Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 марта 2011 г. N Ф09-293/11-С2 по делу N А60-27558/2010-С5
Дело N А60-27558/2010-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богдановиче Свердловской области (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2010 по делу N А60-27558/2010-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель фонда - Кравец О.С. (доверенность от 11.01.2011 N 14).
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Малютина Андрея Валентиновича (далее - предприниматель) штрафа в сумме 924 руб. за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления
индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2009 год.
Решением суда от 21.09.2010 (судья Италмасова Е.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 (судьи Полевщикова С.Н., Васева Е.Е., Савельева Н.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, требования фонда удовлетворить. Фонд полагает, что предприниматель является страхователем-работодателем, производящим выплаты физическим лицам, поскольку представляет в территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него по трудовому договору физических лицах.
Из обстоятельств дела следует, что фондом проведена проверка предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства об обязательном пенсионном страховании, выявившая факты непредставления в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2009 год, а также нарушения предпринимателем требования, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Фондом составлен акт от 08.04.2010 N 12а и вынесено решение от 30.04.2010 N 12 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 924 руб.
На основании указанного решения фондом выставлено требование от 28.05.2010 N 9 о добровольной уплате штрафа в срок до 18.06.2010.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исходя из совокупности установленных обстоятельств, пришли к выводу о недоказанности фондом оснований для привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам права.
В ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ определено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно абз. 8 ст. 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу абз. 5 ст. 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
В соответствии с подп. 1 - 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилию, имя, отчество, фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении; дату и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи этих документов; гражданство.
Пунктом 1 ст. 10 Закона N 27-ФЗ определено, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях:
при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;
при снятии с учета в качестве страхователя;
при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с п. 5 ст. 7 указанного Закона;
при изменении сведений, предусмотренных подп. 2 - 5 п. 2 ст. 6 данного Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 ст. 10 Закона N 27-ФЗ определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.
Таким образом, Закон N 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающий перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения о застрахованных лицах возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, обязаны представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Кроме того, данная обязанность не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за ее нарушение ответственность, установленная ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, неприменима.
Частью 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возложена на орган или лицо, которые приняли акт.
Исследовав материалы дела в порядке, определенном ст. 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что предприниматель привлечен к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. При этом предприниматель не является страхователем по смыслу, придаваемому этому понятию Законом N 27-ФЗ, поскольку осуществляет уплату страховых взносов только за себя, в связи с чем привлечение его к ответственности за непредставление в установленный законодательством срок сведений произведено фондом неправомерно.
Достаточных объективных доказательств, свидетельствующих о том, что предприниматель осуществляет прием на работу физических лиц по трудовому договору, заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, фондом в нарушение требований, определенных ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Ссылка фонда на наличие карточки регистрации движения индивидуальных сведений за 2009 год, подписанной самим предпринимателем и заполненной в процессе составления акта проверки 08.04.2010, обоснованно в силу п. 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не принята судами во внимание.
При таких обстоятельствах вывод судов о недоказанности фондом совершения предпринимателем вмененного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, является правильным, соответствует материалам дела.
Всем обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, ссылки фонда, по которым он не согласен с обжалуемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2010 по делу N А60-27558/2010-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богдановиче Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, обязаны представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Кроме того, данная обязанность не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за ее нарушение ответственность, установленная ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, неприменима.
...
Исследовав материалы дела в порядке, определенном ст. 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что предприниматель привлечен к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. При этом предприниматель не является страхователем по смыслу, придаваемому этому понятию Законом N 27-ФЗ, поскольку осуществляет уплату страховых взносов только за себя, в связи с чем привлечение его к ответственности за непредставление в установленный законодательством срок сведений произведено фондом неправомерно.
...
Ссылка фонда на наличие карточки регистрации движения индивидуальных сведений за 2009 год, подписанной самим предпринимателем и заполненной в процессе составления акта проверки 08.04.2010, обоснованно в силу п. 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не принята судами во внимание.
При таких обстоятельствах вывод судов о недоказанности фондом совершения предпринимателем вмененного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, является правильным, соответствует материалам дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 марта 2011 г. N Ф09-293/11-С2 по делу N А60-27558/2010-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
09.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-293/11-С2