основой его социальной политики.
Учитывая, что кардинальное улучшение состояния здоровья трудоспособного населения как в России в целом, так и в Березовском городском округе, возможно только на основе системного межведомственного подхода, было принято решение об участии в общероссийских национальных и областных проектах, направленных на сбережение и улучшение здоровья работающего населения Березовского городского округа.
При разработке городской целевой Программы "Охрана и укрепление здоровья работающего населения г. Березовского на 2007-2009 годы" учитывалось, что Березовский городской округ - крупный административный центр с населением около 64,0 тыс. человек, в том числе сельским - более 16,8 тыс. человек.
В Березовском городском округе с 1987 года отмечается отрицательный естественный прирост населения. В 2005 году показатель прироста составил -6,43 (по России -4,0).
Такая же тенденция в ее худшем варианте сохраняется и по продолжительности жизни. Если в целом по России продолжительность жизни женщин составила 72,3 года, а мужчин - 58,9 лет, то в Березовском городском округе соответственно 71,7 и 57,6 лет. Показатель смертности населения трудоспособного возраста имеет тенденцию к небольшому увеличению - с 8,95 в 2004 году до 8,97 в 2005 году.
Отдельно следует отметить, что в Березовском городском округе отмечается снижение заболеваемости всего населения: показатель общей заболеваемости в 2005 году составил 1184,4 на 1000 населения, что на 7,93% ниже уровня прошлого года (1283,17 на 1000 населения). Показатель заболеваемости по временной нетрудоспособности (число случаев) составил 33,2 на 100 работающих, что также ниже уровня прошлого года на 1,34% (2004 г. - 33,67). В днях показатель составил 485,85 на 100 работающих, что ниже уровня прошлого года на 5,5% (2004 год - 514,15). Однако снижение уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности вовсе не свидетельствует об улучшении состояния здоровья населения в Березовском городском округе, поскольку остаются проблемы, связанные с доступностью и качеством оказания медицинских услуг и пр. Необходимо особо отметить, что в структуре заболеваемости и основных причин смертности первые места занимают заболевания сердечно-сосудистой системы, травмы и отравления, злокачественные новообразования.
Анализ условий труда с лабораторным контролем рабочих мест по химическим, физическим и радиационным факторам проводится только по 90 промышленным предприятиям, что составляет всего 57,3% от общего числа зарегистрированных в ТО ТУ Свердловского Роспотребнадзора в г. Березовском предприятий (157 предприятий). Низкий процент охвата предприятий лабораторным контролем связан с тем, что он практически не ведется в организациях малого и большей части среднего бизнеса, строительства, жилищно-коммунального хозяйства.
Несмотря на низкий процент охвата предприятий лабораторным контролем за условиями труда, в 2005 году число исследованных проб на пыль составило 3037, из них в 443 выявлено превышение предельно допустимого коэффициента (14,6% от числа исследованных проб). По шуму 214 рабочих мест из 1030 обследованных не соответствуют санитарным нормам, по вибрации - 6 рабочих мест из 157 обследованных не отвечают требованиям санитарных норм и правил.
Число работников с профессиональным стажем более 10 лет на основных промышленных предприятиях Березовского городского округа растет и достигает 28%.
И, как следствие, уровень впервые выявленной профессиональной заболеваемости в 2005 году составил 12,90 на 10000 работающих, что на 4,6% выше уровня 2004 года (12,33 на 10000 работающих) и выше среднеобластного показателя в 3 раза (в 2005 году - 4,1 на 10000 работающих).
1 Из Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Минздравсоцразвития РФ как субъекта бюджетного планирования на 2006 год и на период до 2008 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.