Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 марта 2011 г. N Ф09-376/11-С2 по делу N А34-3418/2010
Дело N А34-3418/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Наумовой Н.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 01.10.2010 по делу N А34-3418/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Утюпин Д.Н. (доверенность от 30.12.2010 N 05-13/052987).
Муниципальное унитарное предприятие "Курганводоканал" (далее -предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к инспекции о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2005 год в сумме 3 251 671 руб.
Решением суда от 01.10.2010 (судья Петрова И.Г.) требования налогоплательщика удовлетворены. Суд обязал налоговый орган возвратить предприятию излишне уплаченный НДС в сумме 3 251 671 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 (судьи Малышев М.Б., Толкунов В.М., Дмитриева Н.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению налогового органа, в 2005 году денежные средства, выделяемые из бюджета в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включались в налоговую базу по НДС. Налоговый орган поясняет, что поскольку налоговые декларации по НДС за 2005 год представлены 14.05.2010, а камеральные проверки по ним не проводились и суммы, уменьшающие облагаемую базу по НДС, не разнесены в лицевом счете предприятия, то переплата в сумме 3 251 671 руб. у налогоплательщика не образовалась.
В представленном отзыве предприятие возражает против доводов инспекции, считая обжалуемые судебные акты обоснованными.
Как следует из материалов дела, между предприятием и муниципальным учреждением "Центр социальной защиты населения г. Кургана" (далее - учреждение) заключен договор от 09.03.2005 о возмещении расходов на предоставление льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденный распоряжением мэра г. Кургана от 18.03.2005 N 1073-р.
Согласно договору от 09.03.2005 предприятие предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг, а учреждение производило возмещение расходов за предоставление льгот по оплате услуг.
Налогоплательщик за 2005 год оказал услуги льготируемым категориям потребителей в сумме 18 064 846 руб. и включил их в облагаемую базу по НДС, то есть завысил реализацию на указанную сумму и излишне уплатил НДС в сумме 3 251 671 руб.
Филиал Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Отдел социальной защиты населения г. Кургана направил предприятию письмо от 06.07.2007 N 06-4351, в котором уведомил о том, что предъявленная к возмещению сумма предоставленных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан уменьшается на сумму НДС за период с 01.01.2003 по 31.12.2006.
Налогоплательщик 12.05.2010 представил в инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за январь-декабрь 2005 года, при этом 13.05.2010 подал заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога.
Инспекцией вынесено решение от 18.05.2010 N 1101 об отказе в осуществлении возврата, со ссылкой на то, что переплата в карточках расчета с бюджетом отсутствует и в соответствии с п. 7 ст. 78 Кодекса заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Полагая, что решение инспекции от 18.05.2010 нарушает его права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании инспекции возвратить излишне уплаченный НДС.
Суды, удовлетворяя требования налогоплательщика, исходя из совокупности установленных обстоятельств, пришли к выводу о соблюдении предприятием срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 Кодекса, и наличии оснований для удовлетворения его требований.
Выводы судов соответствуют нормам права и материалам дела.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В п. 33.2 Методических рекомендаций по применению гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по НДС.
Средства, выделяемые из бюджета на покрытие убытков, возникающих у предприятий коммунального хозяйства в связи с применением государственных регулируемых цен на товары, не должны включаться в налоговую базу в целях исчисления НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (оказанных услуг).
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.
В силу п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 6, 7 ст. 78 Кодекса).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.06.2001 N 173-O, пропуск указанного срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства с иском о возврате соответствующей суммы из бюджета, и в таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.
Судами установлено, материалами дела подтверждено и инспекцией не опровергнуто, что о факте излишней уплаты НДС за 2005 год предприятию стало известно 06.07.2007, с даты направления письма филиалом Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Отделом социальной защиты населения г. Кургана.
Кроме того, суд установил, что факт наличия у предприятия переплаты по НДС в сумме 3 251 671 руб. следует также из текста акта совместной сверки расчетов от 02.07.2010, подтвержден счетами-фактурами и платежными поручениями, налоговыми декларациями за 2005 год.
Уточненные декларации представлены предприятием в налоговый орган 12.05.2010, заявление о возврате излишне уплаченного налога подано в арбитражный суд 05.07.2010, то есть до истечения трехлетнего срока исковой давности с того момента, когда налогоплательщику стало известно о наличии переплаты.
В силу п. 3 ст. 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о наличии переплаты.
Судом установлено, что материалы дела не содержат доказательств того, что налоговым органом указанная обязанность была выполнена. При этом сами по себе сведения, содержащиеся на лицевом счете, не могут быть использованы для ограничения прав налогоплательщиков, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах суды, установив наличие излишней уплаты предприятием НДС в связи с ошибочным внесением сумм льгот в облагаемую базу по НДС, правомерно удовлетворили требования предприятия о возврате из бюджета НДС за 2005 год в сумме 3 251 671 руб.
Ссылка инспекции на то, что уточненные налоговые декларации по НДС за 2005 год представлены 14.05.2010, камеральные налоговые проверки представленных уточненных налоговых деклараций не проводились и суммы, уменьшающие облагаемую базу по НДС в связи с применением льготы, не разнесены на лицевом счете налогоплательщика судом кассационной инстанции не принимается, поскольку правового значения в рамках рассматриваемого дела не имеет.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 01.10.2010 по делу N А34-3418/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.06.2001 N 173-O, пропуск указанного срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства с иском о возврате соответствующей суммы из бюджета, и в таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Судами установлено, материалами дела подтверждено и инспекцией не опровергнуто, что о факте излишней уплаты НДС за 2005 год предприятию стало известно 06.07.2007, с даты направления письма филиалом Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Отделом социальной защиты населения г. Кургана.
Кроме того, суд установил, что факт наличия у предприятия переплаты по НДС в сумме 3 251 671 руб. следует также из текста акта совместной сверки расчетов от 02.07.2010, подтвержден счетами-фактурами и платежными поручениями, налоговыми декларациями за 2005 год.
...
В силу п. 3 ст. 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о наличии переплаты."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2011 г. N Ф09-376/11-С2 по делу N А34-3418/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-376/11-С2